Организация педагогической практики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной
и информационно-аналитической работе
_________В.М.Зеленкевич
« «_________2012 г.
Регистрационный № _____
ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
для специальностей:
1 - 02 04 05 - 05 География. Экскурсионно-краеведческая работа
1 - 02 04 05 - 04 География. Охрана природы
1 - 02 04 05 - 01 География. Биология
1 - 02 04 02 География
1 - 02 04 04 - 01 Биология. Химия
СОСТАВИТЕЛЬ:
Какарека Э.В. – преподаватель кафедры экономической географии и охраны природы учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой экономической географии и охраны природы
(протокол № 1 от 30 августа 2012 г.)
Заведующий кафедрой
________________М.Г.Ясовеев
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета естествознания учреждения образования “Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка”
(ПРОТОКОЛ № ___ОТ ___________)
Председатель Совета
________________Н.В.Науменко
Оформление программы практики и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.
Руководитель практики учебно-
методического управления БГПУ
_____________Т.И.Езерская
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важным компонентом подготовки будущего учителя является педагогическая практика. Данный вид практики является связующим звеном между теоретическим изучением студентами психолого-педагогических, методических и специальных предметных дисциплин и собственной педагогической деятельностью. В сфере формирования профессиональных компетенций будущих учителей педагогическая практика выполняет обучающую, развивающую, воспитывающую и диагностическую функции. При этом практика создает условия для формирования профессионального мышления и мировоззрения, соответствующего современным требованиям высшей школы.
Педагогическая практика проводится на 4 и 5 курсах. Продолжи-тельность практики на 4 курсе дневной формы получения образования для специальностей «География. Биология», «Биология. Химия» 6 недель, для специальностей «География. Охрана природы», «География. Экскурсионно-краеведческая работа» 4 недели. На 5 курсе для специальностей «География. Биология», «Биология. Химия» 8 недель, для специальности «География. Охрана природы», «География. Экскурсионно-краеведческая работа» 6 недель. Студенты заочной формы получения образования проходят практику на 4 курсе с 1 апреля по 28 апреля, на 5 курсе – с 1 октября по 28 октября. Педагогическая практика для студентов дневной формы получения образования предусматривает участие студентов в учебно-образовательном и воспитательном процессе учреждений образования, на базе которых проходит практика под руководством методистов кафедр факультета естествознания и учителей школ.
Содержание и формы отчетности по результатам педагогической практики соответствуют нормативным документам по производственной (педагогической) практике и данной программе.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Основная цель педагогической практики – создать содержательные и организационные условия для формирования у студентов профессиональных компетенций учителя через включение их в образовательное и воспитательное поле учреждений образования, являющимися базами практики.
1.2. Задачи педагогической практики:
· углубить и закрепить теоретические знания, полученные на занятиях в университете, научиться применять их на практике в УВП;
· познакомить студентов со структурой и содержанием образовательного процесса, особенностями работы учителя-предметника, классного руководителя;
· освоить педагогические формы взаимодействия с учащимися, овладеть умениями самостоятельно и творчески применять знания и способы деятельности, которые осваивались при изучении специальных и психолого-педагогических дисциплин;
· научиться проводить учебные занятия различного типа и вида с использованием методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
· приобрести умения и навыки выполнения функций классного руководителя, работы с коллективами школьников, а также проводить индивидуальную воспитательную работу;
· использовать в педагогическом процессе современные личностно-ориентированные, когнитивные и информационные технологии, исследовательскую и проектную деятельность;
· приобрести опыт ведения научно-методической работы, использовать передовой педагогический опыт;
· развитие навыков самоанализа, самоконтроля, рефлексии и самокоррекции в процессе подготовки и проведения учебных занятий;
· научиться методам работы с родителями учеников;
· научиться методам психологического анализа и коррекции.
1.3. Основные принципы проведения педагогической практики:
· научности – соблюдение логики в изложении учебного материала, отбор содержания и построения занятий с учетом закономерностей педагогики и психологии, изложение научных проблем, освещение перспектив развития научных знаний;
· проблемности – актуализация и стимулирование творческого подхода практикантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса, использование проблемного обучения;
· наглядности – использование принципа для систематизации знаний учащихся, установления причин и следствий;
· активность и сознательность - участие практикантов во всех видах профессиональной учебной деятельности учителей, в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, участие в методической деятельности учреждения образования;
· завершенность обучения – применяемые методы обучения соответствуют его содержанию, переход от одного уровня знаний к другому совершается с фиксацией факта усвоения;
· систематичность и последовательность – обеспечение преемственности обучения, реализация логики формирования теоретических знаний, соблюдение практикантами во время практики на учебных занятиях следующих педагогических требований: экологическая, профессиональная, краеведческая направленность, современность содержания и форм деятельности, системный подход в образовательном процессе;
· завершенность обучения – соответствие применяемых методов содержанию учебного материала;
· воспитательного воздействия – знания развивают чувства ответственности, воспитывается экологически грамотный человек
1.4. Педагогическая практика для студентов предусматривает:
· участие в установочной и итоговой конференциях;
· ознакомление со структурой образовательного процесса в учреждении образования;
· изучение системы воспитательной работы учреждения образования, деятельности классного руководителя;
· посещение и проведение внеклассного мероприятия, его анализ;
· выполнение всех функций классного руководителя в закрепленном классе;
· выполнение задания по психологии;
· ознакомление со школьной документацией;
· ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий, посещение уроков учителей, коллег-студентов-практикантов;
· самостоятельную подготовку планов-конспектов занятий по учебным дисциплинам, предварительный анализ планов-конспектов с учителями и методистами;
· подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;
· разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне;
· подбор методов обучения, форм организации учебных занятий, использование современных педагогических технологий;
· посещение занятий, проводимых коллегами, и участие в их совместном обсуждении;
· участие в проверке самостоятельных, контрольных работ, выполняемых учащимися;
· осуществление научно-методического анализа проведенных занятий;
· участие в научно-методической деятельности учреждений образования: работе Школы молодого учителя, заседаниях кафедр, педагогических советах, участие в предметных неделях;
· подготовку индивидуального отчета по итогам практики;
· создание проекта группового методического задания;
· подготовку и выполнение группового методического задания;
· участие в проведении итогового малого педагогического совета.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Педагогическая практика осуществляется с помощью руководителей практики от кафедр физической географии, экономической географии и охраны природы, зоологии, химии, ботаники и основ сельского хозяйства, общей биологии факультета естествознания, психологии, педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий, а также учителей учреждения образования, являющихся непосредственными руководителями практики от организации.
2.2. В начале и после окончания практики проводится курсовое собрание.
2.3. Практика включает в себя:
· участие в совещании при завуче (директоре) в учреждениях образования;
· составление индивидуального плана прохождения практики;
· активное посещение уроков учителей, знакомство с разными видами внеклассных мероприятий, изучение школьной документации;
· разработку проекта группового методического задания;
· составление графика зачетных уроков, проведение пробных уроков;
· проведение зачетных уроков (5 по каждой специальности. Студенты специальности «География. Охрана природы», «География. Экскурсионно-краеведческая работа» – 6 уроков). Для студентов заочной формы получения образования – 3 зачетных урока;
· проведение внеклассного мероприятия, выполнение задания по психологии, посещение методических мероприятий учреждения образования, участие в предметных неделях;
· участие в подведении итогов практики в учреждении образования;
· подготовка и сдача отчетной документации по практике.
2.4. Отчетная документация для студентов дневной формы получения образования включает:
1) индивидуальный план педагогической практики, подписанный руководителем практики от кафедры;
2) развернутые планы-конспекты зачетных уроков, оформленные в традиционной форме или в виде технологической карты урока, с подписями непосредственного руководителя практики от организации и руководителя практики от кафедры (по 5 по каждому предмету);
3) дневник педагогической практики с 2 анализами и 2 самоанализами уроков;
4) материалы по психологии и педагогике;
5) отчет о практике, который включает:
ü отчет о выполнении индивидуального плана работы;
ü сведения о посещенных и проанализированных уроках коллег студентов;
ü отчет о результатах решения основных дидактических и методических задач, об использовании передового педагогического опыта;
ü воспитательные задачи, их решение, формы воспитательной работы;
ü отчет об ознакомлении с организацией школьного кабинета;
Отчет подписывается студентом, непосредственным руководителем практики от организации, утвержден руководителем организации.
6) Отзыв о прохождении практики, подписанный учителем и со штампом учреждения образования;
7) отчет-презентацию о выполнении методического задания.
Отчетная документация для студентов заочной формы получения образования включает:
1) характеристику с места прохождения практики;
2) индивидуальный план педагогической практики, подписанный руководителем практики;
3) развернутые планы-конспекты зачетных уроков, оформленные в традиционной форме или в виде технологической карты урока;
4) дневник педагогической практики с 2 анализами и 2 самоанализами уроков;
5) материалы по психологии и педагогике;
6) отчет о практике, который включает:
ü отчет о выполнении индивидуального плана работы;
ü сведения о посещенных и проанализированных уроках коллег студентов-практикантов;
ü отчет о результатах решения основных дидактических и методических задач, об использовании передового педагогического опыта;
ü воспитательные задачи, их решение, формы воспитательной работы;
ü отчет об ознакомлении с организацией школьного кабинета;
Отчет подписывается студентом, непосредственным руководителем практики от организации, утвержден руководителем организации.
2.5. Обязанности руководителя практики от кафедры:
· подготовить предложения о распределении студентов на практику по организациям;
· ознакомить студента с целями, задачами, программой практики, представить им информацию об организации, в которой осуществляется проведение практик;
· принять участие в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам;
· организовать первое посещение студентами учреждения образования, провести организационное совещание при завуче (директоре) по распределению студентов по классам;
· организовать работу по обеспечению расчетов с непосредственными руководителями практики от организации и с иными работниками организаций за проведение мероприятий, предусмотренных программой практики;
· обеспечить организацию, планирование и контроль за ходом практики;
· утвердить индивидуальные планы работы студентов, контролировать их выполнение;
· консультировать студентов при выполнении заданий, определенных программой практики, проверять и утверждать планы-конспекты пробных и зачетных уроков;
· оказывать помощь студентам при подготовке к пробным и зачетным урокам;
· разработать совместно со студентами и учителями проект выполнения группового методического задания;
· посещать занятия студентов, участвовать в их обсуждении, анализировать и оценивать уроки, проводимые студентами в период прохождения практики;
· своевременно информировать руководителя практики от факультета об отсутствии студентов очной формы получения образования в учреждениях образования, в которых они проходят практику, невыполнении ими программы практики или нарушении правил внутреннего трудового распорядка;
· выявляет и своевременно устранит недостатки в ходе проведения практики, а при необходимости сообщить о них руководителю практики от факультета и руководителю организации;
· проверить и оценить отчётную документацию студентов и принять дифференцированный зачет, сдать оценочную ведомость руководителю практики;
· анализировать выполнение программы практики, обсудить ее итоги и в течение недели после заседания кафедры предоставить руководителю практики факультета выписку из протокола заседания кафедры, отчет о результатах проведения практики;
· участвовать в заседаниях кафедр при обсуждении вопросов по подготовке и подведению итогов практики, вносить предложения по совершенствованию практики.
2.6. Непосредственный руководитель практики от организации:
· знакомит студентов со спецификой профессиональной деятельности, документацией, необходимой для выполнения программы практики;
· распределяет темы уроков и мероприятий между студентами;
· консультирует студентов при выполнении заданий, определенных программой практики;
· оказывает методическую помощь студентам при подготовке пробных и зачетных уроков, внеклассных мероприятий, утверждает планы-конспекты предстоящих занятий;
· анализирует и оценивает уроки и мероприятия, проведенные студентами;
· своевременно информирует руководителя организации и руководителя практики от кафедр об отсутствии студентов в организации, невыполнении ими программы практики, нарушении правил внутреннего трудового распорядка;
· подписывает письменный отчет о выполнении программы практики у студентов, у руководителей от кафедр, оформляет письменный отзыв о прохождении практики студентом;
· вносит предложения по совершенствованию практики.
2.7. Студент-практикант обязан:
§ Участвовать в курсовых собраниях по организационно-методическим вопросам педагогической практики;
§ вести дневник практики;
§ соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
§ выполнять распоряжения администрации организации и руководителей практики;
§ своевременно оформить и предоставить отчетную документацию по практике руководителям практики от кафедр.
§ ежедневно работать в организации в течение 6 часов в соответствии с индивидуальным планом;
§ своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики, проводить учебно-воспитательную работу;
Студент-практикант имеет право:
§ изучать документацию организации в объеме заданий, предусмотренных программой практики;
§ по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики от факультета и от кафедр, непосредственному руководителю практики от организации, администрации по организационно-методическим и иным вопросам, возникающим в процессе практики;
§ вносить предложения по организации и проведению практики;
§ участвовать в работе методических объединений, педагогических советов организаций;
§ присутствовать на совещаниях, родительских собраниях, учебно-методических мероприятиях организации;
§ пользоваться библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями школы для выполнения программы практики.