II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи
– Сегодня на уроке вы узнаете о различных узорах, которые создали люди, сами придумаете и нарисуете узор на листе цветной бумаги. А помогать нам будут наши друзья и наставники – Мастер Украшения и Мастер Изображения.
III. Растительный орнамент. Введение в тему урока.
Познавательные УУД.
1. Эвристическая беседа.
– Люди придумали огромное количество узоров, орнаментов и использовали их при украшении тканей, одежды, посуды, жилищ, предметов быта и др. Как вы думаете, где люди могли наблюдать и заимствовать элементы своих орнаментов? (В природе.)
– Давайте рассмотрим орнамент в книге.
2. Работа по учебнику. Коммуникативные УУД.
– Рассмотрите орнаменты (с. 58). На что они похожи? (На узоры из частей растения: листочки, веточки, цветы.)
– Люди всматривались в объекты природы, подмечали в них различные элементы, а затем подключали свое воображение, фантазию. У природы они и сейчас учатся красоте и неповторимости орнамента.
На с. 60 и 61 учебника помещены великолепные орнаменты. Где их используют люди? (Украшают посуду, ковры, ткани.)
– Что изображено на орнаментах? (Мы видим птиц, растения.)
– Да, правильно, существуют орнаменты растительного и животного происхождения. Мотивы этих орнаментов человек заимствует у природы. Есть ли у вас дома предметы с такими или похожими орнаментами? Назовите и опишите их. Что они украшают?
Регулятивные УУД.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
Дети повторяют слова стихотворения и воспроизводят движения.
IV. Педагогический рисунок.Познавательные УУД.
– Расположу лист по горизонтали, в центре размещу квадрат или прямоугольник, в котором будет располагаться орнамент.
Разделю прямоугольник на равные части. В каждую часть впишу задуманные элементы: листочки, цветы, точки, завитушки.
Прорисую мелкие детали – завитки по кайме узора и различные украшения. Использую гуашь. Мелкие детали рисую тонкой кисточкой.
При рисовании использую прием прикладывания кисти, наношу точки, завитки, усики краской.
Показ приемов работы.
– Рассмотрите образцы народного творчества: орнаменты Хохломы и вариации орнамента Дымки.
Мультимедийная презентация.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
Регулятивные и личностные УУД.
– Придумайте свои орнаменты. Нанесите их гуашью на цветную бумагу, чтобы был фон. Фон выбирайте такой, какой вам нравится.
Подумайте, что бы вам хотелось украсить таким орнаментом.