Проектирование содержания.

В.В.Краевский полагает, что в проектировании содержания необходимо «рационально отнестись к стандартам образования, которые не должны быть прокрустовым ложем для курса, это лишь ориентир для преподавателя, обозначающий минимальный круг содержания, ядро».

По мнению Я.С. Турбовского, образовательный стандарт изначально органически входит в единую государственную систему стандартизации и, следовательно, при сколь угодно значимой специфичности образования его определение должно быть тождественно единой общегосударственной трактовке. Стандарт- это измеритель, возможность целенаправленного , оперативного использования которого должна изначально отражать и фиксировать то, что подлежит измерению, в данном случае – качество образования(13,с.54-55).

Орлов А.А. вслед за В.В.Краевским, И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным предлагает пройти все этапы (уровни) проектирования содержания- с первого по пятый.

На первом уровне выявляются теоретические представления о педагогическом знании. На этом фундаменте проектируется теоретическая концепция содержания дисциплин, допредметный минимум их содержания, определяются их состав, функции и структура (т.е. то, что должно стать сердцевиной госстандарта).

В настоящее время актуализируется значение второго уровня проектирования учебного предмета , на котором моделируются состав, функции и структура каждой учебной дисциплины , конструируются учебные программы , учебно- методические комплексы, научно обоснованные технологии преподавания.На этом уровне проектирования содержание конкретизируется в учебных предметах и служит основанием для следующего уровня – уровня учебного материала, когда данное содержание включается в учебные пособия и другие учебно- методические материалы.

На третьем – уровне проектирования учебного материала- реально представлены конкретные знания, умения, навыки, а также познавательные задачи, эмоционально- ценностные отношения , способы репродуктивной и творческой деятельности и другие, которые должны и могут составить содержание учебника, учебно-методических пособий для преподавателей и студентов. Результаты данного этапа проектирования содержания образования – учебные программы и учебники.

Четвертый уровень – уровень проектирования процесса обучения. Здесь разрабатывается и реализуется научно – методическое обеспечение процесса изучения дисциплин, важнейшим компонентом которого является учебно– методический комплекс.В него обычно включают : образовательный стандарт , программу учебного курса, учебник и учебно- методические рекомендации для преподавателя, учебно- методические пособия для студентов, образовательные технологии (формы и методы организации учебного процесса, ориентированные на достижение определенных дидактических целей, средства обучения.

Рассматривая пятый уровень проектирования содержания педагогической подготовки будущего учителя – структуру личности студента, ОрловА.А. опирается на позиции психологов, характеризующих студенческий возраст как ступень индивидуализации, время профессионального самоопределения.На данном этапе проектируется индивидуальная траектория изучения студентом дисциплин.(11,с.49-54)

Важнейшим документом, определяющим содержание общеобра­зовательной, общепрофессиональной и профессиональной подготовки специалистов, является учебный план (см. приложение 4). В нем, по мнению Д.В.Чернелевского, реализуются цели и задачи воспитания будущего специалиста, основные принципы отбора научной информации и ее систематизации с учетом межпредметных связей и логики изложения материала; находят воплощение идеи развития личности на основе органи­ческого сочетания общего, политехнического и профессионального образования, соединения обучения с производительным трудом, развития творческого мышления и познавательной активности студентов, их самостоятельности в приобретении знаний, связи теоретической и практической подготовки, преемственности с другими типами учебных заведений.

В дидактике высшей школы предлагаются основные принципы построения учебных планов подготовки специалистов:

• гуманистическая направленность ;

• научность - принцип, предполагающий соответствие содержания обра­зования уровню и перспективам развития науки;

• систематичность и последовательность - принцип, требующий распола­гать учебные дисциплины с учетом логики изучаемой научной системы знаний и закономерностей развития научных понятий в сознании студентов;

• доступность -принцип, учитывающий уровень подготовки студентов;

• единство обучения, воспитания и развития;

• гуманитаризация – принцип, предполагающий включение в содержание всех учебных курсов сведений о роли и месте человека в социальном, экономическом и научно-техническом прогрессе, его ответственности за будущее цивилизации и духовным ценностям;

• связь теории с практикой;

• политехнический, предусматривающий целостность общего политехнического и профессионально-политехнического образования и обеспечивающий профессиональную мобильность специалиста, его способность ориентироваться в системе общест­венного производства, в кратчайший срок адаптироваться к измене­ниям в организации и содержании труда;

• профессиональная направленность ;

• стабильность и динамичность -принцип, предполагающий наличие стабильной (базисной) части содержания учебных предметов и динамичной (специальной) части, изменяемой с учетом требова­ний производства к подготовке специалистов;

• унификация и дифференциация - принцип, обусловленный объективными особенностями и закономерностями характера и содержания труда специалистов данного профиля и квалификации и учитывающий индивидуальные особенности студентов;

• преемственность содержания образования данной ступени с предшествующей и последующей ступенями, а также с раз­нообразными видами неформального образования и самообразова­ния;

• информационная технологичность обучения, ориентированная на применение в воспитательно-образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной, компьютер­ной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных и знаний, компьютерных экспертных систем и т.п.).

Учебная программа — это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения (см. приложение 5).

Учебные программы по предметам, обеспечивающим профессио­нальную подготовку специалистов, разрабатываются в тесной взаимосвязи с целью обеспечения целостного овладения учебным материалом, необходимым для успешного выполнения профессио­нальной деятельности, предупреждения возможного дублирования, учета межпредметных связей при определении последовательности изучения учебных предметов.

На стадии решения дидактической задачи — проектирования целей и содержания обучения, как уже упоминалось, руководству­ются КХ. После определения целей и адекватного содержания учебного предмета разрабатывают проект типовой программы по учебному предмету, а после выбора необходимых форм обучения составляют рабочие программы.

Для разработки учебной программы предлагается использовать следующую схему ориентировочной основы действий:

Первый этап разработки связан с определением назначения
учебного предмета в подготовке специалиста и целей его изучения.

Второй этап формирования учебного предмета связан с определе­нием его состава и структуры. Главным системообразующим элемен­том при определении структуры предмета является объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста..

Дальнейшее структурирование предмета внутри раздела осуществ­ляется на основе выделения информации, необходимой и достаточной для всесторонней характеристики объектов изучения предмета с точки зрения профессиональной деятельности. Структурирование предмета неразрывно связано с выявлением внутрипредметных связей. На основе взаимосвязей между темами происходит система­тизация: установление недостающего учебного материала, последова­тельности изучения учебных тем. Структура предмета отражается в примерном тематическом плане программы.

Третий этап работы связан с определением требований к знаниям и умениям по каждой теме, которые представляют собой дальней­шую конкретизацию образовательных целей учебного предмета. Они должны быть сформулированы таким образом, чтобы после окон­чания изучения темы можно было проверить, усвоили ли студенты, соответствующие знания и овладели ли необходимыми умениями. Каждое требование к знаниям и умениям по предмету должно быть конкретизировано и обеспечено требованиями к знаниям и умениям по темам

Четвертый этап связан с планированием лабораторных и практических работ. Разработчики программ учебных предметов должны знать особенности этих форм организации обучения, их дидактические цели и содержание, место в подготовке специа­листа. При разработке содержания лабораторных и практических работ следует иметь в виду, что в совокупности они призваны обеспечить формирование умений по предмету.

Пятый этап разработки учебных программ связан с определением
объема и содержания самостоятельной работы студентов. Ее совершенствование зависит от увеличения объема самостоятельных ауди­торных и внеаудиторных занятий, формирования навыков и умений самостоятельной работы, разнообразия ее видов, усиления профес­
сиональной направленности выполняемых самостоятельно заданий.

Шестой этап связан с определением содержания курсового
проекта (работы) и времени его выполнения с учетом требований стандарта (квалификационной характеристики) и общих требова­ний к знаниям и умениям по предмету.

Заключительный этап — составитель программы на основе сложившегося опыта и достижений педагогической науки разраба­тывает рекомендации по рациональному выбору форм организа­ции обучения. Имеются в виду «кие формы, как лекции, семина­ры, экскурсии, консультации, репные типы занятий. Эти рекомен­дации включаются в пояснительную записку к учебной программе.

Обобщающим этапом разработки учебной программы должна стать ее аннотация, представляющая собой краткое содержание учебной дисциплины.

При проектировании учебной программы следует обратить внимание на следующие рекомендации:

1. На титульном листе наименование дисциплины и ее шифр берутся из Государственного образовательного стандарта на специальность. Если дисциплина изучается во всех специализа­циях, то указывается только специальность. Если дисциплина изучается во всех специальностях направления, то указывается только направление.

2. Минимальный объем учебных часов, требуемый для изуче­ния дисциплины, устанавливается на основании РОС и учебного плана.

3. В содержании учебной программы указываются наименования основных разделов (тем) дисциплины. Наименова­ния разделов должны соответствовать основным разделам (главам) учебника по дисциплине.

4. В состав рекомендуемой литературы вносится только учебная литература, имеющая соответствующий гриф Госкомвуза или рекомендации учебно-методического объединения (УМО) и доступная для студентов (17, 2002г.).

Вопросы для самопроверки.

1.Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы вуза.

2.Раскройте сущность основных этапов проектирования педагогической технологии.

3.Каковы требования, предъявляемые к целям образования?

4.Назовите источники целей образования. Раскройте их содержание.

5.Какими критериями следует руководствоваться при отборе содержания материала учебных дисциплин?

6.Охарактеризуйте основные этапы проектирования учебных программ.

7.Назовите и охарактеризуйте компоненты учебного плана вуза.

Вопросы для размышления.

1.Почему педагогическую технологию можно считать проектом педагогической системы?

2.Какова роль стандартов в образовании? Какие опасения вызывает стандартизация в образовании? К чему приведет отсутствие стандартов?

3.Как вы думаете, могут ли полностью совпадать педагогические цели преподавателей и студентов?

Наши рекомендации