Теоретического обоснования
1.Социолого - ориентированные теории социальной работы
2. Психолого -ориентированные теории и модели социальной работы
3.Комплексно –ориентированные теории и модели социальной работы
1. Многообразие моделей теоретического обоснования практики
социальной работы отражает результаты научных поисков ученых разных школ, изменения в содержании и формах социальной работы. Каждая из этих школ искала свои подходы теоретического осмысления, понимания сущности и назначения социальной работы, определения ее содержания и методов. На теоретическое осмысление социальной работы влияла также связь социальной работы со смежными науками, прежде всего, психологией, социологией, педагогикой.
Все эти научные поиски и нашли отражение в трех основных группах моделей теоретического обоснования социальной работы:
· социолого-ориентированные
· психолого-ориентированные
· комплексно-ориентированные.
Часть современных теорий социальной работы наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социологическую основу имеют те теории социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различных групп населения и повышение эффективности социальной политики в обществе. Решать эти задачи должны и могут социальные работники, которые трудятся в социальной сфере.
Социолого-ориентированные подходы теоретического осмысления социальной работы сводятся к познанию закономерностей социального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов. На формирование социолого-ориентированных моделей теории социальной работы оказала влияние философия классического позитивизма (О.Кант, Дж. Милль, Т. Спенсер). Огромное значение в социолого-ориентированном подходе отводится непосредственно социальной помощи.
Социолого-ориентированные модели социальной работы базируются на системной социологии ( теории социальных систем Р. Берталанфи). Согласно первоначальному варианту эта теория доказывала, что все организмы являются системами, состоящими из подсистем. В соответствии с основными положениями теории систем социальная система представляет собой не конкретное целое, а определенный набор устойчивых сочетаний конкретных форм взаимосвязи и поведения людей, их объединений. Теория систем и системные идеи стали применяться в социальной работе в 70-80-ые годы ХХ в. Главная идея теории- жизнь человека зависит от включенности в окружающие его системы. При этом человек представляется и исследуется как часть общества, большой системы, в свою очередь состоящей из подсистем. В этой связи социальная работа рассматривается как:
· часть более широкой социальной системы, где она выполняет определенные функции, роли, а, следовательно, влияет на целостность и социальную безопасность общества;
· как самостоятельная система деятельности ряда учреждений, социальных институтов;
· деятельность социального работника это также система, состоящая из ряда структурных компонентов: объект, субъект, содержание, цели, средства, контроль и управление;
· клиент, нуждающийся в помощи также представляет собой целостную систему: психобиосоциальное существо; для человека характерны системы тех или иных взглядов, умений и навыков. Клиент объект социального воздействия и субъект социального действия.
На основе теории систем социальный работник выявляет:
· окружения клиента; фиксирует наличие воздействия на клиента других людей и различных социальных факторов.
· Вместе с клиентом ищет возможности и пути решения проблемы
Здесь могут использоваться технологии сопоставления нормы и патологии социального поведения. Эта технология эффективна при работе с группами социального риска. Социальные работники, участвуя в осуществлении социального контроля за поведением представителей группы риска, рассматривают отклоняющееся поведение клиента как проблему личной социальной и эмоциональной незрелости.
Позитивной стороной теории является то, что она фиксирует наличие определенных связей между различными социальными факторами и характером развития социальных процессов. Недостаток в том, что она не объясняет причины нарушения этих связей, а , следовательно, не предлагает ключ к решению проблемы клиента.
Теория систем наиболее активно используется в организации социального обслуживания; для разработки концепций социальной защиты населения в виде реализации различных социальных проектов и программ.
Социально-радикальная модель. В ее основе лежат положения движения за права человека. Эта модель проявляется как модель «защиты» и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различных групп населения; развития социальной активности клиентов. Технология защиты и наделения полномочиями направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых. Вместе с тем упор делается в этой модели на учет влияния властных структур, классовой принадлежности ( хотя не предполагает изменение самих угнетающих структур).Согласно данной модели ответственность за социальные изменения перекладывается на самого клиента, который свой жизненный потенциал восстанавливает с помощью социального работника.
Недостатком данной модели является то, что она : не рассматривает технологии помощи клиентам, чьи способности, как бы их не активизировали и не «освобождали» не соответствуют широте свободы и власти распоряжаться собственной жизнью, которые может получить клиент ( например, ребенок; душевнобольной человек и т.д.); не ищет путей изменения социальных структур, которые угнетают клиента; не предполагает путей изменения системы социальной работы и устранения факторов, создающих трудную жизненную ситуацию.
Марксистская модель. В середине ХХ века в большинстве развитых стран, и особенно в Швеции, в социальной работе нарастает влияние марксистской теории. Ее ключевая идея – преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. В обществе устроенном на принципах социальной справедливости, это можно интерпретировать как государственное попечение обо всех без исключения гражданах.
Марксистская модель понимает деятельность социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществление перемен в обществе. Она предполагает сочетание таких функций социального работника как «социальный контролер», «социальный стабилизатор», «социальный адвокат», «социальный врач». Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне.
«Модель жизни» экологической теории.Всистемной теории социальной работы принято различать проблемы, которые имеют междисциплинарный характер и рассматриваются как пограничные. По мнению Т. Парсонса, человек нуждающийся в помощи может рассматриваться как единство социальной системы, психологической системы и как биологический организм. Следовательно, клиент, нуждающийся в помощи – это сложное биопсихосоциальное существо, удовлетворяющее свои потребности поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Нарушение связей между системами человека может привести к его дезадаптации. Примерами нарушения адаптивного равновесия, приводящего к стрессам и создающим различные социально-психологические проблемы могут быть изменение социального статуса, , перестройка личностного жизненного пространства ( это может быть у беженцев, переселенцев, мигрантов ).
Социальный работник, принимая во внимание фактор не равных возможностей должен:
* учитывать существующие в регионе социальные факторы и условия;
* выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к среде обитания;
* воздействовать не только на клиента, но на среду его обитания;
* обучать клиентов приобретать самостоятельно адаптивные навыки.
Цель деятельности специалиста по социальной работе – усиление адаптивных способностей человека.
Недостатком «модели жизни» экологической теории является недостаточная технологическая и методическая разработанность.
Разрешающая модель социальной работы.Данная модель имеет специфически-прикладной характер. Ее основу составляет упразднение или хотя бы снижение отрицательного воздействия общества, социума на отдельного человека.
Разрешающая модель ориентирована на оказание помощи в одинаковой степени всем, кто за ней обращается, а также на преодоление негативного отношения к определенной категории нуждающихся. Но так как существуют определенные бюрократические барьеры, ограничивающие либо характер оказываемых социальных услуг, либо круг клиентов, многие потенциальные клиенты могут потерять желание обращаться в социальные службы за помощью, получив хотя бы раз негативный ответ на какую-либо просьбу. Человек становится клиентом, когда понимает, что у него есть проблема., но не знает пока как ее решить.
Поэтому целью социального работника, опирающегося на данную модель, является осуществление обучения клиентов тому, как эффективно решать их проблемы, как преодолевать негативную реакцию микросоциума. В этом случае используется технология «партнерских отношений». Важно при первых контактах с клиентом преодолеть существующую у него негативную реакцию и усилить поддержку клиента, стремящегося решить проблему.
Особенно действенно разрешающая модель социальной работы реализуется при работе с маргинальными группами. При этом социальный работник выполняет роль консультанта (консультация по ресурсам, привязка клиентов к ресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, их способности решать свои проблемы), учителя (помогать клиентам приобретать знания о себе, о социальном устройстве окружающей среды, обучает клиента навыкам решения проблем и определенной практической деятельности), воспитателя.
Разрешающая модель в целом ориентируется на использование специфических методов социальной работы, имеющих целью ослабить или упразднить отрицательные оценки и условия разрешения проблем клиента их числа тех, что формируются влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным его членам и слоям.
2.Психолого-ориентированные подход основан на приоритете познания закономерностей психологического развития человека в обществе и соотносится с психодинамической теорией (Фрейд З., А. Адлер, К.Хорни, Э. Берн и др.). Современные стратегии психосоциальной работы ориентируют социального работника на то, чтобы помочь клиентам оптимизировать собственные усилия по изменению ситуации и решить собственные проблемы, возникшие на личностном и социальном уровнях. Специалист в области социальной работы, опирается на те теории социальной работы, которые позволяют социальному работнику помочь клиенту сформировать и использовать свои личностные и социальные ресурсы.
Доминирующей является психодинамическая модель,в основе которой лежит психодинамическая теория. В социальной работе она используется более 70 лет, начиная с 20-х гг. ХХ в.
Основные понятия этой теории связаны с психоанализом и вошли в число важнейших категорий социальной работы. Психодинамическая теория:
* заложила принципы индивидуальной социальной работы: индивидуализация клиента; оценка возникшей проблемы; ее диагностика; использование терапевтических технологий помощи.
* используется в образовательных программах при подготовке социальных работников
* выполняет функцию как бы универсальной технологии, применяемой ко всем сферам социальной работы.
В центре психодинамической, основанной на психоаналитической теории, находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики, т.е. мотивами влечения, побуждения, внутренними конфликтами и противоречиями, существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».
Социальная работа , опирающаяся на данный подход своей целью ставит - оказание помощи клиенту в осознании жизненного сценария и при необходимости принять новые решения относящиеся к поведению и построению жизни. Социальная помощь состоит в том, чтобы помочь клиенту стать способным решать жизненные проблемы путем снижения чувства неполноценности, развития социального интереса и коррекции целей и мотивов.
Данная модель предъявляет и определенные требования к позиции социального работника: партнерство, принятие клиента, сочетание позиций учителя и эксперта.
Экзистенциальные модели социальной работы.Формировалась под влиянием философии экзистенциализма (А.Камю, Ф. Сартра), а также связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами психологии.
Согласно данной модели, при анализе поведения клиента важно учитывать как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус.
В рамках данной модели, социальными работками уделяется большое внимание рассмотрению специфики поведения клиента в системе первичных по отношению к нему группах (семье, профессиональных группах и др.) и непосредственном социальном окружении. Считается, что причины возникшего кризиса, проблемы лежат именно в первичных отношениях. При выборе технологий и методик предоставления помощи клиенту, социальный работник должен учитывать одно из базовых положений экзистенциальной модели – люди действуют в соответствии с определенными мотивами, обозначающими явления внешнего мира, которые они удерживают в своей памяти. На основе этого создается символическая интерпретация взаимоотношений между этим человеком и другими людьми, между человеком и внешним миром в целом. Но чтобы взаимодействие возникло человек должен иметь представление об окружающем мире. Но представление о внешнем мире может возникнуть тогда, когда человек имеет представление о самом себе. Тогда задача социального работника помочь клиенту понять причины поведения, которые привели к конфликту или личностному дискомфорту.
Важно учитывать и то обстоятельство, что проблемы клиента могут быть детерминированы прошлым опытом.
Данная модель оправдала себя в работе с беженцами, этническими группами и категориями социального риска, при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением.
Гуманистическая модельсоциальной работы основывается на принципах гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) и гештальт-терапии ( Ф. Перл).
Основные понятия которые лежат в основе разработки данной модели – это диалог, ценность, бытие, жизненный мир человека, событие. Социальный работни стремиться помочь клиенту на основе самопознания и понимания значимости своей личности понять себя и понять характер влияния на себя окружающего мира.
Акцентируется внимание на самоценности человека и партнерских отношениях в диаде «клиент -социальный работник». Следовательно ведущая технология данной модели - технология «активного слушания» (эмпатия направленная на клиента, партнерство, уважение). Специфической чертой модели является не директивный подход к решению проблемы клиента.
Основная цель при использовании гуманистической модели в социальной работе – помочь клиенту стать всецело действующей личностью и в полной мере реализовать свой потенциал.
Эффективность модели во многом зависит и от личностных качеств специалиста по социальной работе, от того насколько он искренне заинтересован в проблеме клиента, насколько положительно относится к нему; насколько стремится сопереживать его эмоциональному восприятию возникшей ситуации.
Эго – ориентированная и проблемно – ориентированная модели.Их суть – помощь клиенту в гармоничном преодолении конфликта своего прошлого с настоящим, несущего те проблемы, которые корнями уходят в детство , юность человека. Использование данных моделей в социальной работе осуществляется в форме работы на индивидуально-личностном уровне или работе «со случаем».
Данные модели основаны на системе психологических и философских знаний о человеке, и во многом определяют мировоззрение социального работника.
Практически все модели социальной работы по оказанию социальной помощи, основанные на психолого – ориентированном подходе, используют воздействие прошлого опыта на формирование человека и его стиля поведения, степени его адаптации к окружающей среде. Данный подход огромную роль отводит именно опыту детства и юности, воздействие которых не вполне осознается людьми.
3.Междисциплинарный и интегративный характер практики и теории социальной работы актуализируют идею поиска комплексных моделей социальной работы, которые позволяют к решению проблем клиента подходить комплексно.
Комплексно-ориентированные подходы к теории социальной работы подразумевают целостное видение социальных проблем человека. Они включают в себя элементы социологического знания, но в основе обоснования целесообразности той или иной деятельности социального работника лежат психологические знания.
Одной из таких теорий является ролевая теория, возникновение и развитие которой связывают с именем Якоба Леви Морено (1892-1974), основателя не только социометрии, но и групповой психотерапии.
На развитие ролевой теории оказали влияние и идеи Дж. Мида, который считал, что взаимное приспособление значительно упрощается, если у человека есть способность формировать представление о самих себе как объектах восприятия, причем этот процесс обеспечивается путем принятия ролей других. Каждый человек может представить как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию, а, следовательно, может проверить с точки зрения других участников все, что он собирается делать.
Суть теории заключается в том, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями и схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента связанные с вопросами о том, как себя вести в той или иной ситуации; как развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий, а также того, что каждый человек формирует свои представления о собственной роли в жизни. Наличие ролей позволяет индивидам предвидеть действия других и соответственно реагировать на эти действия. Через предсказуемость социальных ролей обеспечивается устойчивость социального порядка. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные) человек может попасть в конфликтную ситуацию между ними. Противоречивая ситуация может возникнуть также, если понимание роли человеком и обществом разное (плохие родители, плохой сын или дочь). В этих случаях необходима помощь социального работника.
Ролевая модель социальной работы предполагает:
· доскональное изучение проблемы клиента с учетом прошлого опыта;
· является формой социального объяснения, средством социального обучения, коррекции поведения и повышения адаптивности клиента;
· предполагает использование таких технологий как: перемена ролей, психодрама, групповая дискуссия, групповая поведенческая терапия, методика «запрограммированных ролей».
Социально-педагогическая модель.Актуальна в силу рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Основу данной модели составляет положение, что воспитание – это условие успешной социализации человека и его социального становления.
На процесс социального становления влияют как целенаправленные, так и стихийные факторы. В силу этого у человека могут быть сформированы социальные качества, которые не соответствуют требованиям данного социального общества и социокультурной ситуации. Следовательно, социализацию, особенно ее относительно социально-контролируемую составляющую (институционализированная социализация), можно рассматривать как процесс способный корректировать формирование социальных качеств у личности в соответствии с общественно значимыми ценностями.
Социально-педагогическая модель может рассматриваться как на уровне структурной социальной работы, так и на уровне психосоциальной.
На структурном уровне данная модель может быть охарактеризована на примере взаимодействия школы и общества. Система образования и воспитания призвана удовлетворять потребности личности, общества в целом. Сегодня школа – это механизм дифференциации общества, так как берет на себя задачу профессиональной подготовки. Школа начинает формировать социальный статус человека, решает задачи его социальной адаптации на самых разных уровнях. Таким образом, школа реализует такие функции социальной работы как профилактическая, прогностическая, социального контроля.
С другой стороны школа – это социальный институт, являющийся фактором борьбы за власть. Тогда задача школы – формирование у подрастающего поколения такой системы ценностей, которые соответствовали бы требования существующей системы. Школа - важный элемент политической стабильности, узаконивания и оправдания существующего неравенства и различия. При таком подходе реализуется функция социального контроля, которая свойственна и социальной работе.
С третьей точки зрения – человек в процессе социализация может стать жертвой социализации ( диссидент, конформист). В этих случаях его поведение может существенно отличаться от поведения других людей. Все люди живут как бы играя по определенных правилам, но может быть ситуация когда человек «выпадает» из игры, не знает как вступить в нее, по каким правилам нужно играть, что принесет данная игра. Тогда задача школы - воспитательно-образовательный процесс выстроить так, чтобы таких «маргинальных групп» не возникало.
Когнитивная модель.Приобрела популярность в 80-е годы. Основной принцип социальной работы, опирающейся на данную модель – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации модели – консультирование. Для повышения результативности консультирования социальному работнику важно знать особенности мышления клиента, его установки и убеждения, которые и будут определять его социальные действия по отношению к себе и к окружающим людям.
В основе когнитивной модели теоретического обоснования социальной работы лежит целый ряд когнитивных теории, которые особенно активно стали развиваться в последние десятилетия благодаря работам Х.Гольдштейна. Когнитивная теория занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека; решением социальных и индивидуальных проблем человека.
Когнитивная теория сочетает психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению и решению проблем клиента.
Особенность данной модели в том, что в ней выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем научения его отрабатывать механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям той социальной ситуации в которой он оказался.
К группе комплексно-ориентированных моделей теоретического обоснования социальной работы относится также и коммуникативная модель социальной работы. Данная модель как бы обобщает все теории коммуникации, оттеняя все достоинства и недостатки каждой из них. Важным в коммуникативной модели представляется учет обстоятельств взаимодействия людей, исполняющих те или иные роли. Главная проблема в этой связи – следование определенным ролям и отклонение от них в различных и сходных ситуациях. Помимо ролевых проблем коммуникативная модель учитывает также и структуру средств коммуникации, которые могут как облегчать так и затруднять , создавать барьеры в общении.
На основании коммуникативной модели выявляются все связи клиента, определяется их эффективность, особенно в тех группах и ситуациях, которые является ценностно-значимыми для клиента ( группа первичных отношений – семья, непосредственное окружение клиента).
Используя данную модель, социальный работник должен учитывать такие характеристики коммуникативного процесса как: избирательность восприятия; должен убедить клиента, что проблемы часто возникают из-за того, что информация была неадекватно воспринята, оценена другим лицом ; найти причины блокировки информации и устранить их неверно оцененную информацию; должен владеть различными методиками выявления характера коммуникативных отношений, имеющихся у клиента.
Содержание коммуникации реализуется через различные коммуникативные модели: вербальные и невербальные, в которых раскрываются основы взаимодействия между социальным работником и клиентом, врачом и больным.
К группе комплексно – ориентированных теорий социальной работ относят и виталистский подход, опирающийся на формирующуюся социологическую концепцию жизненных сил человека. Виталистски-ориентированные модели теории социальной работы учитывают характер взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, воспроизводства и совершенствования его деятельности как психобиосоциального существа.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие концепции объединяют социолого- ориентированные теории социальной работы.
2.Охарактеризуйте психолого- ориентированные модели социальной работы.
3. В чем особенности комплексно-ориентированных теорий социальной работы?
Рекомендуемая литература
1. Клипинина-Литовченко В.Н. Теории и модели социальной работы как системный объект исследования /В.Н. Клипинина-Литовченко //Социально-педагогическая работа. – 2002. - № 4 . - с.11-30
2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
3. Теория социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: Юристъ, 1998. – 334 с.