Протокол первичного обследования 6-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________________
IV. Эмоциональная сфера и поведение ребенка.
· Контакт и эмоционального реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и т.д.)
· Понимание инструкции и цели задания (выслушивает ли до конца, задает ли уточняющие вопросы, достаточно ли устной инструкции или необходим показ).
· Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, сосредоточенность, общая работоспособность, возможность использовать помощь и т.д.)
V. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
· Сведения ребенка о себе и своей семье
§ Как твое имя?
§ Как твоя фамилия?
§ Сколько тебе лет?
§ В каком городе ты живешь?
§ На какой улице ты живешь?
§ Как имя и отчество мамы?
§ Как имя и отчество папы?
§ Сколько человек в твоей семье?
§ Сколько взрослых, детей?
§ Как зовут брата, сестру?
§ Кто в семье младший, старший?
· Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения
§ Что на работе делает врач?
§ Что на работе делает учитель?
§ Что на работе делает повар?
§ Где и кем работает мама?
§ Где и кем работает папа?
· Временные понятия: последовательность, количество, сравнение времен года.
§ Сколько времен года ты знаешь?
§ Какое сейчас время года?
§ Какое время года наступит после осени?
§ Какое время года наступит после зимы?
§ Какое время года наступит после весны?
§ Какое время года наступит после лета?
§ Чем отличается осень и лето?
§ Чем они похожи?
· Способность ориентироваться в пространстве.
§ Покажи левую руку, правое ушко у себя
§ Покажи правую ногу у куклы.
§ В какой руке девочка держит шар?
§ На какой ноге стоит девочка?
§ Покажи и назови, что находится справа, слева, вверху, внизу, посередине, впереди, сзади, ближе, дальше?
· Конструктивная деятельность:
а) Воспроизведение по памяти образца из 5 – 7 палочек и объемных фигур
§ Построй как у меня
б) Сюжетная разрезная картинка из 5 – 7 частей
Была фотография, ее разрезали, а ты сложи целую
/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность, самооценка работы/
· Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.
§ Какого цвета эта палочка?
§ Покажи палочку ___________ цвета.
VI. Обследование знакомых родовых понятий
· Назови одним словом:
§ Юбка, плащ, рубашка, шорты.
§ Валенки, туфли, ботинки, кеды.
§ Сковорода, сахарница, кастрюля, чашка.
§ Стол, стул, шкаф, кровать.
§ Пароход, трамвай, самолет, поезд.
§ Дятел, воробей, голубь, ворона.
§ Черника, земляника, крыжовник, малина.
§ Роза, тюльпан, ромашка, васильки.
§ Груша, лимон, слива, виноград.
§ Свекла, репа, помидор, картофель.
· Конкретизация понятий:
Назови, какие знаешь:
§ Обувь?
§ Игрушки?
§ Посуду?
§ Одежду?
§ Птиц?
§ Рыб?
§ Животных?
§ Цветы?
IV. Обследование мышления.
· Серия картин “Кораблик”
§ Разложи картинки по порядку и составь рассказ.
Отметить правильность установления последовательности картинок, причинно-следственную связь.
________________________________________________________________
· Исключение 4-й лишней картинки.
§ Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя.
· Ответь на вопросы по рассказу типа:
У Тани заболела мама, пришел доктор и прописал маме горькое лекарство. Мама пьет лекарство и морщится. А Таня предлагает маме: “Мама, дай я вью это лекарство”.
§ Правильно ли сказала Таня?
§ Почему она так сказала?
V. Исследование памяти
· Назови имена воспитателей.
· Расскажи стихотворение.
· Посмотри картинки (до 7), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.
§ Что изменилось?
§ Чего не стало?
- Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (4 из 6).
VI. Исследование элементарных математических представлений.
· Анализ первого десятка.
§ Посчитай до 10 и обратно.
§ Считай от 2 до 6.
§ Считай от 8 до 3.
§ Сосчитай, сколько палочек.
Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.
· Количественные отношения.
§ Где елочек больше, меньше? /3 и 4, 4 и 5, 5 и 2/.
§ Чего больше – яблонь или груш?
§ Чего меньше?
§ На сколько больше? меньше? – разница на 1.
§ Сделай так, чтобы яблок и груш стало поровну.
§ Как это можно сделать по-другому?
Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?
Каким?
· Счетные операции.
§ 2 + 1
§ 4 + 1
§ 3 – 1
§ 5 – 1
Если ребенок легко считает в пределе 5, то дать в пределах 10.
- Решение арифметических задач.
а) На нахождение суммы
§ На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек?
б) На нахождение остатка:
§ На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?
· Геометрические фигуры:
§ Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
§ Назови, что это /круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал/.
· Цвет.
а) Покажи квадраты:
§ Красный
§ Оранжевый
§ Синий
§ Фиолетовый
§ Желтый
§ Зеленый
§ Белый
§ Коричневый
§ Черный
б) Назови, какого цвета эти квадраты?
§ Красный
§ Оранжевый
§ Синий
§ Фиолетовый
§ Желтый
§ Зеленый
§ Белый
§ Коричневый
§ Черный
VII. Обследование языковых представлений.
· Звуковой анализ слова.
а) Какой звук слышен в начале слова?
§ Аня
§ Утро
§ Оля
б) Какой звук слышен в конце слова?
§ Суп
§ Лук
§ Кот
§ Мука
§ Шары
в) Назови звуки в словах типа
§ Мак
§ Шуба
· Выделение слов в предложении.
§ Объяснение задания на примере: Маша гуляет. Повтори предложение. Ты сказал 2 слова. Первое – Маша, второе – гуляет. Повтори первое слово, второе слово.
§ Собака лает. Первое слово – собака. Назови второе.
§ Река замерзла. Повтори предложение. Назови первое слово, второе слово.
§ Оля собирает цветы. Повтори. Назови первое, второе, третье слово.
VIII. Обследование речи.
· Общее звучание:
§ Темп
§ Разборчивость
§ Голос
§ Дыхание
Отмечается на основе выполнения предыдущих заданий
· Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
§ Губы
§ Зубы
§ прикус
§ Небо
§ Язык
· Произношение и различение звуков.
а) Гласные: А, У, О, И, Ы.
б) Согласные:
С - С’ Ш Р - Р’
З - З’ Ч Л - Л’
Ц Ж
Щ
Т - Т В К - Г Б
Д - Д Ф К - Х П
в) Повтори за мной
л - Илья и Юля гуляют по аллее.
с - ш Саша идет по шоссе.
Машинист сошел с подножки.
з – ж У Зои желтый зонт.
У Жени железная лопата.
с – ч Сачок, учусь, качусь.
У Сонечки семечки.
т – ч Учитель, птичка, течет, молчать.
Речка течет, печка печет.
ч – щ Чаща, часовщик, щеточка.
Часовщик чинит часы.
с – ц Спица, синица, сахарница.
Курица сидит на лестнице.
щ – с Усищи, хвостище.
Вася рвет щавель на щи.
л – р Лара, мармелад, зеркало.
Лара разбила тарелку.
· Сформированность фонематического восприятия
а) Выделение звука из ряда звуков
§ Хлопни, когда услышишь звук “а”
§ Хлопни, когда услышишь звук “м”
б) Повторение серии из 3-х звуков и простых слогов
§ ауэ
§ уио
§ са – за – са
§ са – ца
§ ша – са – ша
§ га – как – га
§ та – да – та
§ ра – ла – ра
§ са – ся
§ ля – ла
в) Подбери картинки со звуком:
§ “м”
§ “т”
· Произношение слов сложного слогового состава.
а) По картинкам
§ милиционер
§ мотоцикл
§ мотоциклист
§ виноград
§ клумба
б) На слух
§ аквариум
§ велосипедист
§ парикмахер
§ фотографироваться
§ подстригаться
§ тренироваться
в) Фраза
§ Над мухомором летает стрекоза.
§ На перекресте стоит милиционер.
· Обследование словарного запаса.
а) Назови на себе:
§ подбородок
§ затылок
§ ресницы
§ брови
§ локоть
§ ногти
§ туловище
б) назови на картинках
Предметный словарь
§ гусеница
§ вертолет
§ яблоко
§ тигр
§ обезьяна
§ стрекоза
§ чемодан
§ градусник
§ стакан
§ грабли
§ лев
§ слон со слоненком
Глагольный словарь
§ покупает
§ взлетает
§ отъезжает
§ рисует
§ конструируют (собирают)
§ вяжет
§ регулирует
§ пашет
§ разбрасывает
Качественный словарь
§ Волк какой?
§ Ведро какое?
§ Груша какая?
Слова – антонимы
Будем подбирать слова “наоборот”
§ У меня дом большой, а у тебя?
· Речевая деятельность
а) Составление рассказа по сюжетной картинке
§ Посмотри на картинку и придумай рассказ по ней /”В лесу”/.
б) Лексико-грамматические средства языка
§ Назови детенышей животных по картинкам
отвлеченно У волка –
У белки –
У ежа –
У тигра –
У льва –
У гуся –
§ Предлоги /в игре/ - в, на, над, под, около, за, из-за, из-под
- Куда положила матрешку?
- Откуда достала матрешку?
в) Морфологические средства языка
Существительные единственного и множественного числа в им. и р. падежах
§ Назови на картинке: Это лист, а это … ?
§ У меня есть листья, а тебя нет чего …?
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
§ Скажи ласково – это мяч, а это …?
Согласование числительного и существительного
§ Посчитай пуговки на рубашке
§ Посчитай окна в комнате
§ Посчитай стулья в комнате
IX. Состояние мелкой моторики.
§ Покатай пальчиками палочку.
§ Нарисуй, как падают листья.
§ Дорисуй грибы.