I. теоретико-методологические основы курса
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................... 4
Программа.......................................................................................................6
Темырефератов.............................................................................................. 9
Габлицы,конспекты и схемы..................................................................... 13
Воспитаниеи обучение в Древнейших цивилизациях............................. 14
Педагогика Западной цивилизации в античную эпоху............................ 18
Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций................ 32
Воспитание и система образования в эпоху Возрождения....................... 46
Просвещение и обучение на Руси с древности по XVII в........................ 56
Школа и педагогическая мысль Нового времени
в Западной Европе......................................................................................... 65
Школа и педагогика России в Новое время............................................... 98
Западная педагогическая мысль и школа в Новейшее время................. 141
Философско- и религиозно-антропологические течения
в русской педагогике конца XIX — начала XX в.................................... 150
Советская педагогика и школа................................................................... 161
Вместо заключения...................................................................................... 169
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 173
Игровой материал........................................................................................ 175
Чайнворды................................................................................................ 175
Кроссворды.............................................................................................. 178
Филворд.................................................................................................... 193
Головоломки............................................................................................ 195
Викторины, игры, тесты......................................................................... 196
Справочный отдел........................................................................................ 202
Список литературы по основным разделам курса................................... 210
Ответы на игровой материал...................................................................... 221
© КоджаспироваГ.М., 2003
© ♦ Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003
© Серийное оформление обложки.
«ИздательствоВЛАДОС-ПРЕСС», 2003
«Воспитание есть украшение в счастье и убежище в несчастье».
«Воспитание детей — рискованное дело: ибо в случае удачи последствия приобретены ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».
Демокрит
ВВЕДЕНИЕ
В основу программы курса по истории образования и педагогической мысли положены основные принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса: цивилизационный, антропологический, культурологический, форма-ционный, конкретно-исторический, принцип целостности.
Задачи курса:
• способствовать формированию у студентов системы историко-педагогических
знаний с позиций цивилизационно-антропологического полхода;
• познакомить с выдающимися мыслителями, занимавшимися вопросами вос
питания, и педагогами различных исторических эпох и народов;
• рассмотреть в историко-сопоставительном аспекте ряд ведущих педагогичес
ких проблем;
• пробудить интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его
изучении и усвоении;
• выработать первоначальные умения работы с историко-педагогической лите
ратурой;
• способствовать формированию целостного педагогического сознания и лично
стной самостоятельной оценки историко-педагогических идей.
Основные формы организации учебного процесса: лекции, семинары, само
стоятельная работа студентов, занятия по методикам активного обучения.
На лекциях излагается материал, построенный на цивилизационном подходе, раскрывающем закономерный процесс развития педагогической мысли и образования в разных цивилизациях в различные исторические периоды, дается характеристика различных этапов становления и развития отечественной педагогики и просвещения.
На семинарах обсуждаются темы конкретно-информационного плана, позволяющие более детально изучить педагогические системы, взгляды и деятельность наиболее значительных для того или иного периода мыслителей и педагогов; объективнее, полнее представить состояние образования. Могут проводиться диспуты между сторонниками разных культур и педагогических систем.
Для рефератов студентам предлагаются темы по недостаточно представленным в учебниках авторам, историческим периодам или «сквозным» проблемам в историческом развитии. Студентам можно предложить написание рефератов, дающих сравнительную характеристику педагогических взглядов двух или более педагогов по следующим вопросам: понимание цели воспитания, содержание воспита-
ния и образования, методы и средства воспитания и обучения, отношение к физическим наказаниям, формы воспитания и обучения; место, где надо учить и воспитывать детей; отношение к религиозному воспитанию и образованию женщины, позиция личности воспитуемого.
В процессе изучения курса студенты сами придумывают занимательный материал (кроссворды, сканворды, ребусы, тесты и т. п.), составляют сравнительные таблицы по системам образования или педагогическим взглядам различных педагогов, знакомятся с первоисточниками.
На экзамене студентам целесообразно предлагать три типа вопросов:
1. Педагогическая мысль и школа в определенной цивилизации в тот или иной историчес
кий период или какая-либо проблема в ее историческом развитии.
2. Персоналия и источник.
3. Беседа по реферату.
Для углубленного знакомства с отдельными источниками и обучения работе с ними студентам можно дать задание: представить подробный конспект одной из значительных работ известного педагога по следующей схеме:
1. Полное библиографическое описание источника и его структура.
2. Аннотация.
3. Краткая историческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была
написана данная работа.
4. Сложный план источника.
5. Краткий анализ каждой крупной части (главы, раздела) источника с определе
нием своего отношения к высказываемым автором идеям.
6. Заключительный обобщающий вывод:
а) какие из идей данной работы впоследствии были подвергнуты автором
переосмыслению;
б) какие идеи из педагогической системы автора не вошли в анализируемую
работу.
Следующий раздел пособия — таблицы, схемы и конспекты, в которых в предельно сжатой форме отражены основные идеи целого ряда авторов; представлены отдельные интересные проблемы в их историческом решении и системы образования ряда стран в те или иные исторические периоды. Большое место уделено системе образования России, которая во все времена была достаточно сложной.
Игровой материал пособия можно использовать как контрольный — для проверки знаний, как занимательный — для повышения интереса к изучаемому курсу.
Для многих студентов представляет большой интерес разработка занимательных заданий. Такие задания имеют и профессиональное значение, т. к. подобные материалы будущий учитель может разрабатывать по любому учебному предмету.
Данное пособие не является учебником. Его целесообразно использовать после знакомства с текстовым учебником для более сознательного осмысления и восприятия материала, который представлен в более лаконичной и схематичной форме. В пособии сделан акцент на персоналиях, в отличие от современных учебников по истории педагогики, представлены схемы систем образования. Полезно использовать пособие при проверке готовности студентов к контрольным работам, к зачетам или экзаменам.
ПРОГРАММА
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА
Происхождение воспитания.Социологическая трудовая теория классиков марксизма-ленинизма. Социолого-антропологическая теория Ш. Ле-турно. Социолого-психологическая теория П. Монро. Духовно-культурологическая теория К. Шмидта.
История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания.Задачи истории образования и педагогической мысли. Ее место в интеграционном научном процессе и в профессиональной подготовке учителя.
Принципы анализавсемирного историко-педагогического процесса. Понятие цивилизационного подхода при анализе всемирного историко-педагогического процесса. Культурологический и антропологический принципы. Конкретно-исторический и формационный принципы и их место в структуре цивилизационного подхода. Принцип целостного подхода.
Философские аспекты целеполагания в образовании.
Базисные педагогические традиции.Виды базисных педагогических традиций: целерациональные, ценностнорациональные. собственно традиционные и аффективные.