III Методы проведения урока.
1. Индивидуальный подход к выбору методики и форм урока для каждого ученика.
2. Подготовка к уроку преподавателя:
а) проигрывание, анализ редакций, расстановка аппликатуры, педали, необходимых лиг, цезур, дополнительных динамических оттенков, перераспределение рук (для маленьких рук), обнаружение опечаток, дополнение ремарок, перевод всех терминов;
б) определение этапа работы над произведениями, в связи с этим, задач урока и его структуры (формы), определение времени на каждый вид работы, определение главной «центральной» темы урока;
в) готовность к «импровизации» (метод «обратной связи» с учеником);
г) выбор ярких ассоциаций, «ключевых» понятий — «слово-экстракт» (словесные пояснения);
д) выбор формы урока (характера общения, формы воздействия на ученика, темпа урока).
IV. Формы уроков:
а) «комплексные» — включают в себя несколько видов музицирования, где исполняются разные произведения с постановкой разных задач, на различных этапах освоения произведения (разбор, чтение, проигрывание целиком, ансамбль и т.д.), уместны особенно с детьми младшего возраста; но остаются неизменными 5-7 позиций: развитие слуха, развитие ритма, развитие мелодического, гармонического, полифонического слуха, развитие техники, чувства формы, знакомство с различными жанрами, формами. и т.д.
б) «тематический» урок — это урок, где педагог выявляет на разнообразном материале одну проблему и на нее направляет внимание и работу ученика; применяются для старших школьников.
в) «уроки — восхищения»;
г) «урок — «самоанализ» («Если бы я был педагогом»);
д) «урок — «демонстрация» способа «Как я буду работать дома»;
е) «урок — дискуссия»;
ж) «зашифрованное письмо» (Гайдна, Моцарта) и т.д.
уроки-лекции,
уроки закрепления нового материала,
уроки повторения,
уроки-семинары,
уроки-конференции,
уроки проверки приобретенных знаний,
комбинированные уроки.
Существуют также нестандартные уроки, цель которых – стимуляция интереса к учению (концерт, выставка, экскурсия, мастер-класс, лекция-концерт, театрализация действий и т.д. .
Возможна разная интенсивность урока со старшими и младшими учащимися, холериками и флегматиками. Необходимо чередование моментов напряжения с моментами разгрузки внимания.
Важно, чтобы нотный текст был осознан как источник фиксированных слуховых и моторно-двигательных представлений.
Необходимо выбирать запоминающиеся, творческие формы общения; яркость, свежесть изложения, точность заданий.
Примерная схема-модель урока:
— проверка домашней работы (целиком, выборочно);
— объяснение новой проблемы, вытекающей из ранее выученного материала;
— объяснение правил для усвоения навыка;
— показ-демонстрация и работа под контролем преподавателя;
— домашнее задание.
V. Виды педагогического воздействия:
а) показ — целиком, или — фрагмента, 1-голоса, приема;
б) показ—положительный и «отрицательный»;
в) словесные пояснения (ассоциации, сопоставления, слова-экстракты);
г) прием наводящих вопросов («Что получилось?») «Что бы ты хотел исправить?»;
д) эмоциональное воздействие (пение, дирижирование, мимика, голос—интонация); артистический, сценический показ;
е) тактильно- сенсорное воздействие на руку, на движение ученика.
— Гибкое сочетание различных методов - наиболее эффективно и плодотворно.
— Роль оценки, поощрения («порицания») ученика. Наличие дневника и нотной тетради для записи оценок и заданий –обязательно.
— Конечная цель урока: ученик обогатил свои знания и умения, получил ясное представление того, «что» и «как» он будет делать дома, получил «эмоциональный заряд» к работе.
Существуют следующие типы уроков: уроки-лекции, уроки закрепления нового материала, уроки повторения, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки проверки приобретенных знаний, комбинированные уроки. Существуют также нестандартные уроки, цель которых – стимуляция интереса к учению.