Рекомендации по содержанию конспекта
Наиболее важные части занятия записываются в конспекте дословно. Ведется нумерация этапов занятия с поминутной разбивкой. Тщательно продумываются и описываются методика и техника демонстрационного эксперимента, использование компьютерных программ, Интернет-ресурсов, видеоматериалов, диапозитивов, наглядных пособий. Все демонстрации, даже самые простые, обязательно предварительно проводятся самим преподавателем. В конспекте делаются соответствующие схемы и зарисовки.
В конспекте урока записываются формулировки вопросов и заданий учащимся, а также предполагаемые ответы на них и фамилии учащихся, которых планируется спросить. Решение всех задач, включая и предлагаемые на дом, также нужно привести в конспекте.
Вместо подробного конспекта урока может составляться более краткий план урока, или план-конспект урока. Их отличие от конспекта – в отсутствии записей прямой речи типа «Здравствуйте, садитесь», предполагаемых ответов учащихся на заданные вопросы и других подробностей, которые сопровождают конспект урока.
Типичные затруднения 1)при составлении конспекта урока является формулировка его целей. Часто цели записываются как направления деятельности, а не в качестве конкретного предвосхищаемого результата урока.2) Другая проблема – постановка слишком общих или глобальных целей на урок, которые не могут быть достигнуты за отведенное время. 3)Трудности возникают также в различении обучающих, воспитывающих и развивающих целей урока. Обучающие цели урока предполагают формирование у школьников способов учебной и познавательной деятельности. Конкретных знаний. Воспитывающие цели связаны с формированием мировоззрения, ценностных и культурологических позиций, моральных и нравственных убеждений, положительного отношения к труду, этических, эстетических, патриотических и иных качеств личности. Развивающие цели предполагают работу по развитию мышления. Памяти, воображения, эмоций. Речи, умений проводить опыты, применять знания в незнакомых ситуациях, вести дискуссию, осуществлять групповую коммуникацию и т.д.4) Часто встречающаяся ошибка – понимание обучения только как преподавания. Увлечение изложением содержания урока.
20. Метод. основы текущей подготовки педагога проф.обучения к занятию: оптимизация уч. процесса.
1. Тек. работа преподавателя по подготовке к уроку включает в себя:
-Уточнение тематики и сроков проведения серии уроков по теме.
-Изучение действующей образ. программы по предмету, исп-ых учебников, уч. и метод. пособий.
-Определение осн. образов-ых целей и задач на весь цикл своих уроков, фиксация гл. образоват-ных продуктов, ЗиУ учащихся, кот. должны стать результатом их образов. Деят-ти.
-Разбивка темы на отдел. занятия. Знакомство с примерным поурочным план-ем изучаемой темы.
-Определение роли и места предст-го урока в изуч. теме, его связей с предыд-ми и послед-ми занятиями. Выяснение смысла урока, зачем и для чего ученикам и учителю необх-мо его проведение.
-Форму-ка целей и задач урока с учетом особ-ей класса и отдел. учеников. Обозначение образов-ых продуктов, кот. будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
-Изучение учебников, метод. пособий и журналов, задачников, ресурсов сети Internet, Мультимедийных компакт-дисков, видеофильмов, доп. Лит-ры для учащихся по данной теме.
-Отбор миним. содержания уч. материала для урока, выбор формы его проведения (видеолекция, диспут, семинар, практикум по решению задач и т.д.), осн. видов деят-ти учеников.
-Выбор наиболее эффект-ых методов обучения, способ-щих активной образовательной деят-ти учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
-Отбор и подготовка раздат. материала, демонстр-ых опытов, моделей и др.об-ия.
-Разработка структуры и плана занятия. Составление конспекта урока с поминутным план-ием его этапов. Утверждение конспекта урока до его проведения учителем или руководителем практики.
Оптимизация уч. процесса - это научно обоснованный выбор оптим. варианта его построения, форм, методов и средств обучения. Отыскать наилучший результат для конкретных условий – гл. задача оптимизации.Методолог. основой оптимизации является системный подход, кот. требует рассматривать все компоненты проф. Деят-ти в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамич. системами.
Выбор оптим. варианта процесса обучения предполагает след этапы деят-ти преп-ля:
а)Определение цели и задач учебного занятия. На уч. занятии преподаватель решает задачи обучения, воспитания и развития. Ведущая дидакт. цель занятия определяется содержанием уч. материала, предусмотренного уч.программой, и предполагает усвоение определ. объема знаний или форм-ние умений и навыков. Намечая дидакт. задачи уч. занятия в соотв-ии с треб-ми гос. Образ-го стандарта, преподаватель планирует также задачи воспитания и развития.
Происходит как бы трансформация целей, выдвинутых обществом в качестве соц. заказа на подготовку специалиста, в пед.категории. Они включают в себя следующее:
дидактические цели (образовательные) - усвоение обучающимися системы З,У,Н, необходимых в жизни и проф. Деят-ти; цель развития творч. мышления, познав. потребностей и способностей, форм-ние умений и навыков самост. умственного труда; цели воспитания гражд. качеств личности (нравственности, соц.активности, ответственности, самост-ти, дисципл-ти, честности, выс. нравственных чувств);
б)Отбор, конкретизация и организация учебного материала. Осн. содержание уч. материала определено программой, его изложение в кратком виде дано в учебнике или уч. пособии. Однако это только осн.информация, которая, кстати, может быть предложена студентам и без посредничества преподавателя. Именно так поступают, используя на уч.занятиях самост. работу с учебником, учебной литературой.
На этапе отбора содержания преподаватель должен осуществить следующее: -выделить самое главное, существенное, что необходимо усвоить студентам. Практически по каждому изучаемому вопросу студенты должны знать 3-6 основных положений.-построить материал так, чтобы в центре внимания находились его главные, существенные элементы. -облечь материал в доступную, понятную форму, без длинных формулировок и тяжелых определений. -конкретизировать материал, учитывая опыт студентов, с которыми будет проводиться занятие, иллюстрировать его примерами, фактами, не повторяющими сведения учебного пособия. -дополнить содержание материалом, который мог бы вызвать у студентов интерес, воздействовать на их чувства.
в)Выбор наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения осущ-ся одновременно с конструированием содержания уч. материала.
При отборе форм организации уч. процесса преподаватель рук-ся содержанием уч. материала и особ-ми самих форм. Планируя занятия, он выбирает те или иные формы с учетом ведущих дид. целей, свойст-ых каждому виду уч. занятий.
Так, лекцияпредставляет собой монологическое изложение преподавателем уч. материала. Для лекции, как правило, выбирают материал, раскрывающий осн. теор-ие положения науки, закон-ти и принципы классификации, что является основанием для последующего изучения факт. сведений, практ. рекомендаций и выводов.
Семинар - это обсуждение итогов самост. работы студентов: изучения первоисточников, доп. лит-ры, информации о передовом опыте. Он может быть использован только для изучения такого мат-ла, где есть необх-ть в самост. работе с лит-ой.
Экскурсия связана с изучением какого-либо конкретного явления, процесса в реальных условиях его протекания. Она может быть исп-на тогда, когда в этом есть необх-ть и уч. время, кот. можно полностью употребить на изложение нового уч. материала, сопровождаемое демонстрацией объекта.
Выбор типа урока также в достаточной мере обусловлен местом конкр. Уч. содержания в изучении предмета. Самое большое место (75-80 %) занимает комбинир. урок, обладающий наиболее богатыми возможностями для рац. Исп-ия уч. времени. Урок изучения нов. материала планируется в след.случаях: в начале темы, когда не накоплен материал для проверки знаний и умений, форм-ия практ. умений и навыков; когда вновь изучаемый материал слишком велик по объему; когда в целях развития творч. мышления весь урок построен по методу пробл. изучения какого-то содержания, требующего достаточно больш.количества времени; когда для формирования УиН сам-го умств. труда и развития познав-ых способностей студентов исп-ся программ-ное обучение, предполагающее, как известно, индивив. темп работы с уч. материалом.
Обобщающий урок планируется по завершении темы или раздела.
Большее значение для, успешного решения уч. и воспит. задач имеет целесообразный выбор методов и приемов обучения. Мастерство преп-ля состоит в том, что он владеет множеством методов и приемов обучения, знает полож. и негативные стороны каждого метода и осознанно, рац-но выбирает нужные, с учетом конкрет. содержания уч. материала, образ-ых, воспит-ых задач и задач развития, особенностей студентов, временных возможностей, средств обучения, которыми располагает уч. заведение.
Планируя исп-ние метода пробл. изучения (эврист. беседу, уч. дискуссию), преп-ль анализирует содержание и возможности уч. материала для создания проблеем. ситуации, оценивает СП-ть студентов решить конкр. Проблем. задачу, учитывает, каким временем он располагает, поскольку эвристическая беседа требует значительно больш. времени, чем обычное объяснение, способны ли студенты сам-ьно изучить те сведения, кот. не могут быть из-за недостатка времени пройдены на уч. занятии.
Аналогично выбираются средства обучения. Учитывая, что преп-ль располагает различ. группами средств: уч. книгами, учебно-наглядными пособиями, технич. средствами обучения, специальным обор-ем для форм-ия практ. умений и навыков, дид. материалами, необходимо при планировании учеб. процесса определить, на каком этапе и какие средства обучения целесообразнее исп-ть. Следует заметить, что наличие средств обучения может кардинально влиять и на методы обучения, и даже на его содержание.
г)Внесение коррективов в спроектированный уч. процесс с учетом особ-тей состава студентов, уч.-матер. базы и т.п.; Важным условием правил. определения стратегии обучения является учет особ-ей контингента учащихся. Выбор форм, методов и средств обучения обусловлен образованием, уровнем подгот-ти студентов, степенью сформ-ти их проф.интересов и познав.потребностей, наличием профес. опыта.
д)Оформление плана уч. занятия.