Протокол первичного обследования 6-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом

Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________

IV. Эмоциональная сфера и поведение ребенка.

· Контакт и эмоционального реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и т.д.)

· Понимание инструкции и цели задания (выслушивает ли до конца, задает ли уточняющие вопросы, достаточно ли устной инструкции или необходим показ).

· Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, сосредоточенность, общая работоспособность, возможность использовать помощь и т.д.)

V. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений

· Сведения ребенка о себе и своей семье

§ Как твое имя?

§ Как твоя фамилия?

§ Сколько тебе лет?

§ В каком городе ты живешь?

§ На какой улице ты живешь?

§ Как имя и отчество мамы?

§ Как имя и отчество папы?

§ Сколько человек в твоей семье?

§ Сколько взрослых, детей?

§ Как зовут брата, сестру?

§ Кто в семье младший, старший?

· Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения

§ Что на работе делает врач?

§ Что на работе делает учитель?

§ Что на работе делает повар?

§ Где и кем работает мама?

§ Где и кем работает папа?

· Временные понятия: последовательность, количество, сравнение времен года.

§ Сколько времен года ты знаешь?

§ Какое сейчас время года?

§ Какое время года наступит после осени?

§ Какое время года наступит после зимы?

§ Какое время года наступит после весны?

§ Какое время года наступит после лета?

§ Чем отличается осень и лето?

§ Чем они похожи?

· Способность ориентироваться в пространстве.

§ Покажи левую руку, правое ушко у себя

§ Покажи правую ногу у куклы.

§ В какой руке девочка держит шар?

§ На какой ноге стоит девочка?

§ Покажи и назови, что находится справа, слева, вверху, внизу, посередине, впереди, сзади, ближе, дальше?

· Конструктивная деятельность:

а) Воспроизведение по памяти образца из 5 – 7 палочек и объемных фигур

§ Построй как у меня

б) Сюжетная разрезная картинка из 5 – 7 частей

Была фотография, ее разрезали, а ты сложи целую

/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность, самооценка работы/

· Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.

§ Какого цвета эта палочка?

§ Покажи палочку ___________ цвета.

VI. Обследование знакомых родовых понятий

· Назови одним словом:

§ Юбка, плащ, рубашка, шорты.

§ Валенки, туфли, ботинки, кеды.

§ Сковорода, сахарница, кастрюля, чашка.

§ Стол, стул, шкаф, кровать.

§ Пароход, трамвай, самолет, поезд.

§ Дятел, воробей, голубь, ворона.

§ Черника, земляника, крыжовник, малина.

§ Роза, тюльпан, ромашка, васильки.

§ Груша, лимон, слива, виноград.

§ Свекла, репа, помидор, картофель.

· Конкретизация понятий:

Назови, какие знаешь:

§ Обувь?

§ Игрушки?

§ Посуду?

§ Одежду?

§ Птиц?

§ Рыб?

§ Животных?

§ Цветы?

IV. Обследование мышления.

· Серия картин “Кораблик”

§ Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Отметить правильность установления последовательности картинок, причинно-следственную связь.

________________________________________________________________

· Исключение 4-й лишней картинки.

§ Посмотри на картинки. Три картинки чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а одна лишняя.

· Ответь на вопросы по рассказу типа:

У Тани заболела мама, пришел доктор и прописал маме горькое лекарство. Мама пьет лекарство и морщится. А Таня предлагает маме: “Мама, дай я вью это лекарство”.

§ Правильно ли сказала Таня?

§ Почему она так сказала?

V. Исследование памяти

· Назови имена воспитателей.

· Расскажи стихотворение.

· Посмотри картинки (до 7), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.

§ Что изменилось?

§ Чего не стало?

    • Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (4 из 6).

VI. Исследование элементарных математических представлений.

· Анализ первого десятка.

§ Посчитай до 10 и обратно.

§ Считай от 2 до 6.

§ Считай от 8 до 3.

§ Сосчитай, сколько палочек.

Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.

· Количественные отношения.

§ Где елочек больше, меньше? /3 и 4, 4 и 5, 5 и 2/.

§ Чего больше – яблонь или груш?

§ Чего меньше?

§ На сколько больше? меньше? – разница на 1.

§ Сделай так, чтобы яблок и груш стало поровну.

§ Как это можно сделать по-другому?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?

Каким?

· Счетные операции.

§ 2 + 1

§ 4 + 1

§ 3 – 1

§ 5 – 1

Если ребенок легко считает в пределе 5, то дать в пределах 10.

    • Решение арифметических задач.

а) На нахождение суммы

§ На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек?

б) На нахождение остатка:

§ На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек осталось?

· Геометрические фигуры:

§ Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

§ Назови, что это /круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал/.

· Цвет.

а) Покажи квадраты:

§ Красный

§ Оранжевый

§ Синий

§ Фиолетовый

§ Желтый

§ Зеленый

§ Белый

§ Коричневый

§ Черный

б) Назови, какого цвета эти квадраты?

§ Красный

§ Оранжевый

§ Синий

§ Фиолетовый

§ Желтый

§ Зеленый

§ Белый

§ Коричневый

§ Черный

VII. Обследование языковых представлений.

· Звуковой анализ слова.

а) Какой звук слышен в начале слова?

§ Аня

§ Утро

§ Оля

б) Какой звук слышен в конце слова?

§ Суп

§ Лук

§ Кот

§ Мука

§ Шары

в) Назови звуки в словах типа

§ Мак

§ Шуба

· Выделение слов в предложении.

§ Объяснение задания на примере: Маша гуляет. Повтори предложение. Ты сказал 2 слова. Первое – Маша, второе – гуляет. Повтори первое слово, второе слово.

§ Собака лает. Первое слово – собака. Назови второе.

§ Река замерзла. Повтори предложение. Назови первое слово, второе слово.

§ Оля собирает цветы. Повтори. Назови первое, второе, третье слово.

VIII. Обследование речи.

· Общее звучание:

§ Темп

§ Разборчивость

§ Голос

§ Дыхание

Отмечается на основе выполнения предыдущих заданий

· Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

§ Губы

§ Зубы

§ прикус

§ Небо

§ Язык

· Произношение и различение звуков.

а) Гласные: А, У, О, И, Ы.

б) Согласные:

С - С’ Ш Р - Р’

З - З’ Ч Л - Л’

Ц Ж

Щ

Т - Т В К - Г Б

Д - Д Ф К - Х П

в) Повтори за мной

л - Илья и Юля гуляют по аллее.

с - ш Саша идет по шоссе.

Машинист сошел с подножки.

з – ж У Зои желтый зонт.

У Жени железная лопата.

с – ч Сачок, учусь, качусь.

У Сонечки семечки.

т – ч Учитель, птичка, течет, молчать.

Речка течет, печка печет.

ч – щ Чаща, часовщик, щеточка.

Часовщик чинит часы.

с – ц Спица, синица, сахарница.

Курица сидит на лестнице.

щ – с Усищи, хвостище.

Вася рвет щавель на щи.

л – р Лара, мармелад, зеркало.

Лара разбила тарелку.

· Сформированность фонематического восприятия

а) Выделение звука из ряда звуков

§ Хлопни, когда услышишь звук “а”

§ Хлопни, когда услышишь звук “м”

б) Повторение серии из 3-х звуков и простых слогов

§ ауэ

§ уио

§ са – за – са

§ са – ца

§ ша – са – ша

§ га – как – га

§ та – да – та

§ ра – ла – ра

§ са – ся

§ ля – ла

в) Подбери картинки со звуком:

§ “м”

§ “т”

· Произношение слов сложного слогового состава.

а) По картинкам

§ милиционер

§ мотоцикл

§ мотоциклист

§ виноград

§ клумба

б) На слух

§ аквариум

§ велосипедист

§ парикмахер

§ фотографироваться

§ подстригаться

§ тренироваться

в) Фраза

§ Над мухомором летает стрекоза.

§ На перекресте стоит милиционер.

· Обследование словарного запаса.

а) Назови на себе:

§ подбородок

§ затылок

§ ресницы

§ брови

§ локоть

§ ногти

§ туловище

б) назови на картинках

Предметный словарь

§ гусеница

§ вертолет

§ яблоко

§ тигр

§ обезьяна

§ стрекоза

§ чемодан

§ градусник

§ стакан

§ грабли

§ лев

§ слон со слоненком

Глагольный словарь

§ покупает

§ взлетает

§ отъезжает

§ рисует

§ конструируют (собирают)

§ вяжет

§ регулирует

§ пашет

§ разбрасывает

Качественный словарь

§ Волк какой?

§ Ведро какое?

§ Груша какая?

Слова – антонимы

Будем подбирать слова “наоборот”

§ У меня дом большой, а у тебя?

· Речевая деятельность

а) Составление рассказа по сюжетной картинке

§ Посмотри на картинку и придумай рассказ по ней /”В лесу”/.

б) Лексико-грамматические средства языка

§ Назови детенышей животных по картинкам

отвлеченно У волка –

У белки –

У ежа –

У тигра –

У льва –

У гуся –

§ Предлоги /в игре/ - в, на, над, под, около, за, из-за, из-под

- Куда положила матрешку?

- Откуда достала матрешку?

в) Морфологические средства языка

Существительные единственного и множественного числа в им. и р. падежах

§ Назови на картинке: Это лист, а это … ?

§ У меня есть листья, а тебя нет чего …?

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

§ Скажи ласково – это мяч, а это …?

Согласование числительного и существительного

§ Посчитай пуговки на рубашке

§ Посчитай окна в комнате

§ Посчитай стулья в комнате

IX. Состояние мелкой моторики.

§ Покатай пальчиками палочку.

§ Нарисуй, как падают листья.

§ Дорисуй грибы.

Наши рекомендации