Вопрос - Участок ДОУ и его оборудование
К участку детского сада предъявляются педагогические и гигиенические требования:
1 Должен быть чистым
2 Озелененным
3 Для каждой группы отдельный участок
4 Без предметов, которые могут причинить травму
5 Не должно быть ядовитых растений,
6 Необходимо место для подвижных игр,
7 Соответствие оборудования возрастным группам
8 Красочно оформлен
9 В зимнее время необходимы ледяные постройки.
Оборудование:
Стационарное:
1) Домики,
2) Песочницы,
3) Спортивное оборудование,
4) Навес (веранда),
5) Постройки для сюжетно-ролевых игр.
Выносной материал:
1) Оборудование для труда,
2) Для игр с песком, водой (в летнее время),
3) Спортивное оборудование (мячи, скакалки, бадминтон и т.д.),
4) Материал для наблюдений (вертушки, лупы и т.д.),
5) Материал для подвижных игр (маски и др.)
Требования к оборудованию:
1) Исправное,
2) Безопасное,
3) Соответствующее возрасту,
4) Подходящее сезону,
5) Красочное
Организация сна
План:
1. Значение сна, фазы сна
2. Методика организации сна
Вопрос - Значение сна, фазы сна
Воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения насыщен разнообразными занятиями, дающими как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. У детей остается мало времени на спокойную, свободную игру и отдых. Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно быстрому истощению.
При недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности, работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные, неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников, взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания, памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот вялыми, безучастными к окружающему.
Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон.
Он способствует:
· восстановлению физиологического равновесия организма,
· помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа,
· это важнейшая потребность организма человека,
· это основа крепкого здоровья и правильного развития.
Еще И.П. Павловым было отмечено, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организма. Причем, по мнению ученой оно не может быть достигнуто другими средствам и способами.
Результаты исследований Н. Клейтмана и Ю. Азеринского показали, что во время сна мозг не бездействует, а демонстрирует различные виды активности. Причем, активность мозга во время сна не хаотична, а имеет ярко выраженный цикличный характер.
Фазы сна:
I Фаза медленного сна
наблюдается уменьшение частоты дыхания, снижение ритма сердцебиения, расслабление мышц и замедление движения глаз.. Внутри нее выделяют четыре стадии:
1 стадия называется дремотой. Во время дремоты человеку свойственно «домысливать» и «допереживать» те идеи, которые были особенно актуальными для него на протяжении дня. Мозг интуитивно продолжает искать ответы на вопросы, которые не были разрешены, появляются полусонные мечтания, иногда человек видит сноподобные образы, в которых реализуется успешное решение его проблемы.
2 стадия сон медленной глубины. Отключение сознания начинает чередоваться с порогами высокой слуховой чувствительности. Примерно 2-5 раз в минуту человек находится в состоянии, когда его очень легко разбудить.
3 стадия медленного сна человек начинает видеть сновидения, сенсорная активность притупляется, и разбудить спящего становится довольно сложно.
4 стадия наступает приблизительно через тридцать минут после засыпания. Это фаза самого глубокого сна - ее можно назвать стадией забвения. Чтобы восстановиться физически, человеку достаточно порядка 3-4 часов медленного сна.
Примерно через час-полтора после засыпания, непосредственно за четвертой стадией фазы медленного сна наступает фаза быстрого сна.
II Фаза быстрого сна (Быстрое движение глаз)
Быстрый сон, характеризуется существенными изменениями в поведении спящего. Наблюдения позволяют сделать выводы, что для стадии быстрого сна характерно усиление деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем. При этом частоте сердечных сокращений, равно как и дыханию, свойственна некоторая аритмичность. Мышечный тонус падает, диафрагма рта и шейные мышцы полностью обездвиживаются, но при этом активный и выраженный характер приобретают движения глазных яблок под сомкнутыми веками. Именно в этой фазе человек видит сны, более того, если разбудить спящего «быстрым сном», он, скорее всего, будет отчетливо помнить и сможет рассказать о том, что ему приснилось.
Фаза быстрого сна становится более продолжительной от цикла к циклу, но одновременно с этим уменьшается глубина сна. Несмотря на то, что быстрый сон в каждом последующем цикле все больше приближается к порогу бодрствования, разбудить человека, пребывающего в парадоксальном сне значительно сложнее.
2 Вопрос – Методика организации сна
Организация сна – один из ответственных моментов, он требует большого внимания к себе со стороны воспитателей, родителей, создание всех условий:
1) спать укладываться в одно и то же время, это вырабатывает привычку к быстрому засыпанию;
2) перед сном проветривать помещение;
3) первыми укладываются дети более слабые, которые особенно нуждаются в дневном отдыхе;
4) не следует разрешать детям ложиться на живот, съеживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки;
5) руки у детей должны быть поверх одеяла;
6) в течение всего периода сна воспитатель должен находиться в спальне;
7) после дневного сна детей поднимают постепенно, слабых или перенесших заболевание, поднимают последними, дают им возможность поспать подольше;
8) подготовка ко сну и время подъема используется для воспитания КГН и развития самостоятельности.
Для установления преемственности в работе детского сада и семьи воспитатель рассказывает родителям о правильной организации сна в домашних условиях. Важно разъяснить, что для крепкого, спокойного и здорового сна ребенку необходима индивидуальная кровать, свежий воздух и определенные часы укладывания. Перед сном с ним хорошо погулять. Нужно убедить родителей в том, что вечером вредно перекармливать детей, поить их крепким чаем, кофе или какао; нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Не следует на ночь давать много жидкости.
Методика засыпания: «Волшебная звезда»
На первом этапе - подготовка ко сну - под спокойную музыку дети раздеваются в игровой комнате, проходят в спальню и ложатся в кровати. В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания. Первые звуки мелодии способны снять излишнюю активность и возбужденность детей, оказывают общее успокаивающее воздействие. Эту музыку рекомендуется слушать ежедневно.
На втором этапе воспитании ков просят лечь на спину и выполнить дыхательные упражнения (3-4 цикла) в спокойном темпе. Регулирует выполнение педагог словам "вдох-выдох". Обучение правильном дыханию происходит предварительно, в процессе игры "Волшебный мешочек".
Упражнения повторяются 3-5 раз, но без музыкального сопровождения. При их выполнении эффективно использовать образное представление, т. е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей. Например, можно предложить воспитанникам представить образ желтого шарика, теплого, нежного, приятного и уютного, находящегося в животе, надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания (СВ. Крюкова, Н.П. Слободяник).
На третьем этапе - одновременно с музыкальным сопровождением педагог читает стихотворение, способствующее расслаблению. Упражнение проводит сказочный персонаж - Фея сна, в роли которой выступает воспитатель группы. Она приходит к детям с "волшебной палочкой", на конце которой закреплен "заячий хвостик". Это может быть что-то воздушно-мягкое, пушистое и нежное, например мех или пух. Фея сна медленно и спокойно произносит текст. Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они привыкли, фея сна подходит к каждому ребенку и поглаживает его своей "волшебной палочкой" по открытой поверхности тела (лбу, щеке, кисти руки).
Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект. После того как Фея сна погладила (несколько раз) каждого ребенка и произнесла слова установки на отдых, музыка продолжает звучать в течение двух-трех минут.
Четвертый этап - пробуждение детей после дневного сна - начинается со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. После того как все воспитанники проснулись, им предлагается, лежа в кровати, опустить одеяло в ноги и выполнить следующие стимулирующие и активизирующие упражнения (А.В. Семенович, Е.А. Воробьева):
1) потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и пятки ног от себя;
2) потереть подошву о подошву и ладонь о ладонь, а затем теплыми руками провести по лицу;
3) подтянуть колени к груди и обхватить их руками, а затем прокатиться несколько раз на спине вперед-назад ("Качалки").
Выполнив упражнения, дети спокойно встают с кроватей и идут по массажной дорожке, расположенной в спальне. Комплекс пробуждающей гимнастики сопровождается музыкой. Все это способствует формированию у детей хорошего и бодрого настроения.