Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ и условия их обучения, развития и воспитания

Особенности развития (диагноз) Психолого-педагогическая характеристика Условия обучения, развития и воспитания
Дети сосмешанным специфическим расстройством психологического развития Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. 1.Снижение работоспособности 2.Системное нарушение речи 1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ученика, сформированным учебным умениями навыкам. 2.Малая наполняемость класса (по СанПиН). 3.Щадящий режим работы (смена видов учебной деятельности) 4. Группа продлённого дня 5. Узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед.
2. Дети с нарушением зрения Ограничение зрительного восприятия или его отсутствие, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. 1. Обеспечение «тактильной» наглядности в предметно-практической деятельности (раздаточный материал). 2. Обеспечение обязательности речевого и слухового сопровождения деятельности. 3. В процессе реабилитации используются пластические и ритмические движения с музыкальным сопровождением.
3. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Могут встречаться психические и речевые нарушения, с нарушения функций других анализаторов (зрения, слуха). Основным условием коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи.
4. Соматически ослабленные дети Имеют ослабленное соматическое здоровье, часто болеют Медицинские обследования, психологическое сопровождение, выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями
5. Дети с нарушениями речи Имеют нарушения речи, отставание в речевом развитии Логопедическая коррекция в индивидуальной или групповой форме
6. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Агрессивные дети, эмоционально - расторможенные дети (реагируют слишком бурно на происходящие события, выкрикивают), тревожные дети (стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание) Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы посредством программ внеурочной деятельности и индивидуально-групповой коррекции
8. Дети-инвалиды Имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем Выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями, безбарьерная среда в ОО, сопровождение педагога-тьютора

Программа коррекционной работы на этапе основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением самостоятельно с привлечением ГБУЗ НО «Тоншаевская ЦРБ», педагога-логопеда ИМК отдела образования,КДН,ПДН.

Взаимодействие специалистов общеобразовательногоучреждения с заинтересованными структурами обеспечивает системное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Форма организованного взаимодействия специалистов — консилиум.

Содержание мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ.

Наши рекомендации