ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Грамматический строй речи
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Парта — парточка,
рюкзак — рюкзачок,
тетрадь — тетрадочка,
книга — книжечка,
ручка — ручечка,
альбом — альбомчик,
карандаш — карандашик,
пенал — пенальчик,
мел — мелок,
класс — классик,
дневник — дневничок,
зал — залик,
перемена — переменка,
звонок — звоночек,
кисть — кисточка,
линейка — линеечка,
подставка — подставочка.
Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
Школа — школ,
школьник — школьников,
школьница — школьниц,
парта — парт,
портфель — портфелей,
ранец — ранцев,
рюкзак — рюкзаков,
тетрадь — тетрадей,
книга — книг,
ручка — ручек,
карандаш — карандашей,
пенал — пеналов,
учебник — учебников,
альбом — альбомов,
краска — красок,
доска — досок,
мел — мела,
учитель — учителей,
класс — классов,
дежурный — дежурных,
дневник — дневников,
отличник — отличников,
урок — уроков,
задание — заданий,
кисточка — кисточек,
перемена — перемен,
звонок — звонков.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Одна школа — две школы — пять школ,
одна новая школа — две новые школы — пять новых школ,
один пенал — два пенала — пять пеналов,
один деревянный пенал — два деревянных пенала — пять деревянных пеналов.
Связь слов по типу слабого управления «Ответь на вопрос» (детям от 6 лет)
Сесть за парту — выйти (откуда?) из-за парты; положить книгу на стол — взять книгу (откуда?) со стола; поставить вазу на подоконник — взять вазу (откуда?) с подоконника;
ручка упала под парту — подняли ручку (откуда?) из-под парты; войти в класс — выйти (откуда?) из класса;
спрятать карандаш в рюкзак — достать карандаш (откуда?) из рюкзака.
Лексический строй речи
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Длинная линейка — короткая линейка, острый карандаш — тупой карандаш,
толстая книга — тонкая книга,
высокий мальчик — невысокий мальчик.
Классификация «Четвертый лишний»
Линейка, карандаш, книга, кукла (кукла); ручка, ластик, прыгалки, подставка (прыгалки); кукла, мяч, пирамидка, кисточка (кисточка).
Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи «Беседа по теме»
Что делают ребята в школе? Как должны вести себя в школе ученики? Что надо знать ичто необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Что такое школа?
МИНУТКА ОТДЫХА
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
— Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
— Ну почитай еще страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я школьный... (ранец).
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Для меня резинка, братцы,
Лютый враг!
Не могу я столковаться
С ней никак.
Сделал я кота и кошку —
Красота!
А она прошлась немножко —
Нет кота!
С ней хорошую картинку
Не создашь! —
Так вовсю ругал резинку.
(карандаш).
В школу
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы, ...
Вы идете в первый раз
В первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле...
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится...
— Обещаем хорошо,
Лучше всех учиться!
ТЕМА «НАШ ГОРОД»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дети (с 6 лет) должны знать:
— как называется город, в котором они живут;
— какие в нем находятся достопримечательности, чем он знаменит;
— какие памятные места находятся в районе, где они живут;
— в чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка.
Расширение словарного запаса детей:
названия: столица, Москва, правительство, куранты, площадь, улица, герб, памятник, двор, дом, москвич, город, проспект, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, храм, церковь, библиотека, университет, стадион, цирк, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин;
признаки: красная, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний;
действия: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, убирать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, работать, собираться, изучать, основал.