Изучение состояния ручной моторики
(выявление соответствия ручной моторики возрастному развитию проводится согласно онтогенеза)
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
Возраст | Навыки поведения |
1 -2 года | Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. |
2-3 года | Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. |
3-4 года | Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. |
4-5 лет | Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнуруг ботинки. |
Возрастные особенности развития общей моторики | |
Возраст | Навыки поведения |
3-6 мес. | Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес); на вытянутые руки (5 мес). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес), садится (6 мес). |
6-12 мес. | Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес), встает, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес); ходит без поддержки, приседает встает (12 мес). |
1-2 года | Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. |
2-3 года | Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие народной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки. |
3-4 года | Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение Юс. Сохраняет равновесие при качании на качелях. |
4-5 лет | Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице. |
5-6 лет | Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей. |
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации | |
Возраст | Навыки, поведения |
3-6 мес. | Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и* захватывает его. |
6-12 мес. | Развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку. |
1 -2 года | Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал - в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий. |
2-3 года | Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. |
3-4 года | Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч |
4-5 лет | Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой "дом" (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершенную картину. |
5-6 лет | Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. |
Приложение 2