Особенности ручной моторики.

1) проба Хэда: покажи левой рукой правое ухо ( ), правой рукой левое ухо (________________), правые (________________ ), и левые (__________________ ) части тела у человека, сидящего напротив.

2) Кинестетическая основа движений пальцев (праксис - поза):

соединить 1 и 2 пальцы в кольцо ( ); выпрямить 2 и 5 пальцы, остальные согнуты ________________________________________________________

3) Кинетическая основа движений пальцев: перебор (_______________); поочередно прикасаться к 1 пальцу (на одной руке____________________, на двух руках_____________________; "игра на рояле" одновременно двумя руками в одном направлении по столу__________________________________________________

4) Манипуляции с мелкими предметами: конструктивный праксис___________________________________________________
навыки работы с карандашом и ручкой____________________________________________________

для школьников: состояние графомоторных навыков

Вывод:________________________________________________________ ______________________________________________________________

3. Мимическая и артикуляционная моторика:

1) Мимические движения. Особенности мимики при речи_____________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

упражнение нал./ отс тонус ативность объем точность длительность темп замена на др. синкинезии
нахмурить брови
поднять брови
зажмурить глаза
спокойно откр./закрыть глаза
широко раскрыть глаза
поочередно закрыть левый и правый глаз
надуть щеки "толстячок"
втянуть щеки "худышка"
поочередно надуть щеки
"оскал"-покой
"хоботок", потом "улыбка"
"хоботок" - "улыбка" (поочередно)
"хоботком" подвигать из стороны в сторону
верхнюю губу вверх
нижнюю губу вниз
"маятник"                  
лакательные движения                  
"щелканье"                  
"чашечка"                  
круговое облизывание
"лодочка"
широкий язык - узкий язык
широкий язык на верхнюю губу, на нижнюю губу
*широкий язык на нижней губе,на верхней губе, наверхние зубы, за зубы
*попеременно показывать узкий и широкий язык


Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата:

губы (толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ, наличие рубцов) _________________________________________________

челюсти (прогения, прогнатия, нормальные)______________________________________________

зубы (мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, аномалии челюстной дуги, нормальные, диастема, нормальные)_____________________________________

язык (излишне толстый/тонкий / укороченная подъязычная связка/ нормальный)____________________________

твердое и мягкое небо (излишне низкое твердое небо/готическое высокое/расщелина, укороченное мягкое небо/

его отсутствие/раздвоение малого язычка/ нормальное)__________

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

Состояние импрессивной речи:

1. Пассивный словарь:

"Покажи, где кукла?"

"Посади мишку на стул"

"Встань ровно, присядь и снова встань"

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Понимание логико - грамматических конструкций:

конструкция словоизменения с 4 лет

а) дифференциация ед. и мн. ч.им. сущ.

"Покажи, где стол, а где столы?"

б) различение предложно - падежных конструкций (в, на, под, над, перед, за, около)

"Покажи, где ложка в стакане, а где на стакане?"

с 5 лет

в) дифференциация предложно - падежных конструкций (в - из, на - с, под - из-под)

"Покажи, где кладет в пенал, а где достает из пенала?"

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

3. Дифференциация форм словообразования, с 5 лет

а) дифференциация сущ. с уменьшительно -ласкательными суффиксами

"Покажи, где стул, а где стульчик"

б)дифференциация сущ. с суффиксом -инк-

"Покажи, где бусы, а где бусинка"

в) диференциация глаголов с различными приставками:

шел, зашел, пришел, ушел, перешел

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание словосочетаний и простых предложений

а) словосочетаний: Покажи ключ карандашом

Покажи карандаш ключом

Где собака хозяина

Где хозяин собаки

б) простых предложений

Девочка рвет цветы. Девочка играет в мяч. Девочка убирает комнату.

в) вопросительных предложений

Покажи, чем ловит девочка бабочку?

Покажи, чем поливает девочка цветы?

г) с 6 лет понимание сложно-подчиненных предложений и сложных лексико-грамматических конструкций

Петю догоняет Миша, кто бежит первым?

Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы, чей был карандаш?

д) понимание связной речи

составление рассказа

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по состоянию импрессивной речи:_______________________________________________________________________________________________________________________

Состояние экспрессивной речи

Наши рекомендации