Тема 6. Доказательство и опровержение в правоохранительной деятельности.

Логическая структура доказательства: тезис, аргументы, форма доказательства (демонстрация). Правила доказательства. Виды доказательств: прямое доказательство; косвенное доказательство и его виды.

Ошибки, возможные в доказательстве (аргументации). Основные виды ложных доказательств.

Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации. Логические требования к научной критике. Логические ошибки: паралогизмы и софизмы. Понятие о логических парадоксах.

Применение доказательства и опровержения в правоохранительной деятельности.

Тема 7. Формы научного познания и их применение в правоохранительной деятельности.

Понятие проблемы. Проблема и вопрос. Виды проблемных ситуаций. Логическая природа проблемы. Значение проблемы как формы научного познания в правоохранительной деятельности.

Понятие гипотезы. Гипотеза как форма развития научного знания. Построение гипотезы и методы её верификации.

Роль эксперимента в процессе верификации гипотезы. Гипотеза и криминалистическая версия. Роль следственного эксперимента в верификации криминалистической версии.

Теория как форма организации научного знания. Основные виды научных теорий: дедуктивные и гипотетико-дедуктивные. Понятие об аксиоматически построенных теориях. Особенности юридических (правовых) теорий.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

Все разделы дисциплины «Логика» как основы общенаучной методологической грамотности, логической культуры и методической дисциплины мышления обучающихся являются необходимыми (базовыми) для успешного освоения обеспечиваемых (последующих) дисциплин гуманитарного и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках логики имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость для других дисциплин (вне их предметных особенностей).

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

Очное обучение

№ п/п Наименование раздела дисциплины Л С ПЗ ЛР КР Всего аудиторных СР Всего
1. Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности          
2. Логическая теория понятия и её применение в правоохранительной деятельности    
3. Логическая теория суждения и её применение в правоохранительной деятельности    
4. Логическая теория умозаключения и её применение в правоохранительной деятельности      
5. Законы мышления и их применение в правоохранительной деятельности      
6. Доказательство и опровержение в правоохранительной деятельности    
7. Формы научного познания и их применение в правоохранительной деятельности          
  Подготовка к экзамену            
Экзамен            
Итого

Заочное обучение



№ п/п Наименование раздела дисциплины Л С ПЗ ЛР КР Всего аудиторных СРС Всего
1. Предмет логики и её применение в правоохранительной деятельности          
2. Логическая теория понятия и её применение в правоохранительной деятельности        
3. Логическая теория суждения и её применение в правоохранительной деятельности        
4. Логическая теория умозаключения и её применение в правоохранительной деятельности        
5. Законы мышления и их применение в правоохранительной деятельности            
6. Доказательство и опровержение в правоохранительной деятельности            
7. Формы научного познания и их применение в правоохранительной деятельности            
  Подготовка к зачёту            
Зачёт            
Итого

6. Лабораторный практикум.По данной учебной дисциплине предусмотрено выполнение практикума.

7. Примерная тематика курсовых работ. По данной дисциплине выполнение курсовой работы не предусмотрено.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

б) Основная литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2011.

2. Мигунов А.И., Микиртумов И.Б., Фёдоров Б.И. Логика. Учебник. СПб., 2010.

3. Рахматуллин Р.Ю., Исаев А.А., Линкевич А.Е. Логика: учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД, 2010.

4. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений/ 9-е изд. – М.: Омега-Л, 2010.

в) Дополнительная литература:

1. Сальников В.П., Назаренко А.Ф., Караваев Э.Ф. Логика: Учебник для юридических вузов. СПб., 2003.

2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.

4. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.

5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.

6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике /Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.

г) программное обеспечение.

Специализированного программного обеспечения для организации учебного процесса в рамках данной дисциплины не требуется.

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

1) Учебная и учебно-методическая литература из фондов библиотеки СПбУ МВД РФ.

2) Печатные материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Логика»

3) Электронный глоссарий по дисциплине «Логика»

4) Электронное учебное пособие по логике – размещено в системе ДО СПбУ МВД РФ.

5) Компьютерные презентации по дисциплине «Логика» (309 кадров) – размещены в системе ДО СПбУ МВД РФ

6) http://humanities.edu.ru/db/sect/27 - Сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Раздел «Логика» содержит информацию о литературе и интернет-ресурсах, посвященных логике.

7) http://www.iph.ras.ru/~logic/index.html - Сайт сектора логики Института философии РАН. Рекомендуется тем, кто желает познакомиться с современным состоянием логических исследований.

8) http://golovolomka.hobby.ru – Содержит задачи, головоломки. Кроме того имеются полнотекстовые электронные версии работ Р. Смаллиана, М. Гарднера, Л. Кэрролла.

9) http://ntl.narod.ru/logic/index.html - «Логика для всех» (задачи, головоломки).

10) http://www.wwnorton.com/ - Тестирующая программа «Logictutor» Михаэля Грина.

11) http://www.dnai.com/~mackey/thesis/thesis.html Логические основы аргументации.

12) http://plato.stanford.edu/entries/logic-informal Современные направления неклассической логики.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Приборно-технический комплекс: компьютер (для лекционных занятий – ноутбук, для проведения тестирования – компьютерный класс), проектор, микрофон, интерактивная доска.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучениедисциплины «Логика» осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной подготовки курсантов и слушателей.

Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются: лекционное занятие, практическое занятие, семинарское занятие, индивидуальная или групповая консультация преподавателя, деловая игра и т.д. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.

Предусматриваются следующие формы работы курсантов:

- прослушивание лекционного курса;

- чтение и конспектирование рекомендованной литературы;

- проведение практических занятий с самостоятельным решением задач по изучаемым темам.

Помимо устного изложения материала, в процессе лекций предполагается использовать визуальную поддержку в виде мультимедийных презентаций содержания лекции, отражающих основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации, выдержки из документальных художественных фильмов по теме лекции.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.

Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по их корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях;

- по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний с помощью компьютерных тестовых заданий;

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета курсантов в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) в форме зачета. Зачёт проводится по окончании семестра, после завершения изучения дисциплины в полном объеме. Форма проведения зачета – устная, по билетам.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Логика»:

1. Предмет логики и ее значение.

2. Мышление и его особенности.

3. Понятие о логической форме (структуре) и законе мышления.

4. Основные этапы развития логики как науки.

5. Понятие как форма мышления и его логическая структура.

6. Виды понятий.

7. Ограничение и обобщение понятий.

8. Деление, как логическая операция над понятием.

9. Определение (дефиниция), как логическая операция над понятием.

10. Суждение как форма мышления и его логическая структура.

11. Категорические суждения и их виды (в зависимости от количества и качества).

12. Распределенность терминов в категорических суждениях.

13. Отношения между простыми категорическими суждениями. "Логический квадрат".

14. Основные виды сложных суждений и условия их истинности.

15. Умозаключение как форма мышления и его логическая структура. Виды умозаключений.

16. Непосредственные умозаключения (обращение, превращение, противопоставление предикату).

17. Простой категорический силлогизм и его логическая структура.

18. Аксиома и правила простого категорического силлогизма.

19. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма.

20. Применение фигур простого категорического силлогизма в практике рассуждения.

21. Сокращённый, сложный и сложно-сокращенный силлогизмы.

22. Условно-категорический силлогизм и его правильные модусы.

23. Разделительно-категорический силлогизм и его модусы.

24. Индукция и ее виды.

25. Индуктивные методы установления причинных связей между явлениями (метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков).

26. Понятие о логическом законе. Основные законы правильного
рассуждения: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного
третьего, закон достаточного основания.

27. Доказательство и его логическая структура.

28. Правила и виды доказательств.

29. Опровержение и его виды.

30. Софизмы и паралогизмы.

31. Проблема и вопрос.

32. Гипотеза и теория.

Составители:

Санкт-Петербургский университет Начальник кафедры В.В. Балахонский

МВД России философии и социологии

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Санкт-Петербургский университет Заместитель начальника кафедры А.С. Болдырев

МВД России философии и социологии

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Санкт-Петербургский университет Доцент кафедры А.В. Денисова

МВД России философии и социологии

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

Российский государственный Заведующий кафедрой В.И. Стрельченко

педагогический университет философии

им. А.И. Герцена

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Санкт-Петербургский университет Учёный секретарь А.Г. Никулин

МВД России Учёного совета

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Наши рекомендации