Тренинг по сенсорной интеграции. Сенсорный пирог (По Дж. Айрес)
1 этап. Освоение тактильных ощущений.
Освоение вестибулярных и проприоцептивных ощущений
Освоение вестибулярных, ощущений
1. мяч - поддержание баланса, сидя на стуле, сидя на мяче
2. слоны — несколько взрослых встают на четвереньки, а ребенок ложится им на спины спиной - и слоны везут его вперед
3. Катание на скейте - ребенок стоит или сидит на доске, педагог его везет
4. Ходить по наклонным доскам, стульчикам, «кочкам», мягким модулям, перешагивать
5. Качаться на балансире
6. Съезжать с горки
7. Сражаться» мягкими модулями на скамейке
8. «Бешеная» лошадь
9. Толкания, стоя в определенном пространстве (например, в кружочках)
10. Более сложные игры: твистер, салки на одной ножке, классики
Освоение тактильных ощущений ;
1. раскрашивание красками или глиной ног и рук, воздействие находится в фокусе внимания ребенка, оставлять следы
2. поиск определенных мелких предметов в крупе, песке (например, тяжелых монеток или конфет)
3. осмысленная игра с водой (снег - айсберги, купание куклы и т.п.)
4. клеить сенсорные коврики, потом босиком ходить по ним
5. деятельность с сенсорным компонентом (резиновые мячики из крахмала)
6. надевание колечек или заколок - крабов на пальчики (если ребенка это заинтересует
7. пинцетами разными ловить деревянных блошек
Освоение мышечных и суставных ощущений (проприоиептивных)
1. суставное чувство: разгибание; массаж пальцев
2. давление на руки, ноги, ронять бревно, давление бревном — играя, мягким бревном или мягким модулем достаточно сильно давим на ребенка, ему приходится отталкиваться руками, напрягая мышцы и суставы
3. прогибание в спине - дотягивания, доставать что-то, лежа на мяче, мягком модуле, со стула, качание на плоских качелях с бросанием тяжелых предметов в мишень. Если есть сгибание голеней или шеи, значит нужно упрощать задачу
4. Надевание на руки или ноги утяжелителей
5. Мышечные усилия в деятельности: толкать в ступе, раскатывать глину, отбивать глину молотком и т.п.
6. Носить тяжести спереди, на руках, например детский стул, поднос с посудой или мячиком, носить спереди увесистый рюкзачок
7. Драться на палках
8. Бросать тяжелые подушечки в цель
2 этап. Формирование целостного образа тела
1. Залезать с веревкой по лестнице, по наклонной плоскости
2. перевороты
3. Ползать на четвереньках, по-пластунски
4. игры на проксимальную стабильность - дотягивание сидя на стуле, на мячике, лежа и сидя, с приподнятыми ногами, с тяжелым предметом на голове, удочка, сбивание кеглей палкой
5. дотягивание, стоя на балансире
6. Акробаты
7. кататься в колесе, как космонавт
8. Игры на сочетание тактильных и кинестетических ощущений
9. Рассказывание сказок на теле (более простые варианты «коза-рогатая», «машина куда едет»: маршруты на теле ребенка)
10. Разбивание блоков. Собирание мячиков, сидя на коленях,
11. Таз -плечи
12. Разбивание блоков. Сбивание кеглей, ловля мяча, стрельба _из пистолета присосками, сидя на бочке, мостике
13. Качаться на гамаке, качелях, отталкиваясь ногами от стены ^
14. прыгать со скакалкой, перепрыгивать через движущуюся палку ( «На золотом крыльце сидели»)
3 этап. Пространственная и временная организация движения
1. прослеживание (катание машинок с маленьких горок, «веселые горки»
2. пролезание в туннель, несколько туннелей разной высоты
3. Народные танцы
4. Беганье по кочкам
5. Надевать колечко на движущуюся мишень (конус), бросать в кольцо
6. Загонять палкой мячик
7. Футбол в ворота, хоккей
8. Бежать, переступая через перекладины
9. сбивание кегель, городки, баскетбол, стрелять, бросать в мишень
10. бросать в движущуюся цель, бросать в неподвижную цель, самому двигаясь
11. идти по скамейке, не наступая на кегли
12. ехать на скейте с сумочкой и ловить шарики
13. ехать на скейте, бросать мячик в кегли
14. пройти между кеглями
15. бросание мячика в коробку «от стены»
16. прыгать в колечки
17. играть в настольный теннис, бадминтон, вышибалы
18. ловить мячик стаканчиком
19. игра с приклеивающимся мячиком