Структура образовательной программы
ТЕМА 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ
Закон РФ «Об образовании»
Статья 9. Образовательные программы
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К основным общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования…
6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся…
7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями.
Словарь темы
Образовательная программа – системно организованное единство целей (поэтапных и конечных), ценностей и содержания образования, основных педагогических, технологических, экономических, ресурсных условий образовательного процесса, направленное на достижение основных целей ГОС, включая его федеральный и национально-региональный компоненты, отражающее специфику и традиции образовательного учреждения, его тип, вид и категорию и представляющее собой совокупность документов, включая учебный план.
Примерные (базисные) учебные программы по предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования. Поскольку они регулируют педагогический процесс, их положения должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер.
Вариативность образовательной программы - педагогическая, организационная, технологическая, учебно-методическая и в определенной мере содержательная интерпретация государственного образовательного стандарта со стороны субъектов образовательного процесса, образовательного учреждения и органов управления образованием, при условии соблюдения приоритетов единого федерального образовательного, информационного и культурного пространства.
№ | Направления классификации программ | Возможные значения данного параметра |
Ступень образования, на которой реализуется программа | начальная, основная, средняя (возможны комбинации из них) | |
Виды занятий, на которых реализуется программа | обязательные занятия, обязательные по выбору, факультативные | |
Уровень освоения программы учащимися | базовый уровень (обязательный для всех), повышенный, профильный | |
Вид общеобразовательного учреждения (класса) | общеобразовательные, компенсирующие, гимназические, лицейские, с углубленным изучением предмета, профильные | |
5. | Структура исторического образования | Линейная, концентрическая |
6. | Виды учебных предметов | Базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные учебные предметы |
7. | Компонент содержания образования, в рамках которого предусмотрена реализация данной программы | Федеральный, региональный (национально-региональный), компонент образовательного учреждения |
1.Проанализируйте структуру образовательной программы по истории с помощью схемы 1. Назовите функции каждого компонента и образовательной программы в целом.
Схема 1
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.Качество программы по истории в первую очередь определяет содержательность ее основной части. Авторы часто используют один или несколько способов формулирования предметных тем в содержании программы (таблица 1)
Таблица 1
Варианты формулировок | Примеры |
Простые назывные предложения (факты, имена собственные, понятия) | «Падение Рима», «Борьба с ересями», «Победы под Лесной и Полтавой», «Карл Мартелл» и т.д.; «Феодальная лестница», «Налоги и повинности», «Коммуны», «Гуситы» и т.д. |
Сложные бессоюзные предложения | «Одинокий реформатор: почему столыпинские начинания не нашли поддержки в русском обществе?» |
Сложносочиненные предложения на сопоставление однородных фактов | «Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация», «Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия» |
Готовый тезис с указанием направленности анализа и вывода | «Восточнославянские племена и города в системе водных путей», «Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии», «Борис Годунов: опричник—правитель—царь», «Количественная и качественная характеристики российского пролетариата, условия его труда и быта, социальная психология», «Почему именно Россия создала советскую модель социализма и мировую социалистическую систему?» |
►Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны каждого из вариантов формулировки предметной темы?
►Какие виды формулировок вы считаете адекватными современным требованиям к целям исторического образования?
3.Переход на государственные образовательные стандарты по истории выявил ряд характерных противоречий, среди которых на первом месте противоречие «между необходимостью реализации требований образовательных стандартов учителем в процессе обучения истории и отсутствием в большинстве случаев умения творчески разрабатывать индивидуальные пути реализации образовательного стандарта в собственной педагогической деятельности»[1]. Сравните вариативные образовательные программы на примере конкретной предметной темы, включенной в ФК ГОС по истории. Выберите и аргументируйте наиболее удачный, по вашему мнению, вариант историко-методической интерпретации данной темы.
Стандарт основного общего образования по истории (фрагмент)