Тема 9. Доказательство и опровержение

Доказательство и его структура. Виды доказательств (прямое и косвенное). Виды косвенных доказательств (апагогическое и разделительное). Опровержение, виды опровержения. Правила доказательства (требования к тезису, к основаниям, к демонстрации). Ошибки в доказательстве. Софизмы.

План семинарского занятия

1. Определение и структура доказательства.

2. Виды доказательств.

3. Опровержение, его структура и виды.

4. Правила доказательства.

Практические задания

1. Подберите аргументы в защиту либо в опровержение данного тезиса, постройте прямое или косвенное доказательство или опровержение и проверьте правильность полученного рассуждения.

1.1. Каждому будущему педагогу необходимы логические знания и навыки.

1.2. Специалист гуманитарного профиля не обязан быть компетентным в области концепций современного естествознания.

1.3. Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно (Конфуций).

1.4. Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей (Конфуций).

1.5. Всякому современному специалисту необходимы знания ПК (персонального компьютера).

1.6. Современный педагог обязан быть компетентным в области права.

2. Приведите доказательство от противного (апагогическое) следующих тезисов:

2.1. Средний термин силлогизма должен быть распределен, по крайней мере, в одной из посылок.

2.2. Меньшая посылка по I фигуре категорического силлогизма должна быть утвердительным суждением.

3. Логические парадоксы - это рассуждения, в ходе которых доказывается как истинность, так и ложность некоторого рассуждения. Подготовьте устное сообщение о наиболее известных логических парадоксах («Лжец», «Брадобрей», «Каталог нормальных каталогов» и др.).

Литература:2; 3; 4; 8; 11; 13.

Тема 10. Логические основы теории аргументации

Правила аргументации и логические правила. Формы аргументации: диалог, полилог, монолог. Виды аргументации (дизъюктивная, конъюктивная, импликативная). Способы обоснования в аргументации (дедуктивный, индуктивный, традуктивный). Обоснование и истина. Классификация правил и ошибок аргументации (правила релевантности, правила ясности тезиса).

Спор и его виды. Дискуссия и полемика, правила организации и ведения. Роль дискуссии и полемики в образовательном процессе.

План семинарского занятия

1. Формы аргументации.

2. Виды аргументации.

3. Способы обоснования в аргументации.

4. Правила и ошибки в аргументации.

5. Дискуссия: правила организации и ведения.

6. Полемика: тип полемики, особенности ее организации.

Практические задания

1. Найдите в рассуждении аргументы (посылки) и тезис. Выделите, если возможно имплицитные аргументы:

1.1. По мнению большинства участников, дискуссия не удалась, несмотря на актуальную тематику, интересную всем. Причиной этого видится слабая организация дискуссии самими участниками: не были четко сформулированы тема, тезисы и антитезисы обеими сторонами, оппоненты не пренебрегали некорректными приемами спора, а пропоненты приводили противоречивые аргументы в защиту тезиса.

1.2. Конференция была организована отлично. Конференц-зал вместил всех участников и гостей, доклады пленарного заседания вызвали живой интерес присутствующих, работа секций была выстроена грамотно и продуктивно, экскурсионная программа была хорошо продумана.

1.3 Введение балльно - рейтинговой системы оценки знаний студентов имеет целый ряд преимуществ перед традиционной системой оценивания знаний: преподаватель может рассчитать трудоемкость каждого вида самостоятельной работы; студент имеет четкое представление о том какой объем работы должен быть выполнен для успешного освоения материала той или иной дисциплины, набранные в течение семестра рейтинговые баллы дают полное представление о проделанной студентом работе, о том какие дидактические единицы изучаемой дисциплины освоены успешно, а какие требуют дополнительного контроля знаний, умений и навыков студента.

1.4. Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния (Г.В.Ф. Гегель).

1.5. Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает. Он отвергает трудное - потому что нет терпения продолжать исследование; трезвое - ибо оно неволит надежду; высшее в природе - из-за суеверия; свет опыта - из-за надменности и презрения к нему, чтобы не оказалось, что ум погружается в низменное и непрочное; парадоксы - из-за общепринятого мнения. Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум (Ф. Бэкон).

2. Постройте аргументированное обоснование положительных точек зрения в отношении следующих тезисов. Придумайте по два аргумента, укажите вид аргументации. Определите использованный способ обоснования. Придумайте по два критических аргумента. Определите использованные вид аргументации и способ обоснования.

2.1. Широкое использование тестирования в образовательном процессе отрицательно сказывается на развитии культуры мышления учащихся.

2.2. Пассажир обязан своевременно оплатить проезд и сохранять билет до конца поездки.

2.3. В данной фигуре сумма внутренних углов равна двум прямым углам, так как это треугольник.

2.4. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Литература:2; 4; 7; 10; 11; 13.

Примерные вопросы к зачету

1. Предмет, задачи, основные функции логики.

2. Основные исторические этапы развития логики.

3. Современные неклассические логики, их особенности и представители.

4. Теоретическое и практическое значение логики в профессиональной деятельности педагога.

5. Язык как знаковая шифровая система. Функции языка. Языки естественные и искусственные.

6. Логический анализ языка. Семантические категории языка: дескриптивные и логические термины.

7. Определение понятия. Логические приемы формирования понятий.

8. Содержание и объем понятия. Виды понятий и отношения между понятиями.

9. Операции над понятиями. Обобщение, ограничение и определение понятий.

10. Определение и строение суждения. Виды простых суждений.

11. Логический квадрат. Отношения между суждениями в логическом квадрате.

12. Модальные суждения: виды, понятие модальных операторов.

13. Сложные суждения. Запись сложных суждений в символической форме

14. Основные законы формальной логики.

15. Отношение логического следования. Логические парадоксы.

16. Применение законов формальной логики в профессиональной деятельности педагога.

17. Умозаключение: структура и виды умозаключений.

18. Простой категорический силлогизм: определение и структура.

19. Фигуры и модусы категорического силлогизма.

20. Определение и виды полисиллогизма.

21. Силлогизмы со сложными посылками.

22. Полная и неполная индукция. Понятие вероятности.

23. Методы установления причинных связей.

24. Определение и структура доказательства и опровержения.

25. Виды и правила доказательства.

26. Формы и виды аргументации.

27. Правила и ошибки в аргументации.

28. Диалог как форма аргументации. Виды диалогов.

29. Дискуссия: правила организации и ведения.

30. Полемика: тип полемики, особенности ее организации.

Литература

1. Войшвилло, Е. К. Логика [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. - М.: Владос - пресс, 2001. - 527 с.

2. Гетманова А. Д. Логика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов. / А. Д. Гетманова е изд., испр. - М.: Дашков и К", 2012. - 348 с.

3. Гетманова А. Д. Логика: словарь и задачник [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. / А. Д. Гетманова - М.: Владос, 1998. - 334 с.

4. Гусев С.С. Логика [Текст]: учебник / С.С. Гусев, Э.Ф. Караваев, Г.В. Карпов [и др.]; под ред. А.И. Мигунова, И.Б. Микиртумова, Б.И. Федорова. - М.: Проспект, 2011. – 680 с.

5. Демидов И. В. Логика [Текст]: учебник. / И.В. Демидов; под ред. Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2000. - 208 с.

6. Зигварт Х. Логика. Учение о суждении, понятии и выводе [Текст]: пер. с нем.. Т.1. / Х. Зигварт - М.: Территория будущего, 2008. - 461 с.

7. Ивин А.А. Логика [Текст]: Учебник для гуманитарных факультетов/ А.А. Ивин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 320 с.

8. Ивлев Ю. В. Логика [Текст]: учеб. для студ.вузов. / Ю. В. Ивлев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2002. - 286 с.

9. Кузина Е. Б. Логика. 100 вопросов - 100 ответов [Текст] / Е.Б.Кузина - М.: ВЛАДОС, 2005. - 286 с.

10. Логика: логические основы общения [Текст]: хрестоматия / сост.: В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, И. И. Дубинин - М.: Наука, 1994. - 331 с.

11. Михайлов, К. А. Логика [Текст]: учебник для бакалавров / К. А. Михайлов. - М.: Юрайт, 2012.- 553 с.- М.: Добросвет, 2000. - 469 c.

12. Свинцов, В. И. Логика [Текст]: элемент. курс для гуманит. спец / В. И. Свинцов. - М.: Скорина, 1998. - 351 с.

13. Упражнения по логике [Текст]: сборник / Э. Ф. Караваев, В.И. Кобзарь, С. И. Ладушкин; под ред. Л.Г. Тоноян. – М.: Проспект, 2014. – 264 с.

14. Челпанов, В.Г. Учебник логики [Текст]/ В.Г. Челпанов - М.: Научная Библиотека, 2010 - 128 c.

15. Шуман А. Н. Философская логика: истоки и эволюция [Текст] / А. Н. Шуман - Мн.: Экономпресс, 2001. - 363 с.

Учебное издание

Татьяна Александровна Никитенко

ЛОГИКА

учебно-методические рекомендации
по подготовке к семинарским занятиям

Методические рекомендации

Редактор К. С. Касимова

Подписано в печать . Формат 60х90/16.

Объем п. л. уч.-изд. л. Тираж экз. Заказ №

Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО
«Ярославский государственный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского» (РИО ЯГПУ)
150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, 108

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «Ярославский
государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

Адрес типографии:

150000, г. Ярославль, Которосльная наб., 44

Тел.: (4852) 32–98–69

Наши рекомендации