Развитие слухового восприятия
1. Учите ребенка слышать на все большем расстояниите звучания музыкальных инструментов, которые он слышит на небольшом расстоянии. Работу проводите с аппаратом и без него. В одних ситуациях ребенок просто поворачивается на сигнал — его зовут, чтобы он что-то сделал — пошел мыть руки, одеваться для прогулки и т. п. В других ситуациях он реагирует определенным действием на то или иное звучание — шагает, хлопает и т. д.
2. Учите ребенка реагировать действием на звучание металлофона. Вответ на звучание он несколько раз ударяет указательным пальцем одной руки по указательному пальцу другой. Начинайте с минимального расстояния от аппарата и от уха. Без аппарата глухие дети очень часто не слышат звучания металлофона. Не забывайте о том, что сначала ребенок одновременно слушает и смотрит, как вы играете, а затем вы должны отгородиться от него ширмой, чтобы он не видел, когда и как вы играете.
3. Продолжайте учить ребенка реагировать на свое имя.
4. Продолжайте учить ребенка различать на слух(с аппаратом и без) звучания лепетных слов при выборе из двух.Включайте в работу новые слова, данные в разделе «Развитие речи...».
5. Продолжайте учить ребенка различать на слух звучания лепетных слов при выборе из трехв разных сочетаниях. Те новые слова, которые дети хорошо воспринимают на слух при выборе из двух, включайте в группу из трех. Не забывайте, что на этих занятиях обязательно используются игрушки.Услышав то или иное слово, ребенок произносит его (как может), слушает себя через аппарат (при увеличении усиления), берет соответствующую игрушку и, если это возможно, с вашей помощью имитирует движениятого или иного объекта. Например, услышав слово ав-ав и взяв нужную игрушку, ребенок начинает на четвереньках (или нагнувшись) бегать по комнате и «лаять»; услышав слово ууу, находит среди игрушек поезд и начинает «ездить» по комнате, произнося ууу, и т. д.
6. Слабослышащимдетям предлагается больший выбор слов — 4—6—7 и в упражнения включаются знакомые полные слова: дом, авто, мама и т. д.
Изобразительная деятельность
Знакомьте ребенка с назначением различного материала, который используется в изобразительной деятельности:
1) вместе с вами ребенок учится сгибать бумагу, мять, мочить, рвать, слушать ее шуршание через аппарат (при большом усилении);
2) вместе с ребенком используйте нарванные вами разноцветные кусочки бумаги разного сорта для аппликации — наклеивайте кусочки на больших листах бумаги (обратной стороне дешевых обоев), получая изображения салюта, больших шаров, «дорожки» — вертикальных полос и т. п.
3) вместе с ребенком делайте орнаменты или рисунки из следов пальцев или ладоней на бумаге.
ЗАДАНИЕ 6. РЕБЕНОК ПОСТОЯННО НОСИТ СЛУХОВОЙ АППАРАТ.
Развитие движений
1. Учите ребенка ходить по широкой дорожке(ширина 30 см), образованной двумя шнурами или начерченной на земле (тротуаре). Ребенок ходит с опущенными руками. Перед тем как начать ходьбу, вы говорите ему: «Митя, иди», одновременно показывая табличку со словом иди. Затем меняетесь ролями, и табличку показывает вам малыш.
2. Учите ребенка перешагивать через палки,положенные на пол параллельно друг другу на расстоянии 15 см, с чередованием ног. Используется слово иди в устной и письменной формах.
3. Продолжайте учить ребенка катать мяч в цель (стоящие на полу кубики, кегли) с расстояния 1 —1,5 м («Кати мяч, кати, Оля!»).
4. Учите ребенка бросать мяч в вертикально поставленную цельс расстояния 30 см. Ребенок бросает мяч двумя руками. («Витя, бросай!» — слово бросай дается и в устной форме, и по табличке.)
5. Учите ребенка плести коврикидля кукол из цветных полос: три полосы красные и три зеленые; три зеленые и три желтые; три синие и три красные. Сначала вырежьте из красной бумаги квадрат со стороной 6,5 см и разрежьте его на три полосы: начните резать с одного конца и режьте, не доходя до второго края 2—3 см. Затем нарежьте три отдельные полоски зеленой бумаги длиной 6,5 см, шириной 2 см. Переплетите полоски, края обрежьте и подклейте, чтобы полоски не вынимались. Коврик постелите куклам. В первый раз коврик плетите вы, затем подключайте к плетению ребенка, приучая его протягивать полоски с чередованием (вниз-вверх).
Упражнение развивает мелкие движения рук, тренирует внимание ребенка, учит его воспринимать ритмичное чередование цветов, радоваться красивому результату труда.
6. Учите ребенка вертеть пальцамималенькую юлу-вертушку без механического завода. Упражнение направлено на развитие мелких движений. Познакомьте ребенка со словом юла в устной и письменной формах.
7. Периодически выполняйте упражнения из предыдущих заданий.