Интеграция чтения и природоведения в начальных классах
Возможности интеграции чтения и природоведения очень широки, поскольку перед уроками чтения и перед уроками природоведения стоят общие образовательные и воспитательные задачи. На этих уроках учащиеся знакомятся с природой своего края, с сезонными изменениями в природе, узнают о жизни диких и домашних животных, насекомых.
На уроках чтения и природоведения есть и общая воспитательная цель
- воспитать у младших школьников любовь и бережное отношение к природе, научить эстетически, воспринимать природу, "Одновременно, наличие, общих образовательных и воспитательных задач не мешает каждой из учебных дисциплин иметь свои, собственные, специфические педагогические задачи, решение которых требует и различных методов работы. Объектами изучения на уроках природоведения и на уроках чтения являются одни и те же явления природы, на аспект изучения, подход к их изучению несколько иной.
Уроки чтения в большей мере, чем уроки природоведения, должны решать задачу формирования у детей эстетического, эмоционально окрашенного восприятия природы, дать детям языковые средства для передачи своего собственного, эстетического отношения к природе.
Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из разных предметов, дополняли и углубляли друг друга. Таким образом, будут решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных чувств. При этом изучении природоведения мы будем идти от сознания к чувствам, при изучении чтения, воздействуя прежде всего на чувства, мы будем формировать убеждения, развивать эстетически.
Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,"Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И.Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.
На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные знания в доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай. Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой. Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них бережное отношение к природе.
Выводы
Изучение процесса интеграции привело к выводу, что существует много мнений, точек зрения на данное явление. Зачастую под интеграцией понимается механическое соединение в учебно-воспитательном процессе отдельных явлений, не имеющих "общего знаменателя».
Интеграция учебных предметов - далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не есть простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций.
Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и больше педагогов. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Поэтому следует обратить внимание на то, что для успешного продвижения, для получения хороших результатов должны соблюдаться определенные условия интеграции.
А именно:
- объемы изучения материала, исследования должны совпадать или быть близкими по содержанию;
- должны использоваться одинаковые или близкие методы изучения;
- интегрирование осуществляется на общих законах или концепциях.
Следует отметить характерные признаки интеграции:
- в центре стоит учащийся (ему должны предоставляться все условия для работы, не мешать думать, догадываться, размышлять и так далее);
- должен быть высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
- педагог должен быть подготовлен к таким урокам и знать основы интеграции;
- совместная работа педагога и учащегося, сопереживание.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ