Примерные задачи, характерные для третьего уровня

ОБУЧАЮЩИЕ:
Дать углублённые знания по избранному профилю предметной области. Познакомить с методами исследования, моделирования, эксперимента в выбранном виде деятельности в предметной области. Научить использовать полученные знания в описании и оформлении продукта деятельности в предметной области. И др.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развить способности к реализации избранного вида профильной деятельности в предметной области. Развить способности самостоятельно действовать, выбирать способ решения задач, органично продолжая профессиональное развитие в избранном виде деятельности предметной области. Развить творческие способности в избранном виде деятельности по профилю предметной области. Сформировать собственную культурную среду. Сформировать устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности. И др.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Интеграция в культурно-историческое пространство избранного вида деятельности в предметной области. Воспитать художественный вкус. Воспитать чувство коллективизма и ответственности за свою деятельность. И др.

ДЛЯ ЧЕТВЁРТОГО (КРЕАТИВНОГО) УРОВНЯ

Высший уровень содержания дополнительного образования – КРЕАТИВНЫЙ (созидание, творчество) – рефлексивно-созидающий. Происходит выражение собственного «я» ребенка в процессе сотворчества учащегося и педагога. Задача педагога на этом уровне – создать условия для реализации творческого потенциала учащегося. Дополнительные образовательные программы для этой категории обучающихся относятся к ЧЕТВЁРТОМУ образовательно-развивающему уровню (уровню специализации и допрофессиональной подготовки) программного обеспечения.

Цель программы четвёртого уровня на примере программы по бисероплетению:

Формирование у обучающихся представления о маршруте своего профессионального развития; знания способов моделирования, описания и оформления продукта творческой или проектно-исследовательской деятельности в предметной области; навыков самоанализа успешности и результативности решения проблем, описания полученного продукта деятельности, его практической направленность в рамках предметной области, способности оценки направленности продукта творческой или проектной деятельности (социальную, эстетическую, культурную, техническую...), и его характера (теоретический, прикладной, практический, опытно-исследовательский …); опыта решения надпредметных задач; личного социального опыта, развитие трудолюбия; воспитание организованности, собранности, чувства долга, ответственности и требовательности к себе; гражданской позиции.

Примерные задачи, характерные для четвёртого уровня

ОБУЧАЮЩИЕ:
Дать углубленные знания при изучении материалов по выбранному профилю предметной области. Обучить конкретной поисковой, исследовательской, творческо-продуктивной деятельности в избранном виде специализации по предметной области. Обучить методам создания условий для самостоятельной исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. Научить владению методами исследования, моделирова­ния, эксперимента; способностью формулировать проблему, используя разнообразные формы организации работы в предметной области. И др.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развить устойчивую мотивацию на самообразование и интеллектуальное совершенствование по выбранному профилю в предметной области; Развить умение использования приобретенных знаний, и навыков в сочетании с природными задатками; самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности. Развить творческий потенциал и потребности творческого подхода к решению образовательных задач и жизненных проблем Сформировать сознательное, творческое отношение к собственной социокультурной среде. Развить мотивацию на дальнейший выбор пути своего профессионального развития в избранном виде деятельности, через продолжение образования в среднем специальном или высшем учебном заведении. И др.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитать целеустремленность, усидчивость и терпение в достижении творческих результатов деятельности. Воспитать проявление собственной гражданской позиции, направленной на защиту уважительного отношения к собственному выбору дальнейшего профессионального развития. Воспитать уважительное отношение к сверстникам и взрослым. И др.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

ТИП ПРОГРАММЫ:

В учреждениях дополнительного образования детей реализуются образовательные программы одного типа – дополнительные образовательные программы.

КЛАСС ПРОГРАММЫ:

Во всех образовательных учреждениях общего (основного и дополнительного) образования детей реализуются образовательные программы одного класса – рабочие образовательные программы. Прямая реализация примерных образовательных программ не допустима.

ВИД РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

1. Модифицированная программа – рабочая учебная программа, подвергнутая структурным изменениям без существенной переработки содержания с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режима и временных параметров осуществления педагогической деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Обязательна ссылка на авторов и название образовательной программы, которая подверглась модификации.

2. Экспериментальная программа – рабочая учебная программа, в которой изменено содержание, организационно-педагогические основы и методы обучения для экспериментальной апробации и внедрения новых педагогических технологий. При реализации экспериментальной программы обязательным является сопровождение её методической службой, отслеживание её результативности по специальным критериям, оформление соответствующего отчёта по эксперименту. Программа эксперимента по апробации такой ДОП и результаты эксперимента рассматриваются на Методическом совете УДОД.

3. Авторская программа – учебная программа, в которой заложена оригинальная авторская идея, отличающаяся новизной и актуальностью и позволяющая коренным образом изменить структуру данного направления деятельности или учебного курса. Согласно (ст. 1225- 1302 раздела VII четвёртой части ГК РФ), на открытия, концепции и идеи действие законодательства об авторских правах не распространяется. Признание в соответствующем порядке дополнительной образовательной программы авторской означает УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТА И признание АВТОРАзаложенной в данную рабочую программуоригинальнОЙ идеИ, позволяющей коренным образом изменить структуру данного направления деятельности или учебного курса.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Необходимо указать одну из 10 образовательных направленностей для программы:либо Спортивно-техническую, либо Физкультурно-спортивную, либо Культурологическую, либо Художественно-эстетическую, либо Туристско-краеведческую, либо Военно-патриотическую, либо Научно-техническую, либо Естественнонаучную, либо Эколого-биологическую, либо Социально-педагогическую.

Характеристика программы:

Пример:

тип – дополнительная образовательная программа
направленность – художественно-эстетическая
вид – модифицированная

Дополнительная классификация программы даётся по желанию педагога.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Цели и задачи программы

Цель программы:

Формирование у обучающихся устойчивого интереса к урбаэкологии и первоначального опыта достижения творческого результата; расширение знаний; приобретение опыта активных экологических действий; развитие первоначальных навыков и качеств личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области наук об окружающей человека среде.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:
Дать знания в предметной области в рамках образовательной программы. Научить умению оперировать знаниями и информацией в рамках предметной области. Научить излагать материал, используя терминологию и стиль предметной области. Научить методам разработки, создания и оформления творческого результата деятельности в рамках предметной деятельности. Научить анализировать и давать оценку результатам деятельности.

РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развить навыки самостоятельного использования знаний и умений в рамках предметной деятельности. Сформировать и развить творческий подход к решению творческо-продуктивных задач в рамках предметной области. Развить начала аналитического мышления. Развить стремление к познанию, расширению кругозора, информированности в рамках предметной деятельности. Формировать и развить мотивации, направленные на выбор вида деятельности в предметной области.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитать у обучающихся культуру восприятия и использования предмета деятельности как источника для собственного самосовершенствования. Воспитать ответственность в самоопределении и самосознании за избранный вид деятельности для достижения творческого результата в рамках предметной области.

Характеристика программы:

Тип – дополнительная образовательная программа

Вид – модифицированная программа.

Направленность – эколого-биологическая1

__________________________________

Примечание 1: УРБАЭКОЛОГИЯ – (от лат. urbanus — городской), новое направление в экологии, область знания, объектом исследования которой являются человек в урбанизированной среде, человеческие поселения в природном окружении и многообразные прямые и обратные связи между окружающей средой и человеком как биологическим и социальным существом. Используемые иногда термины — градостроительная экология, градоэкология, экология города и др. по смыслу уже термина Урбаэкология, так как не охватывают обширные территории, лишенные городской застройки (сельские местности, зоны отдыха и др.). Главная цель Урбаэкологии состоит в поиске путей и разработке решений в рамках градостроительства и организации территории в более широком смысле, направленных не только на обеспечение приемлемых гигиенических и других условий жизни населения, но и одновременно с этим — на всемерную рационализацию природопользования в границах данной территории. Область применения Урбаэкологии достаточно широка, она направлена на решение целого ряда проблем в сфере взаимодействия биосферы и ее отдельных элементов с урбанистическими структурами регионального и локального уровня. Урбаэкология (и более узкоспециализированные её клоны, типа «Экологии города») относится к комплексу наук об окружающей человека среде. Но и сама комплексная дисциплина «Окружающая человека среда» - лишь одна из множества частных дисциплин в образовательной области «Окружающая среда» (о количестве частных дисциплин в этой области можно судить, подсчитав, сколько названий видов животных, растений и грибов можно подставить в словосочетание «Окружающая … среда» вместо слова «человека»). В совокупности «Окружающая среда», «Охрана природы и окружающей человека среды», «Рациональное природопользование» и «Экология» образуют цикл экологических дисциплин, который, совместно с циклом биологических дисциплин, формирует эколого-биологическую направленность дополнительного образования.

Наши рекомендации