Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный).
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры, его характеристика.
Совокупность пед.ценностей, воспринятых педагогом и принятых им. Ценности пед.-внутренний, эмоц.освоенный регулятор деят-ти, определяющий его отношение к окр.миру, к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой деят-ти. Культура пед. определяется ценностями, приоритетами, умение выявлять новые ценности.
Виды ценностей: общественно-пед (хар-р содержание ценностей, функционирующих в различных соц.системах), проф-групповые (в виде идей, концепций норм регулирующих и направляющих пед. деят-ть), индивид-личностные (отражает цель, мотивы, идеалы, потребность в общении, обмен ценностями и др. мировоззренческие хар-ки)
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры, его реализация через призму решения педагогических задач.
Представляет пед.деят-ть, как процесс решения пед задач по пед анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции.
Группы пед.задач аналитико-рефлексивные – анализ и рефл. пед процесса и его элементов, субъект-субъективных отношений и возникающих трудностей.
Конструктивно-прогностические – задачи построения целостного пед.процесса, суть состоит в целеполагании и конструировании пед. процесса, в прогнозиров. его развития
Организационно-деятельностные –реализация оптимальных вариантов пед.процесса, сочетание разнообразных видов пед дея-ти, организация отдельной деят-ти своей, уч-ся.
Оценочно-информационные – сбор, хранение инф-ции о состоянии и перспективах раз-я пед проц. его объективная оценка
Коррекционно- регулирующие - обеспечивает адаптацию к внешним явлениям. Коррекция хода, содержания, методов пед.процесса. Утановление необходимых коммуникативных связей, их регуляция, поддержка.
8. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры: понятие, условия развития.
ЛТК-творческое начало личности педагога, инициатива, готовность к риску, ответственность.проявляется в умении педагога творчески реализовывать технологию пед.процесса, опираясь на теорию, осуществлять практическую деят-ть, внося личный вклад, обогащая ее новыми приемами и способами, находиться в постоянном поиске оптимальны решений. (объектом и субъектом явл. р-нок)
Пед. творчество –процесс самореализации индивид., психологич, интеллектульных способностей личности педагога.
Условия: объективные: влияние социокультурной реальности, конкретного культурно-творчекого периода, в котором творит педагог; положительный эмоц.псих.климат в коллективе; необходимый ур. знаний в псих-пед и соц.сферах; наличие адекватных ср-в, условий орг-ции образоват.процесса; научная обоснованность пед.деят-ти; наличие необходимого времени. Субъективные-З основных закономерностей, принципов пед.процесса; ур. общекультурной подготовки педагога; раз-тое пед.мышление и рефлексия пед.опыта и интуиция; владение пед. технологией
Уровни сформированности профессионально-педагогической культуры (адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный).
Адаптивный- хар-ся неустойчивое отношение педагога к пед.реальности. Безразличен к псих-пед знаниям, отсутствует система знаний, нет готовности к их использ-ю в конкретных пед.ситуациях. Пед дея-ть строится по заранее отработанной схеме, без творчества. Не проявляет активности в самосовершентств., повышении квалификации.
Репродуктивный – склонность к устойчивому ценностному отношению к пед.реальности: высоко оценивает роль псих-пед знаний, успешно решает конструктивно прогностические задачи, предполагающие целеполагание и планирование.
Эвристичекий –умение решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи. Постоянный поиск новых технологий воспитания и обучения, делятся опытом, положительно настроены на повышение квалификации.
Креативный – высокая степень результативности пед.деят-ти, мобильность псих-пед знаний, Активность. Аналитико-рефлексивные У имеют первостепенное значение. Пед.импровизация, интуиция, воображение. Сочетание научных и пед. интересы и потребности. Часто сами явл.инициаторами повышения квалификации, делятся опытом и перенимают опыт коллег Стремление к самосовершенствованию.
10. Сущностная характеристика профессиональной компетентности: понятия «компетенция», «компетентность», «педагогическая компетентность»; структура профессиональной компетентности.
Компетенция-формально описанные требования к личности, профессиональным качествам специалиста .
Компетентность-личная способность решать определенный класс проф.задач. Св-ва личности, которые проявляются в: осведомленности (З, которые освоены), желание, готовность дейст-ть, в наличии позитивного опыта.
Компетентность-совокупность когнитивных, мотивационно-ценностных и интерактивных составляющих.
Компоненты проф.компетентности: соц-правовая (ЗУН в обл взаимодействия с людьми, законодательных актов, владение приемами проф. общения), аутокомпетентность – адекватное представление от том, что требуется, как я соответствую, умение признать неправоту, экстремальная компетентность –способность дейст-ть во внезапных ситуациях.
Пед.компетентность- интегральная хар-ка, определяющая готовность и способность выполнять функции педагога в соответствии с принятыми нормами, требованиями, стандартами. Псих-пед. компетентность – единство практической и теоретич. готовности ощуствлять пед деят-ть. З. в обл психологии педагогики, наличие умений анализировать, прогнозировать, проективные умения, рефлексивные умения. Умения применять знания на практике, ставить цели и задачи соответствующие стандарту. Диагностические умения, проектирование развития коллектива и отдельных уч-ся. Активизация личности, умение оценивать результаты пед деят-ти. Предметно-методологическая компетентность – владение методиками развития, воспитания и обучения личности. Компетентность в обл. валеологии (здоровьесберегающие технологии, изучение мед.карты детей, орг-ция обр.процесса для детей с ОВЗ). Медиа-технологии (владение технологиями, У проектировать и реализовывать программу индивид. раз-я детей). Коммуникативная компетентность.Исследовательская компетентность – У анализировать псих-пед теорию и практику, У спланировать, организовывать и провести пед.эксперимент, его анализ. Компетентность собственного опыта- статьи, открытые уроки, конкурсы. Акмеологическая компетентность.
Психолого-педагогическая компетентность (содержание теоретической и практической готовности педагога).
Псих-пед. компетентность – единство практической и теоретич. готовности осуществлять пед деят-ть. З. в обл психологии педагогики, наличие умений анализировать, прогнозировать, проективные умения, рефлексивные умения. Диагностические умения, проектирование развития коллектива и отдельных уч-ся. Аналитич.умения расчленять пед.явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы), находить в теории обуч и воспит идеи, выводы, закономерности, адекватные логике конкретного явления; находить пед.задачу и способы ее решения; адаптация материала для детей. Прогностические умения опирается на знание сущности и логики пед. процесса, закономерностей возрастного и индивид. раз-я. Выдвижение пед. целей и задач отбор способов их достижения, предвидение резуль-та, определение этапов пед. процесса, распределение времени. Прогнозирование раз-я коллектива (его динамика, развитие системы взаимоотношений и др), прогнозирование раз-я личности (качеств, чувств, поведения, его взаимоотношения с др), прогноз-е пед процесса (возможные трудности детей, резуль-т применения методов, приемов, ср-в). Проективные умения – постановка целей обуч и воспит, их конкретизация, способы их поэтапной реализации. Определение содержания и видов деят-ти. Перевод целей и содержания образ-я в конкретные задачи. Учет потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта. Проектирование индивид. р-ты с р-ком для преодоления возникших трудностей. Отбор содержания, методов, форм, ср-в. Рефлексивные умения анализ своих дейст-й, состояний, суждений, поступков.
Практическая готовность – Умение использовать З в конструировании реального образовательного процессса. Ставить пед задачи в соответствии со стандартом; умение изучать личность и коллектив для определения уровня развития познават.способностей р-ка к активному овладению новыми знаниями. Активизация личности, умение оценивать результаты пед деят-ти, самоанализ, в связи с этим определить новый комплекс пед задач.
12. Характеристика компетентностей: предметно-методологической, в области валеологии образовательного процесса и медиа-технологий.
Предметно-методологическая компетентность – знания в обл проф деят-ти (ДО НОО), ориентация в современных исследованиях по ДО НОО, владение методиками развития, воспитания и обучения личности. Компетентность в обл. валеологии (Теоретич знания в обл валеологии, здоровьесберегающие технологии, изучение мед.карты детей, орг-ция обр.процесса для детей с ОВЗ). Медиа-технологии (владение технологиями, которые способствуют развитию и социализации,У проектировать и реализовывать программу индивид. раз-я детей).
13. Характеристика компетентностей: коммуникативной, управленческой, исследовательской, акмеологической и в сфере трансляции собственного опыта.
Коммуникативная компетентность(владение речью, приемами общения), управленческая (в системе педагог-ребенок-родитель) пед анализ ресурсов в школе, семье; умение проектировать цели, планировать, организовывать работу, корректировать ее при анализе резуль-тов. Исследовательская умение анализировать псих-пед теорию и практику, умение спланировать, организовать и провести пед.эксперимент по внедрению инноваций, его проанализировать. Компетентность собственного опыта- статьи, открытые уроки, конкурсы. Акмеологическая компетентность. Проф совершенствование, умение выбирать главные направления и формы деят-ти для проф роста, самореализация в проф труде.
14. Профессиональный стандарт «Педагог…»: общая характеристика документа.
«Педагог (пед деят-ть в сфере ДО, НО, ОО, СО)» Зарегистрирован в Минюсте 06.12.13г. в силе с 1 янв. 2019г.
ПСП применяется работодателями при: формировании кадровой политики и в управлении персоналом; орган-ции обучения и аттестации работников; заключении трудовых договоров; разработке должностных инструкций; установлении систем оплаты труда
Цели: определять квалификацию педагога; обеспечить подготовку педагога для получения высоких результ-тов его труда; обеспечить необходимость педагога о предъявляемых к нему требованиям; содействовать вовлечению педагогов в решение задач повышения качества образ-я.
Педагог должен знать: -приоритетные направления развития образовательной системы; -знать нормативные документы по вопросам ОВР –конвенцию о правах ребенка (встпила в силу 15 сентября 1990г. – знать трудовой кодекс.
Соблюдать: правовые, нравственные, этические нормы, требования проф.этики.
Владеть: псих-пед технологиями (инклюзивными), что необходимы для работы с различными учащимися (одаренные, соц. уязвимые дети, дети-мигранты, сироты, с девиантным поведением, дети с зависимостью и тд)
Общие сведения: виды проф деят-ти ДО, НОО, ООО, СОО. Вид образ-я: ПО, ВПО
Категории людей не имеющие право на пед деят-ть: судимость, специфические заболевания (туберк. Спид и др).
Повышение квалификации-вид доп.проф образования, направлен на формирование готовности педагога к вып более сложных трудовых ф-ций (1 раз в 3 года). Цель аттестации педагогов: стимулирование проф.роста педагогов, повышение квалификации, результативности труда, соответствующая оплата труда.
Трудовые функции: 1) пед деят-ть по проектированию в реализации образоват. процесса в организации (общепедагогич. ф-ции, воспитательная деят-ть, развивающая деят-ть.)
2)пед деят-ть по проектированию и реализации основных общеобраз.программ (ДО НОО и др.)
Группы требований: трудовые действия, необход.умения навыки.
Обучение Труд. дей-я: планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности уч.занятий, формирование УУД, формиров-е мотивации к обучению, объективная оценка знаний обучающихся . Необходимые умения: разрабатывать и применять современные псих-пед технологии, основанные на знании законов раз-я личности и поведение в реальной и виртуальной среде. Необходимые знания: основные закономерности возрастного развития; стадии и кризисы развития, социализации личности; основы психодиагностики
Воспитание Труд. дей-я: реализация современных форм, методов воспит р-ты в урочное и внеурочное время, проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоц.-ценностную сферу личности, использование конструктивных воспитательных усилий родителей, помощь семье в воспитании р-ка. Необходимые умения:строить воспитательную деят-ть с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивид.особенностей ,находить ценностный аспект знания и обеспечить его понимание и переживание обучающимися. Необходимые знания: основы методики воспитательной работы, основными принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных пед технологий.
Развитие Труд. дей-я: формир-е и реализации программ развития УУД, ценностей соц.поведения, навыков поведения в мире вирт.реальности и соц сетей. Необходимые умения: использование культурно-исторического, деятельностного, развивающего подходов. Составить псих-пед хар-ку личности (коллектива), отслеживать динамику раз-я р-ка. Необходимые знания: закономерности раз-я детских и подростковых сообществ, освоение закономерностей семейных отношений