Что такое наркотики и наркомания?

РАЗДЕЛ IV

НАРКОТИКИ, ВЫХОД ИЗ НАРКОТИЧЕСКОГО КРУГА

Урок 26

Что такое наркотики и наркомания?

На этом уроке ты: · убеждаешься в важности знания ряда понятий в области наркотизма; · задумываешься о системе втягивания подростка в наркоманию; · учишься отвечать на вопросы друзей и выдвигать свои аргументы против наркотиков. Основные понятия темы: · галлюцинация; · деградация; · деменция; · депрессия; · иллюзия; · интоксикация; · суицид. ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - ощущение, восприятие, возника­ющее без наличия соответствующего реального объек­та и сопровождающееся уверенностью, что данный объект в данное время действительно существует и воспринимается. ДЕГРАДАЦИЯ - обратное развитие, постепенное сни­жение, ослабление каких-либо свойств. ДЕМЕНЦИЯ - возникшие в результате болезни, снижение интеллекта, памяти и других сторон психичес­кой деятельности. ДЕПРЕССИЯ - пониженое, мрачное, подавленное настроение. ИЛЛЮЗИЯ - наличие искаженного восприятия ре­ального объекта. ИНТОКСИКАЦИЯ - отравление организма в резуль­тате накопления ядовитых веществ. СУИЦИД - самоубийство. Суицидальные мысли часто возникают у наркоманов, иногда они соверша­ют и попытки уйти из жизни. Пометки на полях Единственно верный способ не стать наркоманом – это не пробовать наркотики никогда, ни одного раза. Н. Исмуков. Исмуков Николай Николаевич - русский врач, исследователь, публицист. Тех же, кто с помощью наркотиков хочет познать рай на Земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом. Известный наркоман Наркотики выбирают свои жертвы среди самой молодой части человечества. Однажды овладев молодыми, они ведут их одной дорогой к смерти. Ж. Ширак. Ширак, Жак (р. 1932) – президент Франции. Наркомания уже реально угрожает России потерей генофонда, самому существованию россиян как единого народа. Из материалов слушания в Государственной Думе РФ, март 1998 года. Что первое приходит на ум, когда при тебе произносят слово "наркотики"? Подумаешь ли ты прежде всего об "экстази" и героине? Или вспомнишь о ближайшей аптеке или больнице? Возможно, ты считаешь наркотиками спиртное и сигареты, а может быть, признаешь "настоящими" наркотиками только те, что запрещены законом. Как сказано в толковом словаре, наркотики – это лекарственные вещества, однако само определение довольно расплывчато. Точнее было бы сказать, что наркотики – это химические вещества, которые изменяют настроение человека, его чувства, мысли, ощущения и поведение. Некоторые вещества, способные вызывать опья­нение, в список наркотиков не входят, например, отдельные снотворные препараты, клей "Момент", бензин и пр., Употребление их называется "токсикоманией", но с медицинской (не юридической) точки зрения от наркомании ничем не отличается. То же самое можно сказать о табаке, алкоголе и некоторых других веществах, употребление которых, к сожалению, является традиционным в отдельных человеческих сообществах. Таким образом, наркотики бывают двух больших групп: легальные и нелегальные. Легальные мы рассмотрели на предшествующих уроках. В этой главе мы больше будем говорить о нелегальных наркотиках. Существует разделение нелегальных наркотиков на следующие группы (учитывая распространенность тех или иных веществ в России в начале XXI века): 1. Производные конопли (наркотики, изготовленные из конопли). 2. Опиатные наркотики (наркотики, изготовленные из мака или действующие сходным с ними образом). 3. Психостимуляторы (такие как кокаин, эфедрон, фенамин). 4. Галлюциногены (синтетические — ЛСД и природного происхождения - из грибов). 5. Снотворно-седативные препараты ("седативные" - значит успокаивающие). 6. ЛВНД - летучие вещества наркотического действия (бензин, клей "Момент" и пр.). Давайте попробуем вначале ответить на следующие вопросы: 1. Метамфетамин помогает похудеть. ВЕРНО/НЕВЕРНО 2. Эйфория от ЛСД может длиться до половины суток. ВЕРНО/НЕВЕРНО 3. Введение любого наркотика в виде инъекций само по себе очень опасно. ВЕРНО/НЕВЕРНО 4. Амфетамины успокаивают и помогают уснуть. ВЕРНО/НЕВЕРНО 5 Употребление грибов-галлюциногенов запрещено законом. ВЕРНО/НЕВЕРНО 6. Анаболические стероиды делают из мальчишек настоящих мужчин. ВЕРНО/НЕВЕРНО А теперь поразмышляем над ошибочными и верными ответами. 1. НЕВЕРНО. В 1960-е метамфетамины, обладающие свойством подавлять аппетит, врачи обычно прописывали в качестве средства для похудения, но, как оказалось, желание есть утихает лишь ненадолго, и как только действие препарата заканчивается, человек снова чувствует себя голодным, как волк. 2. ВЕРНО. Эйфория от ЛСД может продолжаться до половины суток, и если она началась, то ее не прервать. Возникает мощная зависимость от ЛСД. 3. ВЕРНО. Вводя наркотик в виде инъекции, наркоман рискует нажить накожные язвы и нарывы, заразиться ВИЧ или гепатитом С. 4. НЕВЕРНО. Амфетамины заставляют сердце биться быстрее и придают бодрость. Они обладают возбуждающим действием и не позволят уснуть, доже если вы очень устали. 5. ВЕРНО. Собирать и есть грибы-галлюциногены запрещено. 6. ВЕРНО И НЕВЕРНО. Анаболические стероиды содержат мужской половой гормон тестостерон. У женщин под воздействием стероидов появляются такие, мужские полевые признаки, как, например, рост волос на груди и лице, облысение головы и басовитый голос. У мужчин может произойти ровно обратное: развитие грудных желез и уменьшение яичек. Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками В семье: • родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома; • взрослые-члены семьи употребляют спиртное, наркотики, курят табак; • мать и отец конфликтуют между собой; • нет эмоциональной близости между членами семьи; • родители испытывают проблемы в воспитании детей; • имеется генетическая предрасположенность к употреблению наркотических и токсических веществ; • родителей не интересуют успехи детей в школе. В школе: • преподаватели не уделяют достаточного внимания проблемам наркомании и токсикомании среди подростков; • учащиеся часто переходят из одной школы в дру­гую; • школьники пропускают занятия без уважительной причины, остаются на второй год; • учителя потребляют алкоголь и курят; • существует недоброжелательный климат среди знакомых; • имеет место употребление спиртных изделий и наркотиков детьми в школе; • отмечаются проявления асоциального поведения в виде краж, бродяжничества; • подростки находятся под влиянием более старших товарищей, общаются в компании, употребляю­щей наркотики и алкоголь. В обществе: • законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных изделий, табака и наркотических веществ; • алкоголь, табак, наркотики и токсические вещества лег­ко доступны и относительно дешевы; • неблагоприятный социально-экономический кли­мат. Личностные факторы: • желание следовать определенным образцам (например, быть "крутым парнем"); • стремление быть взрослым и доказать свою независи­мость; • желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей: "Делай так, будь хорошим". Это может быть способом привлечения внимания к себе ("Я знаю, что они меня не любят, все время ругают, кричат"); • любопытство ("Все надо попробовать"); • безделье, неумение занять себя ("Было скучно, не зна­ли, чем заняться"). В приобщении подростка к нелегальным наркотикам можно выделить пять этапов. Материалы для учителя Первый этап до 7 лет – дошкольный. С молоком матери в растущий организм могут поступать психоактивные вещества, что нередко приводит к задержке раз­вития или к замедлению его темпа. Такие младенцы позже начинают сидеть, держать головку, стоять, ходить; в мышцах определяется гипертонус, искажается ритм сна. Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом взрослыми психоактивных веществ, хорошо различает поведение их в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться игры, действия и поступки по типу подражания взрослым. Происходит воспроизведение образов любого наркоманического (включая табачное и алкогольное) содержания. Новое сочетание их и трансформация составляют основу пагубного воображения ребенка, материал для его фантазий. Таким образом формируется психологическая программа положительной настроенности на табак, алкоголь и другие наркотики. Второй этап приобщения к психоактивным веществам начинается примерно с 7 лет и длится до 12 лет, когда богатое детское воображение включает все большее число связей между образны­ми представлениями и их эмоциональной окраской (приятный - неприятный, добрый - злой, привлекательный - противный). Именно на этот этап приходятся первые попытки употребления наркотиков и алкоголя, появляются первые понятия о "престиж­ности" пребывания в состоянии опьянения. Вместе с тем начи­нает нарастать интенсивность эмоциональных срывов, легкость возникновения грубых вспышек злобы, что не формирует способ­ность к состраданию, сочувствию. Агрессивность может прояв­ляться в самых причудливых формах: по отношению к животным, слабым и младшим по возрасту или к пожилым людям. Как правило, при первом использовании наркотика эйфо-рический эффект не возникает. Дети обычно утверждают, что "ничего не нарушали", затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений ("кружилась голова", "повело в сторону") или утверждают, что ощущения были неприятные ("тошнило", "болела голова"). Третий этап приобщения к психоактивным веществам - рассудочный. Он непродолжителен, длится около трех лет – с 12 до 14. Психологически проявляется в виде коммуникативной компетентности, когда предпринимаются усилия для поиска, установления и поддержания новых форм контактов со сверстниками. На этот этап приходятся определенные закономерности, про­являющиеся в половой распущенности, жестокости к сверстни­кам. Нередки проявления вандализма в транспорте, обществен­ных местах. Первые опыты лживости могут приобретать гротеск­ные формы, где себе отводится первая роль, а во вранье помимо результата и эмоций окружающих нравится сам процесс. Ребенку в этом возрасте свойственно отторгать драматичес­кие события, которые могут иметь какое-то отношение к нему самому. Появляется "псевдобесстрашие", слабо мотивированное рискованное поведение. Все вместе взятое в интерпретации взрослых может звучать примерно гак: "Отбился от рук", "Врет на каждом шагу", "Издевается над бабушкой", "Никого не боится", "Квартиру (школу) подожжет и сам сгорит". Знакомство и приобщение к психоактивным веществам про­исходит в своей, пока не прочной и не постоянной группе. Случаются уходы подростков из дома, дети из асоциальных семей живут в подвалах, на чердаках. Они целенаправленно ищут встречи с себе подобными. Изменяется психологическое время – "топчутся на одном и том же месте", создается впечатление, что поведение чем-то и кем-то регулируется. Появ­ляются проблемы с выбором друзей, а взаимоотношения с родителями становятся отчужденными. Значение этого этапа заключается в следующем. У ребенка формируется представление о "положительной" стороне нарко­тизации, возможности при помощи психоактивных веществ по­лучать "бесплатное удовольствие". Действительно, ведь никаких реальных негативных последствий наркотизации пока не ощу­щается (они возникнут позже), поэтому несовершеннолетнему все сложнее поверить взрослому, говорящему об опасности нар­комании. Четвертый этап приобщения к наркотикам - рефлексивный- приходится на возраст 14-16 лет и совпадает с "бурным" развитием мышления, мировоззрения. Незаметно для себя и для окружающих подросток оказывается в собственном, воображае­мом мире и среди таких людей, какими бы он их хотел видеть. Помимо тенденций обособления нормальной считается раскованность. На этом фоне самооценка у подростка оказывается крайне низкой. Мальчики проводят у зеркала не меньше времени, чем девочки, мучительно переживают внешние физические недостат­ки, независимо от их реальной серьезности. Задумываются о своей роли в будущем, нередко отрицают материальное благополучие. Идет процесс утверждения себя и противопоставления другим. В этом возрастном периоде нивелируются половые раз­личия в эмоциональной сфере, снижается способность распозна­вания эмоций у других людей. Образ жизни взрослого подростку чужд, непонятен и совершенно не подходит. По сравнению с другими периодами жизни прослеживается уникальное состояние интереса к смерти и ее переживания. На фоне отсутствия планов на завтра, предстоящую неделю под­росток мучительно старается представить себе: "А что там, где нет жизни?" К примеру, погибшие от наркотиков рок-музыканты фактически канонизированы в их понимании. Наркотик воспринимается своеобразным связующим звеном с загробным миром. Стремление опьянеть, забыться, уснуть может являться своеобразным суррогатом, имитацией смерти. Так же, по-осо­бому остро, в этом периоде переживаются чувства мести, не­нависти, стыда, одиночества. Формируются не просто компании, а стабильные группы, где все роли распределены, а члены ее хорошо знают свое место. Есть закрепленная территория обитания группы, время сбора. Сперва как суррогат общения и цементирующего ком­понента, затем с целью получить необыкновенно приятное ощущение, удовольствие, в группе могут предложить все, в том числе сообща изменить свое сознание. Проще всего это можно сделать с помощью табака и других психоактивных веществ. Новички активно вовлекаются к употребление наркотиче­ских веществ как прямым принуждением, так и самим психо­логическим климатом компании. При этом мотивы к употреб­лению наркотических веществ в связи с особенностями взаи­моотношений в компании, как правило, оказываются сильнее мотивов воздержания в силу понимания их вреда. Особенно если подросток, юноша не в состоянии развернуть перед при­ятелями систему убедительных доказательств вреда, опасности употребления таких веществ, а в результате: "Не хотелось, да друзья уговорили". "Неудобно было отставать от товарищей". "Все так поступают", "Только один раз" и т. д. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у несовершеннолетнего симптомов психической зависимости. В мо­мент отсутствия наркотического вещества подросток начинает испытывать чувство беспокойства, дисфории, тревоги, раздражи­тельности и т. п. Пятый этап приобщения к психоактивным веществам - нозологический, т. е. начинается хроническая болезнь, которая складывается из симптомов и синдромов наркотической зависимости. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в про­пасть завершается страшным ударом - возникновением симп­томов абстиненции, или "ломки", - мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркогенного вещества. Вот как описывает это состояние один из больных подрост­ков: "Боль нечеловеческая... Будто внутрь забралась целая шай­ка садистов - одни кости сплющивают, другие суставы выво­рачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Кишки разрываются на части, и ты натурально сходишь с ума". В случае опиатной наркомании это не только боли, но еще и ознобы - "внутренний ледяной холод" без всякой надежды на возможность согреться, холодный пот, боли в животе с многократным поносом, тошнота и рвота, непрекращающийся насморк, слабость, ломота в суставах. В общем, вспомни твой самый тяжелый грипп и помножь его на пищевое отравление - получится примерно четвертая часть того, что чувствует несчастный в дополнение к тем самым болям, которые иногда показывают в фильмах про жизнь наркоманов. Теперь немного о том, какой вред наносит применение нарко­тиков физическому здоровью человека. Все наркотики, независимо от группы или пути введения в организм, в большей или меньшей степени обязательно повреждают: - нервную систему (в том числе головной мозг); - иммунную систему; - печень; - сердце; - легкие и все остальное.

Учитель предлагает каждому взять лист бумаги и написать на нем любой вопрос, на который ему хоте­лось бы получить ответ в ходе групповой работы. После заполнения листы бумаги нужно свернуть и отдать учителю.

Учитель перемешивает листы и раздает по одному каждому участнику, следя за тем, чтобы никто не полу­чил свой собственный листок. Каждый участник должен ответить на полученный им вопрос. Группа активно об­суждает возможные варианты ответов и записывает их на доске либо на листе ватмана. Таким образом рассмат­ривается каждый заданный вопрос. Из всех предложе­ний путем совместного обсуждения выбираются наиболее подходящие. Ведущий должен способствовать тому, чтобы ученики выдвигали идеи, предлагали как можно больше вариантов.

В результате завязывается дискуссия, по ходу которой учитель делает необходимые пояснения и добавления. В конце занятия он подводит итог, акцентируя наиболее важные моменты обсуждения.

Модели наркотизма*

Успокаивающая модель - один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоить­ся, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Подростки свою алкоголизацию или наркотизацию объясняют следующим обра­зом: "Чтобы быть спокойнее".

Недостаточно приспособленные, не нашедшие своего места в жизни, плохо адаптирующиеся к новой среде, подростки ищут различные пути гармонизации своего положения. Не умея нормализовать свои отношения в семье, с товарищами в учебном заведении или с друзьями в неформальной группе, под­ростки используют психоактивные вещества для того, чтобы компенсировать нарушение межперсональных отношений. Они говорят, что это позволяет "легче разговаривать с людьми". Привычка использовать психоактивные вещества угрожает стать постоянной формой бегства от реальности при малейших пре­пятствиях на жизненном пути.

Отдельные подростки употребляют психоактивные вещества для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии. С их помощью они пытаются улучшить настроение, добиться эмоционального комфорта в трудных жизненных си­туациях (разрыв с членами семьи, утрата значимой фигуры, разочарование в любви, дружбе).

Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро­желательности. Прием психоактивных веществ «облегчает» обще­ние со сверстниками своего и противоположного полов. Пре­одолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях. "Принимаю алкоголь (нар­котики) для того, чтобы было легче общаться с другими людь­ми", - говорит подросток. Имеются сведения, что до 30% всех алкоголиков начинали с привычки принимать "допинг" перед общением, в особенности с лицами противоположного пола.

Активизирующая модель характеризует тех подростков, которые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются до­стичь прямо противоположного - уверенности, бесстрашия, раскованности.

Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употреб­ление психоактивных веществ используется для получения удо­вольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта. Вызванный в таком случае на откро­венность подросток признается, что "Делаю, потому что мне это нравится". Он стремится создать фантастический мир гал­люцинаторных образов, пережить блаженное состояние эйфо­рии.

Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп­пой с помощью употребления психоактивных веществ. Чтобы самоутвердиться в группе, укрепить свой социальный статус. подростки вынуждены следовать за своими товарищами во всех их действиях и поступках, в том числе и касающихся употреб­ления психоактивных веществ. Развитие этой модели связано с желанием подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.

Манипулятивная модель связана с возможностью использо­вания психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преиму­ществ. Подростки, склонные к истерическим реакциям, желая покрасоваться, привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью добиться лидирующего положения, охотно поль­зуются наркотиками и алкоголем. Эмоционально возбудимые, упрямые подростки посредством психоактивных веществ также пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидеров.

Компенсаторная модель определяется необходимостью ком­пенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. У подростков, которые плохо переносят конфликты и трудности в школе и дома, возникает наибольший риск при­выкания к наркотикам как форме реагирования на любые жиз­ненные проблемы.

Наши рекомендации