III Методы проведения урока.

1. Индивидуальный подход к выбору методики и форм урока для каждого ученика.

2. Подготовка к уроку преподавателя:

а) проигрывание, анализ редакций, расстановка аппликатуры, педали, необходимых лиг, цезур, дополнительных динамических оттенков, перераспределение рук (для маленьких рук), обнаружение опечаток, дополнение ремарок, перевод всех терминов;

б) определение этапа работы над произведениями, в связи с этим, задач урока и его структуры (формы), определение времени на каждый вид работы, определение главной «центральной» темы урока;

в) готовность к «импровизации» (метод «обратной связи» с учеником);

г) выбор ярких ассоциаций, «ключевых» понятий — «слово-экстракт» (словесные пояснения);

д) выбор формы урока (характера общения, формы воздействия на ученика, темпа урока).

IV. Формы уроков:

а) «комплексные» — включают в себя несколько видов музицирования, где исполняются разные произведения с постановкой разных задач, на различных этапах освоения произведения (разбор, чтение, проигрывание целиком, ансамбль и т.д.), уместны особенно с детьми младшего возраста; но остаются неизменными 5-7 позиций: развитие слуха, развитие ритма, развитие мелодического, гармонического, полифонического слуха, развитие техники, чувства формы, знакомство с различными жанрами, формами. и т.д.

б) «тематический» урок — это урок, где педагог выявляет на разнообразном материале одну проблему и на нее направляет внимание и работу ученика; применяются для старших школьников.

в) «уроки — восхищения»;

г) «урок — «самоанализ» («Если бы я был педагогом»);

д) «урок — «демонстрация» способа «Как я буду работать дома»;

е) «урок — дискуссия»;

ж) «зашифрованное письмо» (Гайдна, Моцарта) и т.д.

уроки-лекции,

уроки закрепления нового материала,

уроки повторения,

уроки-семинары,

уроки-конференции,

уроки проверки приобретенных знаний,

комбинированные уроки.

Существуют также нестандартные уроки, цель которых – стимуляция интереса к учению (концерт, выставка, экскурсия, мастер-класс, лекция-концерт, театрализация действий и т.д. .

Возможна разная интенсивность урока со старшими и младшими учащимися, холериками и флегматиками. Необходимо чередование моментов напряжения с моментами разгрузки внимания.

Важно, чтобы нотный текст был осознан как источник фиксированных слуховых и моторно-двигательных представлений.

Необходимо выбирать запоминающиеся, творческие формы общения; яркость, свежесть изложения, точность заданий.

Примерная схема-модель урока:

— проверка домашней работы (целиком, выборочно);

— объяснение новой проблемы, вытекающей из ранее выученного материала;

— объяснение правил для усвоения навыка;

— показ-демонстрация и работа под контролем преподавателя;

— домашнее задание.

V. Виды педагогического воздействия:

а) показ — целиком, или — фрагмента, 1-голоса, приема;

б) показ—положительный и «отрицательный»;

в) словесные пояснения (ассоциации, сопоставления, слова-экстракты);

г) прием наводящих вопросов («Что получилось?») «Что бы ты хотел исправить?»;

д) эмоциональное воздействие (пение, дирижирование, мимика, голос—интонация); артистический, сценический показ;

е) тактильно- сенсорное воздействие на руку, на движение ученика.

— Гибкое сочетание различных методов - наиболее эффективно и плодотворно.

— Роль оценки, поощрения («порицания») ученика. Наличие дневника и нотной тетради для записи оценок и заданий –обязательно.

— Конечная цель урока: ученик обогатил свои знания и умения, получил ясное представление того, «что» и «как» он будет делать дома, получил «эмоциональный заряд» к работе.

Существуют следующие типы уроков: уроки-лекции, уроки закрепления нового материала, уроки повторения, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки проверки приобретенных знаний, комбинированные уроки. Существуют также нестандартные уроки, цель которых – стимуляция интереса к учению.

Наши рекомендации