Характеристика систем производственного обучения
Наименова ние СПО | Сущность СПО | Достоинства | Недостатки | ||||
Предметная | Построена но видам выпускаемой продукции; учащийся выполняет те же изделия, что и рабочий-инструктор; программа обучения включает перечень изготавливаемых изделий-предметов | - получение готового изделия стимулирует дальнейшую работу; - происходит раннее включение обучаемых в производственный труд | - отсутствует планомерность в развитии процесса изготовления изделий или выполнения работы; - не проводятся упражнения по отработке приемов и операций, следовательно. учащиеся осваивают ошибочные действия и их приходится переучивать; - отсутствует возможность рационально строить технологические процессы и овладевать разнообразными приспособлениями | ||||
Операцион ная | Предусматривает последовательное овладение приемами выполнения отдельных усложняющихся операций, не связанных между собой в рамках единого технологического процесса, независимо от производимой продукции. | - дает возможность овладения операциями, которые необходимо усвоить в определенной последовательности в соответствии с требованиями постоянного увеличения сложности; - выше производительность труда, т. к. проще работа | - знания, умения и навыки формируются в виде изолированных частей, не сведенных в единое целое, что не способствует формированию прочных и устойчивых ЗУН; - учащиеся не видят результатов своего труда; - трудность в обеспечении учащихся заготовками и при хранении незавершенной продукции | ||||
Операционно- предметная | Изучение операции в процессе изготовления изделий возрастающей сложности | - учащиеся видят результат своего труда, что пробуждает интерес к выполняемой работе | -возникают сложности в достижении обучаемыми требуемой степени мастерства | ||||
Моторно-тренировочная СПО «ЦИТ» | Предусматривает деление трудового процесса на составные части - трудовые приемы, выполнение системы упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика | -у учащихся создаются прочные автоматизированные навыки при выполнении элементов трудовых процессов | -происходит отрыв тренировочных упражнений по выполнению отдельных приемов работы отреальных условий труда | ||||
Операционно- комплексная | Предусматривает чередующееся освоение учащимися основных приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ; группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности взаимосвязаны | - изучаемые операции постепенно закрепляются при выполнении последующих комплексных работ; - учащиеся обучаются приемам и способам выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встретиться на производстве | - рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных заведениях | ||||
Проблемно- аналитическая | Происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом, после чего изучение отдельных проблемных ситуаций и упражнений в их выполнении, изучении всего технологического процесса и самостоятельное выполнение задания по его ведению, регулированию и контролю | - способствует формирование интеллектуальных навыков и умений в определенной последовательности, обеспечивает их гибкость | - возникает трудность в запоминании последовательности выполнения действий и развитии умения отличать главные ситуации от второстепенных; - трудно переносятся навыки в действиях по уже изученным ситуациям в новые ситуации | ||||
Для машиниста мостового крана можно выделить следующую систему производственного обучения: операционно-комплексную. Её суть заключается в освоение учащимися чередующихся приемов выполнения операций и постепенно усложняющихся комплексных работ; группировка и последовательность операций, а также подбор объектов и расположение их в определенной последовательности.
Достоинствами операционно-комплексной СПО является то, что:
- изучаемые операции постепенно закрепляются при выполнении последующих комплексных работ;
- учащиеся обучаются приемам и способам выполнения работ в тех сочетаниях, которые могут встретиться на производстве.
Главным недостатком такой СПО является то, что она рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных заведениях.
Разработка сводно-тематического плана профессиональной подготовки рабочего.
На основе всех выполненных разработок в данном разделе формируется сводно-тематический план. Он должен включать тематику специальных дисциплин («спец. технология», «ПО» и т.д.) регламентировать последовательность изучения тем и количество времени, что отводится на их изучение, посеместровое разделение учебных куров, отрабатывать формы обучения (уроки, практики).
Сформированный сводно-тематический план представлен в таблице 1.9.
Таблица 1.9.
Сводно-тематический план подготовки квалифицированных рабочих по профессии «машинист мостового крана»
Производственное обучение | Специальная технология | |||||||||||||||
Не де ли | № тем | Темы | кол- во часов | Не де ли | № тем | Темы | кол- во часов | |||||||||
I-семестр | ||||||||||||||||
I. Обучение в учебных мастерских | ||||||||||||||||
Вводное занятие | Введение | |||||||||||||||
Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских | 1-4 | Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма | ||||||||||||||
Экскурсия на предприятие | 1-2 | Допуски и технические измерения | ||||||||||||||
1-7 | Слесарные работы | 2-5 | Сведениях о механизмах крана и их деталях | |||||||||||||
7-11 | Разборка и сборка типовых узлов и узлов крана | Сборочно-разборочные работы | ||||||||||||||
11-14 | Электромонтажные работы | 5-7 | Общие сведения о кранах | |||||||||||||
Основы электромантажного дела | ||||||||||||||||
Крановые канаты и грузозахваточные приспособления | ||||||||||||||||
Сведения об организации погрузочно-разгрузачных работ | ||||||||||||||||
Устройство кранов | ||||||||||||||||
Прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих | ||||||||||||||||
Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на придприятии | ||||||||||||||||
14-17 | Обучения работам по строповке и перемещению грузов крана | 9-11 | Обучения работам по строповке и перемещению грузов крана | |||||||||||||
Ознакомления учащихся с правилами подьема на кран, схода с него и управление краном | ||||||||||||||||
Отработка приемов управления механизмом подьема опускания груза, включая торможение. | ||||||||||||||||
Ознакомление с конструкцией грузозахваточных устройств для различных видов груза: острова проката и тары для материала | ||||||||||||||||
Ознакомления с номинальной грузоподъемности крана и грузозахваточных приспособлений. | ||||||||||||||||
Проверочные работы | 11-12 | Проверочные работы | ||||||||||||||
Резерв учебного времени | Резерв учебного времени | |||||||||||||||
Итог за I семестр | Итог за I семестр | |||||||||||||||
II семестр | ||||||||||||||||
Ремонтные работы | ||||||||||||||||
18-19 | Ремонт деталей крана | |||||||||||||||
Ремонт механизмов крана | ||||||||||||||||
Ремонт электрооборудывание кранов | ||||||||||||||||
II. Обучение на предприятии | 20-21 | |||||||||||||||
Ознакомление с предприятием. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности | 18-19 | Ознакомление с предприятием. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности | ||||||||||||||
Продолжение таблицы 1.9.
18-20 | Ремонтные работы | Сведения о ремонте кранов | |||||
22-25 | Ремонт электрооборудывания кранов | 24-25 | Электрооборудывания кранов и его ремонт | ||||
26-27 | Обучения управлению механизмами крана | 25-26 | Крановые пути | ||||
28-30 | Выполнения работ на кране | Управление кранами и эксплуатация кранов | |||||
Резерв времени | Технологический процесс внутрискладской переработки грузов | ||||||
31-40 | Производственная практика на рабочих местах предпреятия | Резерв времени | |||||
Выпускные квалификационные экзамены | Выпускные квалифицированные экзамены | ||||||
Итого за II семестр | Итого за II семестр | ||||||
Всего за курс обучения | Всего за курс обучения |
Для более качественной подготовки рабочих по профессии «Машинист мостового крана», также необходимо обучать их общетехническим предметам:
· грузоподъемные машины;
· материаловеденье и технология машиностроения;
· электротехника;
· черчение.
Итого общее количество часов отводимое на обучение рабочего по профессии «Машинист козлового крана» составляет 1371часа с учетом общетехнических предметов. Исходя из заданного количества часов на обучение можно сделать вывод, что на подготовку квалифицированного рабочего данной профессии необходим срок обучения 1 учебный год.
II. Проектирование технологии обучения по теме: «Приводы грузоподъемных машин»