Организация педагогической практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АКТЮБИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени К. ЖУБАНОВА

МАГИСТРАТУРА

«Утверждаю»

Директор института Экономики и права

________Кусаинов Х.Х.

«____»____________20___г

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ

специальности 6М051100 «Маркетинг»

Актобе, 2014г.

Составитель:к.э.н., ст.преподаватель Басшиева Ж.К.

Программа педагогической практики для магистрантов по направлению подготовки 6М051100 «Маркетинг», 2014г.

Рассмотрены вопросы определяющие содержание обучения магистрантов (научно-педагогическое направление), при прохождении педагогическойпрактики, способствующей профессионально-практическим навыкам и умениям в условиях реальной учебной и аналитической деятельности отдельных подразделений и служб предприятий и НИИ, а также представлены требования к составлению отчета по практике.

Программа направлена в помощь магистрантам для прохождения педагогической практики.

Рецензент:

Актюбинского Университета им.С.Байшева

к.э.н., доцент Н.Ж.Курманкулова

Утверждено на Методическом Совете Института Экономики и права «___» «____________» протокол №

Общие положения

Программа практики разработано в соответствии:

- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г.№319-III.

- «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. После вузовское образование. Магистратура», утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Казахстана 23августа 2012 года № 1080

Практика магистрантов организуется в рамках общей концепции магистерской подготовки. Основная идея практики, которую должно обеспечить ее содержание, заключается в формировании технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, в том числе функций проектирования, конструирования и организации учебного процесса. Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, видения ситуации, умения руководить группой людей.

Практика должна способствовать процессам развития личности магистранта, переключения на совершенно новый вид педагогической деятельности, усвоение общественных норм, ценностей профессии, а также формирования персональной деловой культуры будущих магистров.

Цель и задачи практики

Образовательная программа научной и педагогической магистратуры включает два вида практик:

1) педагогическую - в организации образования;

2) исследовательскую - по месту выполнения диссертации.

Педагогическая практика проводится с целью формирования практических навыков и методики преподавания.

Педагогическая практика может проводиться в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса. При этом магистранты могут привлекаться к проведению занятий в бакалавриате.

В соответствии с ГОСО педагогическая практика является важной составляющей профессиональной подготовки магистрантов по основной образовательной программе, нацеленной на формирование у будущих маркетологов системного подхода к проектированию образовательного процесса в вузе, анализу и конструированию учебных занятий, формированию наиболее важных элементов культуры маркетингового труда.

Целью педагогической практикиявляется формирование у магистрантов профессиональных умений и навыков организации и управления учебно – воспитательным процессом в высшей школе, а также на основе результатов практики определение уровня кфалификационной подготовки будущих маркетологв – исследователей, их уровня готовности к инновационной деятельности в сфере образования.

Основные задачи педагогической практики магистрантов ориентированы на:

• Воспитание у будущих маркетологов исследователей инновационного творческого типа мышления;,

• развитие, закрепление и оценка основных профессионально – маркетинговых знаний, умений и навыков в соотвествии с требованиями стандартов университетского педагогического образования и квалификационной характеристики магистрантов;

• совершенствование прогностических, аналитических и проектировочных умений будущих маркетологов исследователей в аспекте изучения обьекта маркетинговой деятельности;

• совершенствование уровня владения магистрантами методикой и техническими приемами обучения, рациональным использованием в сочетании традиционных и инновационных технологий, методов обучения, а также навыками руководства познавательной деятельностью студентов в соответствии с их индивидуальными особенностиями;

• совершенствование уровня владения будущими маркетологами – исследователями методикой и техническимии приемами планирования;

• совершенствования исследовательских умений и навыков, творческого подхода к маркетинговой деятельности;

• развитие и совершенствование у будущих маркетологов - исследователей готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию, через направленную работу по самоанализу, саморегуляции своей маркетинговой деятельности, дальнейшему самосовершенствованию и самоутверждению как маркетолога – профессионала.

Структура и содержание педагогической практики

В процессе практики магистранты участвуют во всех видах педагогической и организационной работы департамента и (или) подразделений вуза. В ходе практики магистранты выполняют следующие виды педагогической деятельности: учебно-методическую, учебную и организационно-воспитательную.

Конкретное содержание всех видов педагогической деятельности отражается в индивидуальном календарном плане педагогической практики магистранта. При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя университета.

Структура практики

Программа практики включает в себя подготовительный, основной, заключительный этапы.

Подготовительный этап

1.1. Подготовка индивидуального плана выполнения программы практики, в соответствии с заданием руководителя практики.

1.2. Знакомство с информационно – методической базой практики.

1.3. Определение дисциплины и её модуля, по которым будут проведены учебные занятия, подготовлены дидактические материалы.

Основной этап

2.1. Посещение и анализ занятий ведущих преподавателей университета по различным учебным дисциплинам (не менее трех посещений).

2.2. Подготовка информации, необходимой для разработки методического обеспечения учебного курса (анализ ГОСО и учебного плана направления, анализ рабочей программы курса).

2.3. Подготовка сценария занятия и дидактических материалов, необходимых для реализации учебных занятий.

2.4. Проведение занятий и самоанализ занятий.

2.6. Профессионально-ориентированная работа (курирование студенческих групп).

Заключительный этап

3.1. Подготовка отчёта по практике.

3.2. Защита отчёта.

Содержание учебно-методической работы

За время практики магистрант должен:

· изучить документы нормативного обеспечения образовательной деятельности.

· посетить и выполнить анализ занятий ведущих преподавателей,

· разработать дидактические материалы, необходимые для реализации учебного курса,

· выступить на методическом семинаре департамента или методической конференции.

В процессе работы с нормативными документами магистрант должен:

· изучить структуру и содержание ГОСО по направлению и выделить требования к профессиональной подготовленности магистра,

· проанализировать рабочий учебный план подготовки магистра и рабочую программу обеспечиваемого курса,

· проанализировать информационно – методическое обеспечение курсового и дипломного проектирования на соответствие ГОСО.

Вариативная часть деятельности магистранта во время педагогической практики включает:

· проектирование модуля лекционного курса, в том числе, в среде Web CT;

· подготовка модулей обучающих и контролирующих компьютерных программ по курсу;

· формирование блоков системы диагностических материалов по курсу;

· анализ состояния информационно – методической базы курсового и дипломного проектирования и др.

Учебная работапредусматривает непосредственное участие магистранта в различных формах организации педагогического процесса, таких как: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия, экскурсии, консультации, дифференцированные зачёты, экзамены.

Магистрант может проводить учебные занятия совместно с преподавателем (как стажер) и самостоятельно, при условии освоения вводной программы.

Занятия целесообразно проводить по дисциплине, непосредственно связанной с направлением научных поисков магистранта. Минимальный объём учебных поручений составляет 12 часов. Конкретная тематика занятий определяется руководителем магистранта. Целесообразно предусмотреть проведение занятий в компьютерных классах, автоматизированных аудиториях и аудиториях с обратной связью.

Организационно-воспитательная работа предусматривает участие магистранта в работе научно-методических семинаров, в организации нового приема студентов (приемная комиссия). Важной составляющей организационно-воспитательной работы является участие магистранта в курировании студенческой группы.

Организация педагогической практики

Организация практики ориентирована на реализацию принципов продуктивного обучения, активное самообразование в процессе педагогической деятельности магистрантов, достижение социально значимых результатов, в том числе, содействие совершенствованию информационно-методической базы департамента.

Основной базой проведения практики являются факультет и выпускающая кафедра. Объём и сроки проведения практики определяется учебным планом направления подготовки по основной образовательной программе. Календарные сроки педагогической практики указываются в приказе по учебному управлению. В приказе указываются также руководитель и консультант практики по каждому магистранту.

Подготовка к проведению практики и контроль за ее ходом осуществляются руководителем практики.

Наши рекомендации