Глава viii. организация учебной
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАР 1
Тема:Воспитание и воспитательный процесс в гуманистической педагогике.
Цель:Усвоить определения и сущность понятий «воспитание», «воспитательный процесс», отличия в подходах к определению понятия «воспитание» в традиционной и гуманистической педагогике, содержание основных структурных компонентов воспитания, особенности цели воспитания и целей воспитательного процесса.
Форма проведения:Студия.
Вопросы для обсуждения
1. Воспитание как культурно-исторический феномен.
2. Воспитание как категория педагогической науки. Разнообразие определений понятия «воспитание». Их анализ.
3. Воспитание как система. Характеристика структурных элементов воспитания в традиционной и гуманистической педагогике (сравнительный анализ).
4. Гуманистическая педагогика, ее характеристика. Концепции гуманистического воспитания (проанализировать одну из современных концепций):
• гуманистические взгляды Ш.А. Амонашвили на воспитание;
• личностно-ориентированное воспитание в концепции Е.В. Бондаревской;
• гуманизация образования в концепции М.В. Берулавы.
5. Воспитательный процесс, его сущность и цели.
6. Воспитательная работа, ее роль в организации воспитательного процесса.
Рекомендуемая литература
См. список литературы к главе 1.
СЕМИНАР 2
Тема:Система методов воспитания.
Цель:Овладеть понятиями «метод воспитания», «прием», «сиитема методов»; знать классификации методов воспитания; различать методы воспитания и приемы воздействия; отработать умение выбора методов воспитания и приемов воздействия.
Форма проведения:Беседа и практикум.
Ход занятия
I. Беседа по следующим вопросам.
1. Проанализируйте различные подходы к определению методов воспитания, используя указанную литературу.
2. Охарактеризуйте и проанализируйте различные классификации методов воспитания (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Т.А. Ильиной, Г.И.Щукиной. Т.Д. Конниковой, Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова, Б.Т.Лихачева, Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.).
3. Дайте характеристику отдельных методов и приемов воспитания, определите условия выбора конкретного метода или приема.
4. Проанализируйте различия в понятиях «метод воспитания» и «прием педагогического воздействия».
5. Дайте характеристику методов педагогического воздействия (педагогического требования, перспективы, общественного мнения, поощрения, наказания и др.).
II. Практикум.
Задание: Подберите педагогическую ситуацию, предложите свои методы воспитания или приемы педагогического воздействия. Аргументируйте свой выбор.
Рекомендуемая литература
НатанзонЭ.Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972.
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. — М., 1991.
Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. — Т. 1. — С. 569.
Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.
См. также учебные пособия указанных ранее авторов: Т.А.Ильиной, П.И.Огородникова, Ю.К.Бабанского, Б.Т.Лихачева, П.И.Пидкасистого, В. А. Сластенина и др.