Тема: Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Что такое синдром раннего детского аутизма (РДА)? Каковы основные характеристики этого синдрома?
2. Почему возникает РДА? Дайте характеристику современных представлений по этому вопросу (наследственность, органическое поражение головного мозга, психогенные факторы).
3. Охарактеризуйте основные клинические проявления синдрома РДА. Каковы современные представления об основном дефекте при РДА? Какие нарушения можно отнести к вторичным, третичным?
4. Каковы возможности социализации для лиц с аутизмом? От каких факторов и условий зависит процесс социализации?
5. Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым в России и за рубежом? Дайте общую характеристику основных зарубежных и отечественных подходов к коррекции РДА.
Рекомендуемая литература:
1. Аутичный ребенок: проблемы в быту/ Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.
2. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981.
3. Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996.
4. Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.
5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. – М., 1991.
6. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. – 1997. - № 1.
7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1977.
Вариант 6
Тема:Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Разработайте и оформите таблицу «История становления специального образования в России».
2. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефектологов? Для работы с какими детьми подготавливали сначала педагогов-дефектологов? Почему?
3. Какими личностными профессионально значимыми качествами должен обладать педагог-дефектолог?
4. Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?
Рекомендуемая литература:
1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. – Новосибирск, 1999.
2. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
3. Кожевникова Н.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Чистович Л.А. Санкт-Петербургская программа «Абилитации младенцев» - первая в России программа раннего вмешательства// Педиатрия. – 1955. - № 4.
4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
5. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка// Проблемы младенчества: нейропсихолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции. – М., 1999.
6. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., 1999.
7. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. – М., 1992.
8. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997.
9. Проект Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (Специальном образовании)».– М., 1999.
10. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации. Ч. 1// Дефектология.–1998.-№ 1.
11. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации. Ч. 2// Дефектология.–1998.-№ 2.
12. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации// Дефектология. – 1998. - № 3.
13. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
Вариант 7