Декоративно- прикладное искусство.
Произведения декоративно- прикладного искусства определённым образом отражают традиционные формы народного мастерства. Специфика творческой деятельности в области декоративно- прикладного искусства предполагает приобщение кружковцев к народному творчеству, пополнение знаний об истоках русского народа.
Основные задачи:
1. Познакомить детей с народными игрушками, их особенностями.
2. Воспитывать стремление к познанию истории декоративного творчества, национальную гордость.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Колич часов | Из них | Итоги | |
теоретич | практич | ||||
Вводное занятие Живопись с натуры и по представлению. Аппликация Творческие композиции Декоративно- прикладное искусство ИТОГО | ВЫСТАВКА ВЫСТАВКА ВЫСТАВКА ВЫСТАВКА |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Формы проведения занятий | Количеств часов | |
пл | факт | |||
Вводное занятие | ||||
Живопись с натуры и по представлению | ||||
2.1 | Дерево в осеннем убранстве. | Панно из цветов и листьев | ||
3.2 | Волшебные бабочки | Объёмная композиция | ||
4.3 | Какого цвета лето? | Упражнение в смешивании красок | ||
5.4 | Дары осени | Коллективная композиция «Корзина с фруктами» | ||
6.5 | Красота родной земли | Изображение акварельными красками | ||
7.6 | Тёплые и холодные цвета | Коллективная работа «Жар- птица», «Синяя птица» | ||
8.7 | Три основных цвета | Композиция «Цветочная поляна» | ||
9.8 | Три основных цвета. | Упражнения в смешивании красок. Работа акварелью. | ||
10.9 | Монотипия. Самостоятельные композиции. | Коллективная композиция «Мир фантазий» | ||
11.10 | Художник и цирк | Панно «Парад-Алле» | ||
12.11 | Экскурсия в природу | Экскурсия | ||
Аппликация | ||||
14.1 | Мобиль «Стая птиц» | Объёмно- пространственная композиция | ||
15.2 | Сказочные букеты | Коллективная композиция | ||
16.3 | Волшебные сады Деда Мороза | |||
17.4 | Вальс снежинок | Композиция из снежинок | ||
18.5 | В царстве Матушки Зимы | Композиция «Зима в нашем краю» | ||
19.6 | Коллективная композиция «Хоккей» | Изображение человека в движении с использованием геометрических фигур | ||
20.7 | Новогодний фейерверк. | Коллективная композиция. | ||
21.8 | Итоговое занятие. Выставка работ. | |||
Творческие композиции | ||||
22.1 | Пространство и реальность. Обитатели подводного мира | Коллективная композиция | ||
23.2 | Наши друзья- животные. | Рисование домашних животных. Работа карандашом | ||
24.3 | Наши друзья- животные. | Работа акварельными красками | ||
25.4 | Конструируем из бумаги. | Игрушка «Собачка» | ||
26.5 | Приглашаем в гости. | Искусство изготовления праздничных открыток | ||
27.6 | Приглашаем в гости. Завершение работы. | |||
28.7 | Весна идёт. Русская ярмарка. | Роспись и вырезание фрагментов по образцу. | ||
29.8 | Итоговое занятие. Подготовка выставки. | |||
Декоративно- прикладное искусство | ||||
30.1 | Урок мастера Филимона. | Роспись трафарета филимоновской игрушки | ||
31.2 | Сказочные цветы для царевны Несмеяны. | Коллективная композиция из сказочных цветов | ||
32.3 | Традиционный русский фигурный пряник. | Коллективная композиция «Пряничный терем» | ||
33.4 | Композиция «Весёлый хоровод» | Коллективная композиция «Русский сарафан» | ||
34.5 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ |
ЛИТЕРАТУРА
· Волков Н.Н., Цвет в живописи.- М: Спектр,1990.
· Сокольникова Н., Основы живописи, основы рисунка.- М: Титул, 1996.
· Кольнинг А.А. Акварельная живопись.- М:Малыш, 2000.
· Маврина Т., Тарарушки-тарарушки.- М: Малыш, 1998.
· Романова И.М., Искусство Жостова.- М: Россия, 2001.
· Семёнова О.А., Иван Билибин.- М:Детская литература, 1999.
· Журнал «Искусство в школе».
· Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.:Центр ВЛАДОС, 2004.
- Лазарева А.Г. Сборник авторских программ.- Илекса: Ставрополь, 2004.
5.2.7. ПРОГРАММА КРУЖКА «РОСИНКА»
Пояснительная записка.
Актуализация проекта.Планета Земля- наш общий дом, каждый человек, живущий в нём. Должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в наше время- одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут, что комнатным растениям нужна вода, животным- корм и вода, воробьям и синицам зимой- крошки хлеба.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности.
Объект исследования: экологическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Цель проекта:становление у детей научно- познавательного, эмоционально- нравственного, практически- деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
· Развивать познавательный интерес к миру природы;
· Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
· Воспитывать гуманного, эмоционально- положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
· Учить детей грамотно защищать природу и бороться за её сохранение, показать роль человека в сохранении природного богатства родного края.
Практическая направленность работы по проблеме:
· Проведение тематических, комплексных занятий;
· Целевые прогулки и экскурсии;
· Практическая деятельность школьников в охране окружающей среды.
Формы организации деятельности: подготовка и создание проектов по заданной теме, игры, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия и т.д.Программа рассчитана на 1 год обучения. На проведение занятий отводится 2 часа в неделю, 33 часа за год. В результате прохождения программы, обучающиеся должны понимать значимость общественно- полезного дела, при котором важным остаётся метод морального мотивирования, дети приобретут опыт самостоятельной деятельности, научатся ценить общественную значимость коллективной деятельности.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Колич часов | итоги |
1. 2. 3. 4. 5. | Чистый водоём Зелёный наряд моей малой родины Поёт зима- аукает Здравствуй, весна! Итоговое занятие итого | Проект Проект Проект Проект Проект |
Календарно- тематическое планирование.
№ | Тема | |
1-6 | Проект «Чистый водоём». 1.Сбор информации о растительном мире речки «Воскресенка». 2.Животный мир речки. 3.Экологическая экспедиция «Чистый водоём». 4.Конкурс рисунков. 5.Оформление газеты « Защитим речку от загрязнения!» 6.Защита проектов «Голубые глаза моего края» | |
7-12 | Проект «Зелёный наряд моей малой родины». 1.Природа в стихах и загадках. 2.Осень золото роняет. Экскурсия в осенний лес. 3.Очей очарованье. Выставка детского творчества. 4.-5. Акция «Аллея первоклассников» 6. Защита проектов. | |
13-20 | Проект «Поёт зима- аукает…» 1-2. Зимний наряд природы в фотографиях и рисунках. 3.-4. Труд в природе. Создание фигур их снега. 5.-6. Мастерская «Кормушки для птиц» 7. Труд в природе «Подкорми птичку» 1. Праздник «Мы друзья природы». | |
21-31 | Проект «Здравствуй, весна!» 1.Перелётные и зимующие птицы. Беседа. 2.Рисуем пернатых друзей. 3.Творческое дело совместно с родителями « Домик для птиц». Изготовление скворечников. 4.«Домик для птиц» Развешивание скворечников». 5-6.Операция « Растения в твоём доме». Посадка и уход за комнатными растениями. 7.Операция «Чистый двор». 8-9 .Дизайн школьного двора. Проектирование цветника. 10. Защита проектов «Наш цветник». | |
32-33 | Итоговое занятие. Экологическая игра. |
5.2.8. ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИ ЗДОРОВЫМ»
Пояснительная записка
Программа курса «Расти здоровым» ориентирует обучающихся на решение важнейших оздоровительных задач, рассматривает обучение и воспитание как единое целое.
Проблема снижения уровня здоровья населения в России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Перед школой и дополнительным образованием стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной активности и в целом по формированию культуры здоровья детей.
Учебный курс «Расти здоровым» имеет оздоровительную направленность. Приоритетной задачей программы является формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью. На этой основе происходит формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни и физического воспитания.
Цель программы- формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни.
Задачи:
1. Формировать навыки безопасного и гигиенически правильного поведения, умение управлять своим психическим здоровьем;
2. Укреплять здоровье детей за счёт повышения их двигательной и гигиенической культуры;
3. Развивать детскую самостоятельность, познавательные процессы, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей;
4. Воспитывать у детей ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья, любовь к окружающему миру природы и социальному окружению.
Особый акцент программы сделан на изучение широкого спектра вопросов- от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем детей и окружающей природой, их поведением, настроением, их образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно усиливая воспитательный и развивающий потенциал программы.
Занятия про программе «Расти здоровым» целесообразно проводить в следующих формах: беседа, дискуссия, сюжетно- ролевая игра, практикум, игротренинг, путешествие, праздник, конкурс и т.д.
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, навыки межличностного общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы, определяется с помощью тестирования, анкетирования, диагностирования, наблюдений и т.д.
Обучающиеся должны знать:
· Основные термины и правила здорового образа жизни;
· Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
· Основные правила безопасного поведения дома, в школе, на улице;
· Правила поведения в опасных ситуациях;
· Правила экологически грамотного поведения в природе;
· Значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
· Предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
· Правила здорового питания, культуру приёма пищи;
· Меры профилактики и укрепления осанки;
· Основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощение.
Обучающиеся должны уметь:
· Соблюдать свой режим дня;
· Выполнять правила личной гигиены;
· Выполнять гимнастику для глаз, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательную гимнастику;
· Выполнять правила безопасного поведения на улице, дома, в школе;
· Бережно относиться к природному окружению;
· Выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми;
· Правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.
Программа адресована детям младшего школьного возраста. Изучение данного курса тесно связано с предметом «Окружающий мир», дополняет его, помогает в решении задач здоровьесбережения.
Для 1 класса разработан учебно- методический план на 33 часа в год из расчета 1 час в неделю. В каникулярное время рекомендуется проведение спортивных праздников («Весёлые старты», «Снежная спартакиада» и т.д.), экскурсий в осенний , весенний лес («Прогулки за здоровьем»).
Календарно – тематическое планирование
Спортивно- оздоровительное воспитание и развитие обучающихся
№ | Тема | Колич часов | |
Наше здоровье. Как сохранить здоровье? Правила поведения в физкультурном зале. Игра на внимание «Запрещённое движение». | |||
Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. Игра на внимание «Запрещённое движение». | |||
Забота о глазах. Глаза - главные помощники человека. Игра на внимание «Класс, смирно!», «Запрещённое движение». | |||
Уход за ушами. Чтобы уши слышали. | |||
Уход за зубами. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой. | |||
Уход за руками и ногами. «Рабочие инструменты» человека. | |||
Забота о коже. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.Игры на внимание «День и ночь». | |||
Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи. Игра «Море волнуется - раз». | |||
Как сделать сон полезным? Сон – лучшее лекарство. Игра с мячом «Охотники и утки». | |||
Настроение в школе. Настроение после школы. «Весёлые старты» с мячом. | |||
Вредные привычки. Злой волшебник табак. Почему вредной привычке ты скажешь –НЕТ. | |||
Вредные привычки. Злой волшебник алкоголь. Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ. | |||
Вредные привычки. Злой волшебник наркотик. Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ. Дыхательные упражнения в сочетании с приседаниями | |||
Мы одна семья. Мальчики и девочки. Игра «Два мороза». Прогулка на свежем воздухе. | |||
Мышцы, кости и суставы. Скелет - наша опора. Осанка – стройная семья. Игра с прыжками «Попрыгунчики – воробушки» | |||
Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров. Игра «Попрыгунчики – воробушки». | |||
Как правильно вести себя на воде. Правило поведение на воде.Подвижные игры на свежем воздухе. | |||
Прививки от болезней. Инфекционные болезни. Прививки от болезней. Игра «Совушка». | |||
Как избежать отравлений. Отравление лекарствами. Отравление пищевое. | |||
Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза. Ловля и передача большого баскетбольного мяча. | |||
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.Подвижные игры на свежем воздухе. | |||
Правила общения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда. | |||
Как уберечь от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток. Игра «Море волнуется - раз». | |||
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Травма. Игра «Перемена мест». | |||
Как защититься от насекомых. Укусы насекомых. Игра «Перемена мест». | |||
Предосторожности при обращении с животными. Что мы знаем о собаках и кошках. Прыжки через скакалку. | |||
Как помочь больным и беспомощным. Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро. | |||
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Подвижные игры на свежем воздухе. | |||
Первая помощь при травмах. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Подвижные игры на свежем воздухе. | |||
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.Подвижные игры на свежем воздухе. | |||
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Игра «Займи своё место». | |||
32-33 | Сегодняшние заботы медицины. Расти здоровым. Воспитывай себя. Я выбираю движение. Подвижные игры на свежем воздухе. |
Литература
1. Галлиев Ш. Витаминные буквы. Находка с загадкой./ Галлиев Ш. Огурцы в тюбетейках.- М.: Детская литература, 1995.
2. Суслов В. Тощий Тимка / Суслов В.Трудные буквы.- Л.: Детская литература, 1990.
3. Татарникова Л. Валеология- основы безопасности жизни ребёнка.- М: Сфера, 1999.
4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- М.: Асар, 1999.
5. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
5.2.9. ПРОГРАММА КРУЖКА «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Пояснительная записка.
Программа обучения в спортивном кружке «Народные игры» ориентирует на решение задач, способствующих организации двигательной деятельности младших школьников в дружелюбной радостной обстановке, но при умелом сочетании отдыха и движения.
В старые времена существовало около трёх тысяч игр. Сохранились только те, которые были самыми интересными и увлекательными. В большинстве в народные игры играют на свежем воздухе. Игры, предлагаемы данной программой, разнообразны, требуют много движения, смекалки, дают массу всяческих физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.
Особый акцент программы сделан на использование народных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой предложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и навыков младших школьников.
Занятия в спортивном кружке ставят своей целью:
· Обучение младших школьников забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;
· Воспитание любви к Родине, её традициям и обычаям;
· Развитие физических качеств: ловкости, смелости, физической активности, упорства в достижении цели, дружелюбия и коммуникативности.
Задачи:
· Обучать основам народных игр;
· Развивать двигательную активность;
· Возбудить у детей интерес к занятиям физкультурой и спортом
Условия проведения.
Кружок проводится 1 раз в неделю, 35 минут на проведение одного занятия , 34 занятия в год.
Формы и методы оценки.
Результатом работы кружка является организация подвижных перемен и динамических пауз на уроках.
Ожидаемые результаты.
Знать:
· Не менее 10 считалок для использования их в игре;
· Правила не менее 15 народных игр;
· Правила безопасного поведения во время проведения игр.
Уметь:
· Сотрудничать друг с другом во время проведения занятий;
· Участвовать в организации и проведении игры в группе и классе.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Формы занятий | |
Разучивание народных считалок, использование их в игре. | Вводное занятие | ||
Подвижная игра «Совушка». | Игра | ||
Подвижная игра «Жмурки» Повторение считалок. | Игра | ||
Народная игра «Хромая лиса». | Игра | ||
Развитие скоростных качеств. Народная игра «Гуси- лебеди». | Игра | ||
Подвижные игры с мячом. Подбрасывание и ловля. | Эстафета | ||
Подвижные игры с мячом. Эстафета. | Эстафета | ||
Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Пустое место». | Игра | ||
Разучивание подвижной игры «Третий лишний». Развитие внимательности и дружелюбия в игре. | Игра | ||
Народная игра «Овцы и волки». | Игра | ||
Развитие силовых качеств. Народная игра «Цепи кованы». | Игра | ||
Упражнения для развития ловкости. Народная игра «Из круга вышибало». | Игра | ||
Упражнения для развития скоростных качеств. Народная игра «Горелки». | Игра | ||
Повторение изученных игр. | Эстафета | ||
Повторение изученных игр. | Эстафета | ||
Игры на свежем воздухе. | Прогулка на св. воздухе. | ||
Подвижные игры. Эстафета с мячом. | Эстафета | ||
Подвижные игры. Эстафета с обручами и кеглями. | Эстафета | ||
Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Белые медведи». | Игра | ||
Игры с мячом. Народная игра «Яблочко». | Игра | ||
Подвижные игры со скакалкой. Игра «Третий лишний». | Игра | ||
Игры на свежем воздухе. Повторение изученных игр. | Соревнование | ||
Развитие ловкости. Народная игра «Змейка». | Игра | ||
Упражнения в ловкости. Народная игра «Удочка». | Игра | ||
Разучивание народной игры «Каравай». | Игра | ||
Повторение изученных игр. | Игра | ||
Соревнование «Весёлые старты». | Игра | ||
Упражнения в ловкости. Народная игра «Дракон». | Игра | ||
Старинная народная игра «Кошки- мышки». | Игра | ||
Игры на спортивной площадке. Упражнение в беге и прыжках. | Соревнование | ||
Соревнования «Лучший бегун». Эстафета. | Соревнование | ||
Игры на свежем воздухе. | Эстафета | ||
Соревнования «Весёлые старты». | Соревнование |
Литература.
1. Якуб Н.К., Вспомним забытые игры.- М: Детская литература, 1988.
2. Кондакова О.Н., Детские счмталки.- М: Детская литература, 1999.
3. Бесова М.А., Шутки, игры, песни соберут нас вместе.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.