Секция 3. Опыт социально-психолого-педагогического сопровождения детей в

Образовательных организациях

Социально-психолого-педагогическое

Сопровождение процесса формирования

Ценностного отношение к здоровью в

Общеобразовательной школе

Дрибинский Павел Львович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»,

г. Смоленск, Россия

На современном этапе развития социума, в условиях усложнения и преобразования системы обучения и воспитания подрастающего поколения немаловажное значение приобретает социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования ценностного отношение к здоровью в общеобразовательной школе.

В системе общечеловеческих жизненных ценностей здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит первостепенное основополагающее место.

В теории воспитания на протяжении веков в рамках педагогической науки рассматривались вопросы, связанные с определением условий, необходимых для организации обучения и воспитания детей с позиции здоровьесбережения и здравосозидания, с развитием навыков и формированием моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Актуальность данной проблемы на современном этапе развития человечества не только не снижается, но с каждым годом приобретает все больший смысл. По мнению ученых (М.М. Безруких [1], И.З. Гликман [2], В.В. Колбанов [5], Д.В. Колесов[6], В.В. Марков [7],Б.Н. Чумаков [8] и др.), состояние здоровья школьников продолжает стремительно ухудшаться из года в год. Это связано с интенсификацией и нерациональной организацией учебной, в том числе физкультурно-оздоровительной деятельности, несоответствием методик и технологий обучения возрастным и индивидуальным особенностям школьников, недостаточным уровнем функциональной грамотности педагогов и родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. В связи с этим возникает необходимость в организации особой образовательной среды, которая способствовала бы формированию здорового подрастающего поколения.

Ценностное отношение к здоровью у учащихся общеобразовательных школ представляет собой интегрированное личностное образование, характеризующееся совокупностью осознанных на личностно-смысловом уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, проявлением ответственного и бережного отношения к здоровью своему и других людей, умением выбрать собственную линию поведения и деятельности, ориентированную на приоритет здоровья как общечеловеческой жизненной ценности, способностью адекватно оценивать свои достижения по сохранению и укреплению здоровья.

Под формированием ценностного отношения к здоровью у школьников мы понимаем целенаправленный, преемственный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс мероприятий общешкольного и внеклассного характера, направленных на развитие у учащихся активной здоровъесберегающей жизненной позиции, устойчивых взглядов на жизнь, подкрепляемых формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.

Технология формирования ценностного отношения к здоровью у детей должна включать в себя работу с учителями, учащимися и родителями, и именно педагог, а точнее классный руководитель, при поддержке школьного психолога и социального педагога должен организовывать взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, стать связующим звеном в ходе достижения поставленной цели – сохранение и укрепление здоровья школьников.

С целью воспитания у школьников ценностного отношения к здоровью может быть использована система занятий, направленных на формирование осознанных знаний о здоровье и здоровом образе жизни, развитие умений и навыков здоровьесбережения; ролевые игры, творческие задания; поэтические и прозаические литературные произведения; педагогические ситуации; тренинговые упражнения; разработка правил здоровьесберегающего поведения; воспитательный диалог.

В деятельности, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью у детей, должны использоваться как индивидуальные, так и групповые формы работы с учащимися.

Формирование ценностного отношения к здоровью у учащихся образовательных учреждений будет эффективным, если педагогическое сопровождение станет осуществляться на основе: диагностики проявления ценностного отношения к здоровью у школьников, опоры на субъектный опыт детей; принятия ребенка как субъекта собственного развития; организации педагогической поддержки на основе диалога и сотрудничества, личностно-индивидуальной ориентированности содержания, форм и методов формирования ценностного отношения к здоровью с опорой на интересы и потребности детей, а также будет организовано взаимодействие учителей и родителей на основе сотрудничества и преемственности формирования ценностного отношения к здоровью у детей.

Работа с учащимися должна быть направлена на формирование системы осознанных знаний о здоровье и здоровом образе жизни, развитие умений и навыков здоровьесбережения, расширение субъектного опыта детей, стимулирование их на осуществление деятельности по сохранению и укреплению здоровья как общечеловеческой ценности, к саморазвитию и самосовершенствованию, развитие рефлексии. В ходе опытно-экспериментальной работы в образовательную практику может быть включена система занятий по формированию ценностного отношения детей к здоровью, каждое из которых было бы посвящено тем или иным особенностям здоровьесберегающего поведения, формированию мотивации у ребенка на ведение здорового образа жизни. Содержание занятий должно быть построено на основе преемственности и усложнения, опоры на имеющиеся у детей представления и опыт.

Работа с детьми должна быть построена с учетом динамических характеристик проявления ценностного отношения к здоровью, педагогической поддержки в саморазвитии, педагогического взаимодействия на основе доверительности, диалога и сотрудничества.

На основе проводимых занятий у школьников будут формироваться представления о здоровье и здоровом образе жизни, понимание того, что бережное отношение к собственному здоровью, занятия спортом и закаливание – это верный путь к активной, счастливой и продолжительной жизни человека, залог его здоровья и долголетия.

Педагогическая поддержка может быть построена на основе воспитательного диалога, сотрудничества, ориентированности содержания форм и методов формирования ценностного отношения к здоровью на личность ребенка, его интересы и потребности, а это, в свою очередь, будет способствовать тому, что школьник станет осознавать представление о себе как о субъекте собственного развития и за счет этого будет проявлять активность и творчество во взаимодействии с окружающими людьми.

Учитывая, что у учащихся, особенно у детей младшего и среднего школьного возраста, очень сильно выражено эмоциональное отношение, на наш взгляд, важно обращать внимание на использование литературных произведений [3].

Мы пришли к выводу, что использование поэтического творчества на занятиях и вне их является важным средством формирования ценностного отношения к здоровью. Переживая яркие эмоциональные образы, дети будут обсуждать их, высказывать свою позицию, брать пример с положительных героев.

В ходе педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью у школьников необходимо опираться на субъектный опыт воспитанников. Это дает возможность оценить, какова степень овладения ребенком способами и средствами укрепления здоровья, учесть разнообразие жизненного опыта детей; способствует тому, что ребенок может почувствовать собственную ценность, подлинное уважение к своей личности, своим потребностям и интересам; обрести уверенность в своих силах, научиться оценивать свои действия, вносить коррективы, принимать самостоятельные решения.

У ребенка в данной ситуации формируется активная, целенаправленная позиция в жизнедеятельности, расширяется индивидуальный опыт, развивается способность контролировать собственные действия, самореализацию и саморефлексию.

Мы согласны с утверждением И.С. Якиманской о том, что в воспитании детей необходимо опираться на индивидуальность, самоценность, самобытность учащихся, как активных носителей субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе. Это связано с тем, что ребенок изначально является субъектом познания [9, с. 36].

Технология формирования ценностного отношения к здоровью у детей должна включать работу с родителями (индивидуальные консультации, групповые беседы, организация встреч родителей с психологом, социальным педагогом и медицинскими работниками школы).

Важную роль играет творческое сотрудничество учителей и родителей, проявлением которого может стать проведение следующих мероприятий: семейные физкультурные праздники; интеллектуальные игры, например, «Счастливый случай»; классные часы: совместные походы в лес; прогулки на лыжах; ежемесячные чаепития, посвященные празднованию дней рождения.

Как уже было сказано ранее, важным аспектом в формировании ценностного отношения к здоровью у учащихся является компетентный уровень подготовленности педагогов. Под уровнем подготовленности нами понимается определенный запас теоретических знаний учителей в области сохранения и укрепления здоровья, а также практических умений и навыков, характеризующихся богатством и разнообразием средств, форм и методов работы с детьми. Чем выше будет этот уровень, чем разнообразнее будут используемые педагогом средства и методы обучения, тем выше будет эффективность проводимой им работы и результативность его деятельности.

С целью повышения уровня теоретико-методологической подготовленности педагогов в русле рассматриваемой проблемы можно проводить круглые столы, лекции, посвященные вопросам использования здоровьесберегающих технологий, а также эффективных методов и форм работы со школьниками.

Таким образом, в процессе социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся общеобразовательных школ в современных условиях роль педагога в формировании ценностного отношение к здоровью у школьников является основополагающей. Именно от того, как будет организовано взаимодействие учителя с детьми, их родителями и коллегами, какой «фундамент» знаний, умений и навыков будет заложен в ходе совместной деятельности педагога с семьей и школой, а также от того, будет ли он сам следовать декларируемым и пропагандируемым ценностям, в большей степени будет зависеть будущее как детей, так и человеческого сообщества в целом.

Библиографический список

1. Безруких, М. М. Школа и здоровье (100-летний опыт решения проблемы в России) [Текст] / М.М. Безруких // Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть 1. – М.: Ключ-С, 2005. – С. 21-30.

2. Гликман, И.З. Фундаментальное образование и здоровье школьников [Текст] /И.З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. – № 8. – С. 85-96.

3. Дрибинский, П.Л. Воспитаем детей здоровыми (тематика занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста): методическое пособие [Текст] /П.Л. Дрибинский – Смоленск: Управление образования и молодежной политики администрации г. Смоленска, 2009. – 54 с.

4. Дрибинский, П. Воспитание ценностного отношения к здоровью [Текст] / П. Дрибинский // Воспитание школьников. – 2008. – № 8. – С. 28 -33.

5. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения [Текст] / В.В. Колбанов. – 3-е изд. – СПб.: Деан, 2001 – 255 с.

6. Колесов, Д.В. Граждановедение. Наш выбор: без наркотиков. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов, их родителей и учителей [Текст] / Д.В. Колесов, А.В. Соколов. – М: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 2002. – 192 с.

7. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.В. Марков. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 318 с.

8. Чумаков, Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. / Б.Н. Чумаков. – 2-е изд. испр. и доп. [Текст] – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 407 с.

9. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С. 31-42.

Наши рекомендации