Объяснение значений многозначных слов и образных выражений.
Логопед объясняет детям значения многозначных слов хвост, нос (носик), норка и образных выражений: «Хитрый как лиса»; «Щелкать зубами от голода».
Отгадывание и составление загадоко диких животных леса по опорным карточкам.
Логопед.Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости к хитрому лесу. Он решил проверить ваши знания о диких животных леса и загадал вам свои загадки. Вы должны прочитать загадки лиса, отгадать их и придумать свои загадки о диких животных леса по опорным карточкам.
Работа в альбомах (альбом 2, с. 4).
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 18. «Расскажи, какие они»
Цель:Составление рассказов-описаний диких животных леса по опорному картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Дикие животные леса»;
— учить детей пониманию значений образных выражений и пословиц;
— учить детей правильно составлять сложные слова;
— учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-описания животных с опорой на картинный план;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование:картинки с изображениями диких животных[5]; карточки с записанными на них попарно цифрами и альбомы 2 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Назови детеныша» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос, например: «Как называется детеныш медведицы?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «Детеныш медведицы называется медвежонок», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
«Назови одним словом» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос, например: «Как назвать животное одним словом, если у него длинный хвост. Какое это животное?» — и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, составляет предложение типа: «Животное, у которого длинный хвост —длиннохвостое», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
«Посчитай» | Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями диких животных и выдает каждому ребенку карточку, с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На лесную полянку вышли одна лиса и два волка». |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений образного выражения и пословиц.
Логопед объясняет детям значения образного выражения и пословиц: «Неуклюжий, как медведь», «Как волка ни Корми, он все в лес смотрит»; «Трусливому зайке и пенек — волк».
Составление рассказов-описаний о диких животных леса по опорному картинному плану.
Логопед.Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-описания диких животных по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 2, с. задание 10). Составление двух- четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
Занятие 19. «В гости к белочкам»
Цель:Составление пересказа «Как белки на зиму запасы делают» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
— активизировать словарь по теме «Дикие животные леса»;
— учить детей пониманию значения пословицы;
— учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить правильно образовывать имена существительные в форме родительного падежа единственного числа;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование:альбомы 2 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Назови ласково» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое дикое; животное и его характерный признак, например: «Рыжая белка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет это животное и его признак ласково: «Рыженькая белочка», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
«У кого что есть!» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет любое дикое животное и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет признак этого животного и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например, логопед называет слово «лиса». Ребенок составляет предложение типа: «У лисы есть длинный пушистый хвост». |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия