Что такое наркотики и наркомания?
РАЗДЕЛ IV
НАРКОТИКИ, ВЫХОД ИЗ НАРКОТИЧЕСКОГО КРУГА
Урок 26
Что такое наркотики и наркомания?
На этом уроке ты: · убеждаешься в важности знания ряда понятий в области наркотизма; · задумываешься о системе втягивания подростка в наркоманию; · учишься отвечать на вопросы друзей и выдвигать свои аргументы против наркотиков. Основные понятия темы: · галлюцинация; · деградация; · деменция; · депрессия; · иллюзия; · интоксикация; · суицид. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - ощущение, восприятие, возникающее без наличия соответствующего реального объекта и сопровождающееся уверенностью, что данный объект в данное время действительно существует и воспринимается. ДЕГРАДАЦИЯ - обратное развитие, постепенное снижение, ослабление каких-либо свойств. ДЕМЕНЦИЯ - возникшие в результате болезни, снижение интеллекта, памяти и других сторон психической деятельности. ДЕПРЕССИЯ - пониженое, мрачное, подавленное настроение. ИЛЛЮЗИЯ - наличие искаженного восприятия реального объекта. ИНТОКСИКАЦИЯ - отравление организма в результате накопления ядовитых веществ. СУИЦИД - самоубийство. Суицидальные мысли часто возникают у наркоманов, иногда они совершают и попытки уйти из жизни. Пометки на полях Единственно верный способ не стать наркоманом – это не пробовать наркотики никогда, ни одного раза. Н. Исмуков. Исмуков Николай Николаевич - русский врач, исследователь, публицист. Тех же, кто с помощью наркотиков хочет познать рай на Земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом. Известный наркоман Наркотики выбирают свои жертвы среди самой молодой части человечества. Однажды овладев молодыми, они ведут их одной дорогой к смерти. Ж. Ширак. Ширак, Жак (р. 1932) – президент Франции. Наркомания уже реально угрожает России потерей генофонда, самому существованию россиян как единого народа. Из материалов слушания в Государственной Думе РФ, март 1998 года. | Что первое приходит на ум, когда при тебе произносят слово "наркотики"? Подумаешь ли ты прежде всего об "экстази" и героине? Или вспомнишь о ближайшей аптеке или больнице? Возможно, ты считаешь наркотиками спиртное и сигареты, а может быть, признаешь "настоящими" наркотиками только те, что запрещены законом. Как сказано в толковом словаре, наркотики – это лекарственные вещества, однако само определение довольно расплывчато. Точнее было бы сказать, что наркотики – это химические вещества, которые изменяют настроение человека, его чувства, мысли, ощущения и поведение. Некоторые вещества, способные вызывать опьянение, в список наркотиков не входят, например, отдельные снотворные препараты, клей "Момент", бензин и пр., Употребление их называется "токсикоманией", но с медицинской (не юридической) точки зрения от наркомании ничем не отличается. То же самое можно сказать о табаке, алкоголе и некоторых других веществах, употребление которых, к сожалению, является традиционным в отдельных человеческих сообществах. Таким образом, наркотики бывают двух больших групп: легальные и нелегальные. Легальные мы рассмотрели на предшествующих уроках. В этой главе мы больше будем говорить о нелегальных наркотиках. Существует разделение нелегальных наркотиков на следующие группы (учитывая распространенность тех или иных веществ в России в начале XXI века): 1. Производные конопли (наркотики, изготовленные из конопли). 2. Опиатные наркотики (наркотики, изготовленные из мака или действующие сходным с ними образом). 3. Психостимуляторы (такие как кокаин, эфедрон, фенамин). 4. Галлюциногены (синтетические — ЛСД и природного происхождения - из грибов). 5. Снотворно-седативные препараты ("седативные" - значит успокаивающие). 6. ЛВНД - летучие вещества наркотического действия (бензин, клей "Момент" и пр.). Давайте попробуем вначале ответить на следующие вопросы: 1. Метамфетамин помогает похудеть. ВЕРНО/НЕВЕРНО 2. Эйфория от ЛСД может длиться до половины суток. ВЕРНО/НЕВЕРНО 3. Введение любого наркотика в виде инъекций само по себе очень опасно. ВЕРНО/НЕВЕРНО 4. Амфетамины успокаивают и помогают уснуть. ВЕРНО/НЕВЕРНО 5 Употребление грибов-галлюциногенов запрещено законом. ВЕРНО/НЕВЕРНО 6. Анаболические стероиды делают из мальчишек настоящих мужчин. ВЕРНО/НЕВЕРНО А теперь поразмышляем над ошибочными и верными ответами. 1. НЕВЕРНО. В 1960-е метамфетамины, обладающие свойством подавлять аппетит, врачи обычно прописывали в качестве средства для похудения, но, как оказалось, желание есть утихает лишь ненадолго, и как только действие препарата заканчивается, человек снова чувствует себя голодным, как волк. 2. ВЕРНО. Эйфория от ЛСД может продолжаться до половины суток, и если она началась, то ее не прервать. Возникает мощная зависимость от ЛСД. 3. ВЕРНО. Вводя наркотик в виде инъекции, наркоман рискует нажить накожные язвы и нарывы, заразиться ВИЧ или гепатитом С. 4. НЕВЕРНО. Амфетамины заставляют сердце биться быстрее и придают бодрость. Они обладают возбуждающим действием и не позволят уснуть, доже если вы очень устали. 5. ВЕРНО. Собирать и есть грибы-галлюциногены запрещено. 6. ВЕРНО И НЕВЕРНО. Анаболические стероиды содержат мужской половой гормон тестостерон. У женщин под воздействием стероидов появляются такие, мужские полевые признаки, как, например, рост волос на груди и лице, облысение головы и басовитый голос. У мужчин может произойти ровно обратное: развитие грудных желез и уменьшение яичек. Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками В семье: • родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома; • взрослые-члены семьи употребляют спиртное, наркотики, курят табак; • мать и отец конфликтуют между собой; • нет эмоциональной близости между членами семьи; • родители испытывают проблемы в воспитании детей; • имеется генетическая предрасположенность к употреблению наркотических и токсических веществ; • родителей не интересуют успехи детей в школе. В школе: • преподаватели не уделяют достаточного внимания проблемам наркомании и токсикомании среди подростков; • учащиеся часто переходят из одной школы в другую; • школьники пропускают занятия без уважительной причины, остаются на второй год; • учителя потребляют алкоголь и курят; • существует недоброжелательный климат среди знакомых; • имеет место употребление спиртных изделий и наркотиков детьми в школе; • отмечаются проявления асоциального поведения в виде краж, бродяжничества; • подростки находятся под влиянием более старших товарищей, общаются в компании, употребляющей наркотики и алкоголь. В обществе: • законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных изделий, табака и наркотических веществ; • алкоголь, табак, наркотики и токсические вещества легко доступны и относительно дешевы; • неблагоприятный социально-экономический климат. Личностные факторы: • желание следовать определенным образцам (например, быть "крутым парнем"); • стремление быть взрослым и доказать свою независимость; • желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей: "Делай так, будь хорошим". Это может быть способом привлечения внимания к себе ("Я знаю, что они меня не любят, все время ругают, кричат"); • любопытство ("Все надо попробовать"); • безделье, неумение занять себя ("Было скучно, не знали, чем заняться"). В приобщении подростка к нелегальным наркотикам можно выделить пять этапов. Материалы для учителя Первый этап до 7 лет – дошкольный. С молоком матери в растущий организм могут поступать психоактивные вещества, что нередко приводит к задержке развития или к замедлению его темпа. Такие младенцы позже начинают сидеть, держать головку, стоять, ходить; в мышцах определяется гипертонус, искажается ритм сна. Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом взрослыми психоактивных веществ, хорошо различает поведение их в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться игры, действия и поступки по типу подражания взрослым. Происходит воспроизведение образов любого наркоманического (включая табачное и алкогольное) содержания. Новое сочетание их и трансформация составляют основу пагубного воображения ребенка, материал для его фантазий. Таким образом формируется психологическая программа положительной настроенности на табак, алкоголь и другие наркотики. Второй этап приобщения к психоактивным веществам начинается примерно с 7 лет и длится до 12 лет, когда богатое детское воображение включает все большее число связей между образными представлениями и их эмоциональной окраской (приятный - неприятный, добрый - злой, привлекательный - противный). Именно на этот этап приходятся первые попытки употребления наркотиков и алкоголя, появляются первые понятия о "престижности" пребывания в состоянии опьянения. Вместе с тем начинает нарастать интенсивность эмоциональных срывов, легкость возникновения грубых вспышек злобы, что не формирует способность к состраданию, сочувствию. Агрессивность может проявляться в самых причудливых формах: по отношению к животным, слабым и младшим по возрасту или к пожилым людям. Как правило, при первом использовании наркотика эйфо-рический эффект не возникает. Дети обычно утверждают, что "ничего не нарушали", затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений ("кружилась голова", "повело в сторону") или утверждают, что ощущения были неприятные ("тошнило", "болела голова"). Третий этап приобщения к психоактивным веществам - рассудочный. Он непродолжителен, длится около трех лет – с 12 до 14. Психологически проявляется в виде коммуникативной компетентности, когда предпринимаются усилия для поиска, установления и поддержания новых форм контактов со сверстниками. На этот этап приходятся определенные закономерности, проявляющиеся в половой распущенности, жестокости к сверстникам. Нередки проявления вандализма в транспорте, общественных местах. Первые опыты лживости могут приобретать гротескные формы, где себе отводится первая роль, а во вранье помимо результата и эмоций окружающих нравится сам процесс. Ребенку в этом возрасте свойственно отторгать драматические события, которые могут иметь какое-то отношение к нему самому. Появляется "псевдобесстрашие", слабо мотивированное рискованное поведение. Все вместе взятое в интерпретации взрослых может звучать примерно гак: "Отбился от рук", "Врет на каждом шагу", "Издевается над бабушкой", "Никого не боится", "Квартиру (школу) подожжет и сам сгорит". Знакомство и приобщение к психоактивным веществам происходит в своей, пока не прочной и не постоянной группе. Случаются уходы подростков из дома, дети из асоциальных семей живут в подвалах, на чердаках. Они целенаправленно ищут встречи с себе подобными. Изменяется психологическое время – "топчутся на одном и том же месте", создается впечатление, что поведение чем-то и кем-то регулируется. Появляются проблемы с выбором друзей, а взаимоотношения с родителями становятся отчужденными. Значение этого этапа заключается в следующем. У ребенка формируется представление о "положительной" стороне наркотизации, возможности при помощи психоактивных веществ получать "бесплатное удовольствие". Действительно, ведь никаких реальных негативных последствий наркотизации пока не ощущается (они возникнут позже), поэтому несовершеннолетнему все сложнее поверить взрослому, говорящему об опасности наркомании. Четвертый этап приобщения к наркотикам - рефлексивный- приходится на возраст 14-16 лет и совпадает с "бурным" развитием мышления, мировоззрения. Незаметно для себя и для окружающих подросток оказывается в собственном, воображаемом мире и среди таких людей, какими бы он их хотел видеть. Помимо тенденций обособления нормальной считается раскованность. На этом фоне самооценка у подростка оказывается крайне низкой. Мальчики проводят у зеркала не меньше времени, чем девочки, мучительно переживают внешние физические недостатки, независимо от их реальной серьезности. Задумываются о своей роли в будущем, нередко отрицают материальное благополучие. Идет процесс утверждения себя и противопоставления другим. В этом возрастном периоде нивелируются половые различия в эмоциональной сфере, снижается способность распознавания эмоций у других людей. Образ жизни взрослого подростку чужд, непонятен и совершенно не подходит. По сравнению с другими периодами жизни прослеживается уникальное состояние интереса к смерти и ее переживания. На фоне отсутствия планов на завтра, предстоящую неделю подросток мучительно старается представить себе: "А что там, где нет жизни?" К примеру, погибшие от наркотиков рок-музыканты фактически канонизированы в их понимании. Наркотик воспринимается своеобразным связующим звеном с загробным миром. Стремление опьянеть, забыться, уснуть может являться своеобразным суррогатом, имитацией смерти. Так же, по-особому остро, в этом периоде переживаются чувства мести, ненависти, стыда, одиночества. Формируются не просто компании, а стабильные группы, где все роли распределены, а члены ее хорошо знают свое место. Есть закрепленная территория обитания группы, время сбора. Сперва как суррогат общения и цементирующего компонента, затем с целью получить необыкновенно приятное ощущение, удовольствие, в группе могут предложить все, в том числе сообща изменить свое сознание. Проще всего это можно сделать с помощью табака и других психоактивных веществ. Новички активно вовлекаются к употребление наркотических веществ как прямым принуждением, так и самим психологическим климатом компании. При этом мотивы к употреблению наркотических веществ в связи с особенностями взаимоотношений в компании, как правило, оказываются сильнее мотивов воздержания в силу понимания их вреда. Особенно если подросток, юноша не в состоянии развернуть перед приятелями систему убедительных доказательств вреда, опасности употребления таких веществ, а в результате: "Не хотелось, да друзья уговорили". "Неудобно было отставать от товарищей". "Все так поступают", "Только один раз" и т. д. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у несовершеннолетнего симптомов психической зависимости. В момент отсутствия наркотического вещества подросток начинает испытывать чувство беспокойства, дисфории, тревоги, раздражительности и т. п. Пятый этап приобщения к психоактивным веществам - нозологический, т. е. начинается хроническая болезнь, которая складывается из симптомов и синдромов наркотической зависимости. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов абстиненции, или "ломки", - мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркогенного вещества. Вот как описывает это состояние один из больных подростков: "Боль нечеловеческая... Будто внутрь забралась целая шайка садистов - одни кости сплющивают, другие суставы выворачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Кишки разрываются на части, и ты натурально сходишь с ума". В случае опиатной наркомании это не только боли, но еще и ознобы - "внутренний ледяной холод" без всякой надежды на возможность согреться, холодный пот, боли в животе с многократным поносом, тошнота и рвота, непрекращающийся насморк, слабость, ломота в суставах. В общем, вспомни твой самый тяжелый грипп и помножь его на пищевое отравление - получится примерно четвертая часть того, что чувствует несчастный в дополнение к тем самым болям, которые иногда показывают в фильмах про жизнь наркоманов. Теперь немного о том, какой вред наносит применение наркотиков физическому здоровью человека. Все наркотики, независимо от группы или пути введения в организм, в большей или меньшей степени обязательно повреждают: - нервную систему (в том числе головной мозг); - иммунную систему; - печень; - сердце; - легкие и все остальное. |
Учитель предлагает каждому взять лист бумаги и написать на нем любой вопрос, на который ему хотелось бы получить ответ в ходе групповой работы. После заполнения листы бумаги нужно свернуть и отдать учителю.
Учитель перемешивает листы и раздает по одному каждому участнику, следя за тем, чтобы никто не получил свой собственный листок. Каждый участник должен ответить на полученный им вопрос. Группа активно обсуждает возможные варианты ответов и записывает их на доске либо на листе ватмана. Таким образом рассматривается каждый заданный вопрос. Из всех предложений путем совместного обсуждения выбираются наиболее подходящие. Ведущий должен способствовать тому, чтобы ученики выдвигали идеи, предлагали как можно больше вариантов.
В результате завязывается дискуссия, по ходу которой учитель делает необходимые пояснения и добавления. В конце занятия он подводит итог, акцентируя наиболее важные моменты обсуждения.
Модели наркотизма*
Успокаивающая модель - один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Подростки свою алкоголизацию или наркотизацию объясняют следующим образом: "Чтобы быть спокойнее".
Недостаточно приспособленные, не нашедшие своего места в жизни, плохо адаптирующиеся к новой среде, подростки ищут различные пути гармонизации своего положения. Не умея нормализовать свои отношения в семье, с товарищами в учебном заведении или с друзьями в неформальной группе, подростки используют психоактивные вещества для того, чтобы компенсировать нарушение межперсональных отношений. Они говорят, что это позволяет "легче разговаривать с людьми". Привычка использовать психоактивные вещества угрожает стать постоянной формой бегства от реальности при малейших препятствиях на жизненном пути.
Отдельные подростки употребляют психоактивные вещества для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии. С их помощью они пытаются улучшить настроение, добиться эмоционального комфорта в трудных жизненных ситуациях (разрыв с членами семьи, утрата значимой фигуры, разочарование в любви, дружбе).
Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием психоактивных веществ «облегчает» общение со сверстниками своего и противоположного полов. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях. "Принимаю алкоголь (наркотики) для того, чтобы было легче общаться с другими людьми", - говорит подросток. Имеются сведения, что до 30% всех алкоголиков начинали с привычки принимать "допинг" перед общением, в особенности с лицами противоположного пола.
Активизирующая модель характеризует тех подростков, которые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного - уверенности, бесстрашия, раскованности.
Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употребление психоактивных веществ используется для получения удовольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта. Вызванный в таком случае на откровенность подросток признается, что "Делаю, потому что мне это нравится". Он стремится создать фантастический мир галлюцинаторных образов, пережить блаженное состояние эйфории.
Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми группой с помощью употребления психоактивных веществ. Чтобы самоутвердиться в группе, укрепить свой социальный статус. подростки вынуждены следовать за своими товарищами во всех их действиях и поступках, в том числе и касающихся употребления психоактивных веществ. Развитие этой модели связано с желанием подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.
Манипулятивная модель связана с возможностью использования психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Подростки, склонные к истерическим реакциям, желая покрасоваться, привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью добиться лидирующего положения, охотно пользуются наркотиками и алкоголем. Эмоционально возбудимые, упрямые подростки посредством психоактивных веществ также пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидеров.
Компенсаторная модель определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. У подростков, которые плохо переносят конфликты и трудности в школе и дома, возникает наибольший риск привыкания к наркотикам как форме реагирования на любые жизненные проблемы.