Декоративно- прикладное искусство.

Произведения декоративно- прикладного искусства определённым образом отражают традиционные формы народного мастерства. Специфика творческой деятельности в области декоративно- прикладного искусства предполагает приобщение кружковцев к народному творчеству, пополнение знаний об истоках русского народа.

Основные задачи:

1. Познакомить детей с народными игрушками, их особенностями.

2. Воспитывать стремление к познанию истории декоративного творчества, национальную гордость.

Тематическое планирование.

Тема Колич часов Из них Итоги
теоретич практич
  Вводное занятие Живопись с натуры и по представлению. Аппликация Творческие композиции Декоративно- прикладное искусство ИТОГО       ВЫСТАВКА ВЫСТАВКА ВЫСТАВКА ВЫСТАВКА  

Календарно- тематическое планирование

Тема Формы проведения занятий Количеств часов
пл факт
Вводное занятие    
  Живопись с натуры и по представлению    
2.1 Дерево в осеннем убранстве. Панно из цветов и листьев    
3.2 Волшебные бабочки Объёмная композиция    
4.3 Какого цвета лето? Упражнение в смешивании красок    
5.4 Дары осени Коллективная композиция «Корзина с фруктами»    
6.5 Красота родной земли Изображение акварельными красками    
7.6 Тёплые и холодные цвета Коллективная работа «Жар- птица», «Синяя птица»    
8.7 Три основных цвета Композиция «Цветочная поляна»    
9.8 Три основных цвета. Упражнения в смешивании красок. Работа акварелью.    
10.9 Монотипия. Самостоятельные композиции. Коллективная композиция «Мир фантазий»    
11.10 Художник и цирк Панно «Парад-Алле»    
12.11 Экскурсия в природу Экскурсия    
  Аппликация    
14.1 Мобиль «Стая птиц» Объёмно- пространственная композиция    
15.2 Сказочные букеты Коллективная композиция    
16.3 Волшебные сады Деда Мороза      
17.4 Вальс снежинок Композиция из снежинок    
18.5 В царстве Матушки Зимы Композиция «Зима в нашем краю»    
19.6 Коллективная композиция «Хоккей» Изображение человека в движении с использованием геометрических фигур    
20.7 Новогодний фейерверк. Коллективная композиция.    
21.8 Итоговое занятие. Выставка работ.      
  Творческие композиции    
22.1 Пространство и реальность. Обитатели подводного мира Коллективная композиция    
23.2 Наши друзья- животные. Рисование домашних животных. Работа карандашом    
24.3 Наши друзья- животные. Работа акварельными красками    
25.4 Конструируем из бумаги. Игрушка «Собачка»    
26.5 Приглашаем в гости. Искусство изготовления праздничных открыток    
27.6 Приглашаем в гости. Завершение работы.      
28.7 Весна идёт. Русская ярмарка. Роспись и вырезание фрагментов по образцу.    
29.8 Итоговое занятие. Подготовка выставки.      
  Декоративно- прикладное искусство    
30.1 Урок мастера Филимона. Роспись трафарета филимоновской игрушки    
31.2 Сказочные цветы для царевны Несмеяны. Коллективная композиция из сказочных цветов    
32.3 Традиционный русский фигурный пряник. Коллективная композиция «Пряничный терем»    
33.4 Композиция «Весёлый хоровод» Коллективная композиция «Русский сарафан»    
34.5 Итоговое занятие. Выставка творческих работ      

ЛИТЕРАТУРА

· Волков Н.Н., Цвет в живописи.- М: Спектр,1990.

· Сокольникова Н., Основы живописи, основы рисунка.- М: Титул, 1996.

· Кольнинг А.А. Акварельная живопись.- М:Малыш, 2000.

· Маврина Т., Тарарушки-тарарушки.- М: Малыш, 1998.

· Романова И.М., Искусство Жостова.- М: Россия, 2001.

· Семёнова О.А., Иван Билибин.- М:Детская литература, 1999.

· Журнал «Искусство в школе».

· Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.:Центр ВЛАДОС, 2004.

  • Лазарева А.Г. Сборник авторских программ.- Илекса: Ставрополь, 2004.

5.2.7. ПРОГРАММА КРУЖКА «РОСИНКА»

Пояснительная записка.

Актуализация проекта.Планета Земля- наш общий дом, каждый человек, живущий в нём. Должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в наше время- одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут, что комнатным растениям нужна вода, животным- корм и вода, воробьям и синицам зимой- крошки хлеба.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности.

Объект исследования: экологическое воспитание детей младшего школьного возраста.

Цель проекта:становление у детей научно- познавательного, эмоционально- нравственного, практически- деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

· Развивать познавательный интерес к миру природы;

· Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

· Воспитывать гуманного, эмоционально- положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

· Учить детей грамотно защищать природу и бороться за её сохранение, показать роль человека в сохранении природного богатства родного края.

Практическая направленность работы по проблеме:

· Проведение тематических, комплексных занятий;

· Целевые прогулки и экскурсии;

· Практическая деятельность школьников в охране окружающей среды.

Формы организации деятельности: подготовка и создание проектов по заданной теме, игры, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия и т.д.Программа рассчитана на 1 год обучения. На проведение занятий отводится 2 часа в неделю, 33 часа за год. В результате прохождения программы, обучающиеся должны понимать значимость общественно- полезного дела, при котором важным остаётся метод морального мотивирования, дети приобретут опыт самостоятельной деятельности, научатся ценить общественную значимость коллективной деятельности.

Тематическое планирование.

Тема Колич часов итоги
1. 2. 3. 4. 5. Чистый водоём Зелёный наряд моей малой родины Поёт зима- аукает Здравствуй, весна! Итоговое занятие итого Проект Проект Проект Проект Проект    

Календарно- тематическое планирование.

№   Тема  
 
1-6 Проект «Чистый водоём». 1.Сбор информации о растительном мире речки «Воскресенка». 2.Животный мир речки. 3.Экологическая экспедиция «Чистый водоём». 4.Конкурс рисунков. 5.Оформление газеты « Защитим речку от загрязнения!» 6.Защита проектов «Голубые глаза моего края»  
7-12 Проект «Зелёный наряд моей малой родины». 1.Природа в стихах и загадках. 2.Осень золото роняет. Экскурсия в осенний лес. 3.Очей очарованье. Выставка детского творчества. 4.-5. Акция «Аллея первоклассников» 6. Защита проектов.  
13-20 Проект «Поёт зима- аукает…» 1-2. Зимний наряд природы в фотографиях и рисунках. 3.-4. Труд в природе. Создание фигур их снега. 5.-6. Мастерская «Кормушки для птиц» 7. Труд в природе «Подкорми птичку» 1. Праздник «Мы друзья природы».  
21-31 Проект «Здравствуй, весна!» 1.Перелётные и зимующие птицы. Беседа. 2.Рисуем пернатых друзей. 3.Творческое дело совместно с родителями « Домик для птиц». Изготовление скворечников. 4.«Домик для птиц» Развешивание скворечников». 5-6.Операция « Растения в твоём доме». Посадка и уход за комнатными растениями. 7.Операция «Чистый двор». 8-9 .Дизайн школьного двора. Проектирование цветника. 10. Защита проектов «Наш цветник».  
32-33 Итоговое занятие. Экологическая игра.  

5.2.8. ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИ ЗДОРОВЫМ»

Пояснительная записка

Программа курса «Расти здоровым» ориентирует обучающихся на решение важнейших оздоровительных задач, рассматривает обучение и воспитание как единое целое.

Проблема снижения уровня здоровья населения в России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Перед школой и дополнительным образованием стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной активности и в целом по формированию культуры здоровья детей.

Учебный курс «Расти здоровым» имеет оздоровительную направленность. Приоритетной задачей программы является формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью. На этой основе происходит формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни и физического воспитания.

Цель программы- формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни.

Задачи:

1. Формировать навыки безопасного и гигиенически правильного поведения, умение управлять своим психическим здоровьем;

2. Укреплять здоровье детей за счёт повышения их двигательной и гигиенической культуры;

3. Развивать детскую самостоятельность, познавательные процессы, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей;

4. Воспитывать у детей ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья, любовь к окружающему миру природы и социальному окружению.

Особый акцент программы сделан на изучение широкого спектра вопросов- от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем детей и окружающей природой, их поведением, настроением, их образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно усиливая воспитательный и развивающий потенциал программы.

Занятия про программе «Расти здоровым» целесообразно проводить в следующих формах: беседа, дискуссия, сюжетно- ролевая игра, практикум, игротренинг, путешествие, праздник, конкурс и т.д.

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, навыки межличностного общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы, определяется с помощью тестирования, анкетирования, диагностирования, наблюдений и т.д.

Обучающиеся должны знать:

· Основные термины и правила здорового образа жизни;

· Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;

· Основные правила безопасного поведения дома, в школе, на улице;

· Правила поведения в опасных ситуациях;

· Правила экологически грамотного поведения в природе;

· Значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;

· Предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;

· Правила здорового питания, культуру приёма пищи;

· Меры профилактики и укрепления осанки;

· Основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощение.

Обучающиеся должны уметь:

· Соблюдать свой режим дня;

· Выполнять правила личной гигиены;

· Выполнять гимнастику для глаз, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательную гимнастику;

· Выполнять правила безопасного поведения на улице, дома, в школе;

· Бережно относиться к природному окружению;

· Выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми;

· Правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.

Программа адресована детям младшего школьного возраста. Изучение данного курса тесно связано с предметом «Окружающий мир», дополняет его, помогает в решении задач здоровьесбережения.

Для 1 класса разработан учебно- методический план на 33 часа в год из расчета 1 час в неделю. В каникулярное время рекомендуется проведение спортивных праздников («Весёлые старты», «Снежная спартакиада» и т.д.), экскурсий в осенний , весенний лес («Прогулки за здоровьем»).

Календарно – тематическое планирование

Спортивно- оздоровительное воспитание и развитие обучающихся

Тема Колич часов  
 
Наше здоровье. Как сохранить здоровье? Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание «Запрещённое движение».  
Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. Игра на внимание «Запрещённое движение».  
Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека. Игра на внимание «Класс, смирно!», «Запрещённое движение».  
Уход за ушами. Чтобы уши слышали.  
Уход за зубами. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой.  
Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека.  
Забота о коже. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.Игры на внимание «День и ночь».  
Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи. Игра «Море волнуется - раз».  
Как сделать сон полезным? Сон – лучшее лекарство. Игра с мячом «Охотники и утки».  
Настроение в школе. Настроение после школы. «Весёлые старты» с мячом.  
Вредные привычки. Злой волшебник табак. Почему вредной привычке ты скажешь –НЕТ.  
Вредные привычки. Злой волшебник алкоголь. Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ.  
Вредные привычки. Злой волшебник наркотик. Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ. Дыхательные упражнения в сочетании с приседаниями  
Мы одна семья. Мальчики и девочки. Игра «Два мороза». Прогулка на свежем воздухе.  
Мышцы, кости и суставы. Скелет - наша опора. Осанка – стройная семья. Игра с прыжками «Попрыгунчики – воробушки»  
Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров. Игра «Попрыгунчики – воробушки».  
Как правильно вести себя на воде. Правило поведение на воде.Подвижные игры на свежем воздухе.  
Прививки от болезней. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Игра «Совушка».  
Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Отравление пищевое.  
Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза. Ловля и передача большого баскетбольного мяча.    
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.Подвижные игры на свежем воздухе.  
Правила общения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда.  
Как уберечь от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток. Игра «Море волнуется - раз».  
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Травма. Игра «Перемена мест».  
Как защититься от насекомых. Укусы насекомых. Игра «Перемена мест».  
Предосторожности при обращении с животными. Что мы знаем о собаках и кошках. Прыжки через скакалку.  
Как помочь больным и беспомощным. Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро.  
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Подвижные игры на свежем воздухе.  
Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Подвижные игры на свежем воздухе.  
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.Подвижные игры на свежем воздухе.  
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Игра «Займи своё место».  
32-33 Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитывай себя. Я выбираю движение. Подвижные игры на свежем воздухе.  

Литература

1. Галлиев Ш. Витаминные буквы. Находка с загадкой./ Галлиев Ш. Огурцы в тюбетейках.- М.: Детская литература, 1995.

2. Суслов В. Тощий Тимка / Суслов В.Трудные буквы.- Л.: Детская литература, 1990.

3. Татарникова Л. Валеология- основы безопасности жизни ребёнка.- М: Сфера, 1999.

4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- М.: Асар, 1999.

5. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

5.2.9. ПРОГРАММА КРУЖКА «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

Пояснительная записка.

Программа обучения в спортивном кружке «Народные игры» ориентирует на решение задач, способствующих организации двигательной деятельности младших школьников в дружелюбной радостной обстановке, но при умелом сочетании отдыха и движения.

В старые времена существовало около трёх тысяч игр. Сохранились только те, которые были самыми интересными и увлекательными. В большинстве в народные игры играют на свежем воздухе. Игры, предлагаемы данной программой, разнообразны, требуют много движения, смекалки, дают массу всяческих физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.

Особый акцент программы сделан на использование народных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой предложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и навыков младших школьников.

Занятия в спортивном кружке ставят своей целью:

· Обучение младших школьников забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;

· Воспитание любви к Родине, её традициям и обычаям;

· Развитие физических качеств: ловкости, смелости, физической активности, упорства в достижении цели, дружелюбия и коммуникативности.

Задачи:

· Обучать основам народных игр;

· Развивать двигательную активность;

· Возбудить у детей интерес к занятиям физкультурой и спортом

Условия проведения.

Кружок проводится 1 раз в неделю, 35 минут на проведение одного занятия , 34 занятия в год.

Формы и методы оценки.

Результатом работы кружка является организация подвижных перемен и динамических пауз на уроках.

Ожидаемые результаты.

Знать:

· Не менее 10 считалок для использования их в игре;

· Правила не менее 15 народных игр;

· Правила безопасного поведения во время проведения игр.

Уметь:

· Сотрудничать друг с другом во время проведения занятий;

· Участвовать в организации и проведении игры в группе и классе.

Календарно- тематическое планирование

Тема Формы занятий  
 
Разучивание народных считалок, использование их в игре. Вводное занятие  
Подвижная игра «Совушка». Игра  
Подвижная игра «Жмурки» Повторение считалок. Игра  
Народная игра «Хромая лиса». Игра  
Развитие скоростных качеств. Народная игра «Гуси- лебеди». Игра  
Подвижные игры с мячом. Подбрасывание и ловля. Эстафета  
Подвижные игры с мячом. Эстафета. Эстафета  
Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Пустое место». Игра  
Разучивание подвижной игры «Третий лишний». Развитие внимательности и дружелюбия в игре. Игра  
Народная игра «Овцы и волки». Игра  
Развитие силовых качеств. Народная игра «Цепи кованы». Игра  
Упражнения для развития ловкости. Народная игра «Из круга вышибало». Игра  
Упражнения для развития скоростных качеств. Народная игра «Горелки». Игра  
Повторение изученных игр. Эстафета  
Повторение изученных игр. Эстафета  
Игры на свежем воздухе. Прогулка на св. воздухе.  
Подвижные игры. Эстафета с мячом. Эстафета  
Подвижные игры. Эстафета с обручами и кеглями. Эстафета  
Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Белые медведи». Игра  
Игры с мячом. Народная игра «Яблочко». Игра  
Подвижные игры со скакалкой. Игра «Третий лишний». Игра  
Игры на свежем воздухе. Повторение изученных игр. Соревнование  
Развитие ловкости. Народная игра «Змейка». Игра  
Упражнения в ловкости. Народная игра «Удочка». Игра  
Разучивание народной игры «Каравай». Игра  
Повторение изученных игр. Игра  
Соревнование «Весёлые старты». Игра  
Упражнения в ловкости. Народная игра «Дракон». Игра  
Старинная народная игра «Кошки- мышки». Игра  
Игры на спортивной площадке. Упражнение в беге и прыжках. Соревнование  
Соревнования «Лучший бегун». Эстафета. Соревнование  
Игры на свежем воздухе. Эстафета  
Соревнования «Весёлые старты». Соревнование  

Литература.

1. Якуб Н.К., Вспомним забытые игры.- М: Детская литература, 1988.

2. Кондакова О.Н., Детские счмталки.- М: Детская литература, 1999.

3. Бесова М.А., Шутки, игры, песни соберут нас вместе.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

Наши рекомендации