Управление процессом усвоения
Продуктивная педагогическая деятельность врача-педагога становится возможной тогда, когда он обнаруживает понимание теоретических основ профессии.
Педагогика является не фундаментальной, а прикладной наукой. В ее задачи входит использование фундаментальных знаний психологии, общественных наук применительно к решению проблем воспитания, обучения, развития человека. Теоретической основой педагогики, ее научным контекстом является психологическое знание.
Проблема практики обучения и воспитания обнаруживает слитность педагогического и психологического знания. И профессионал для ее решения опирается на научное психологическое знание, а не ограничивается самоочевидными истинами, рассуждениями, основанными на логике здравого смысла. Однако существует специфика психологического и педагогического взглядов на человека и его воспитание. Психология изучает человека реального, каков он есть, а педагогика раскрывает, каким может стать человек в процессе воспитания и как этого добиться.
Все эти замечания были необходимы для того, чтобы предложить систему понятий, описывающих педагогический процесс, помогающих его осмыслению и теоретическому обоснованию.
Педагогический процесс можно представить целостно - как триединство воспитания, обучения и развития, взаимосвязь потребностей, норм и способов деятельности, а также ее целей, содержания и методов (схема 4).
ОБУЧЕНИЕ
Нормы деятельности
Содержание деятельности
↓ ↓
ВОСПИТАНИЕ РАЗВИТИЕ
Потребности Способности
Цели деятельности Методы деятельности
Хочу! Могу!
Схема 4.Педагогический процесс.
Воспитаниехарактеризуется как воздействие на потребности и ценности человека, процесс присвоения внешних целей и превращение их во внутренние. Воспитание определяет направленность процесса на личность, ее интересы.
Обучение,понимаемое как процесс присвоения человеком норм и способов деятельности, социально значимого опыта, осуществляется посредством самостоятельной деятельности обучаемого, организованной преподавателем.
Развитиевыступает как процесс становления фундаментальных способностей человека: мыслительных способностей (умение думать), рефлексивных способностей (умение действовать осознанно), коммуникативных способностей (умение общаться).
Таким образом, по своему назначению педагогический процесс является целенаправленным процессом передачи предшествующими поколениями последующим социального опыта, который обеспечивает становление фундаментальных способностей человека.
На технологическом уровне педагогический процесс можно описать через следующие понятия.
• Цели обучения - для чего учиться (учить)?
• Содержание обучения - чему учить?
• Методы и средства обучения - как учить?
Связь этих понятий может быть представлена схематично (см. схему 5).
Потребности Норма Способности
(хочу) (могу)
↓ ↓ ↓ ↓
Для чего? Что? Как? Результат
Цель Содержание Метод
Схема 5.Педагогический процесс (технологический уровень).
Что дает использование этих понятий врачом-педагогом на практике?
Во-первых, позволяет описывать и анализировать свою собственную деятельность по обучению студентов, «узнавать» и «видеть» в педагогическом процессе феномены, описываемые этими понятиями, систематизировать их, осознавать свою деятельность.
Во-вторых, дает возможность расшифровывать, понимать и обобщать опыт других педагогов (и практиков) по воспитанию и обучению, концептуализировать его для последующего изучения, сопоставления со своим опытом и дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.
Изучение педагогического опыта не означает механического перенесения («копирования») отдельных методов и приемов в свою работу (даже самых лучших и продуктивных), а предполагает умение «вычерпывать» идеи, на которых строится этот опыт, и на их основе строить собственную модель педагогического процесса, организовывать собственную деятельность, отвечающую индивидуальным профессиональным потребностям и целям.