Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики
В результате прохождения данной учебной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:
ОПК-4-готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития основных образовательный программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
Знать:
-закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;
Уметь:
-применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников;
-осуществлять планирование повседневной воспитательной работы;
-выявлять закономерности, условия, критерии усвоения норм поведения детьми в процессе решения разнообразных профессиональных задач;
-осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной психолого-педагогической деятельности;
Владеть:
-методами исследований в области педагогики и психологии;
ОПК-5-готов организовать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно - досуговую;
Знать:
-структурные и динамические характеристики малой группы;
Уметь:
-взаимодействовать с детьми и подростками;
-использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;
Владеть:
-современными технологиями педагогической деятельности;
ОПК-6 - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
Знать:
-особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;
-цели, задачи, содержание, формы, методы и средства развития, воспитания;
Уметь:
-анализировать, проектировать, конструировать и оценивать воспитательный процесс и его результаты;
-применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников;
Владеть:
-методами исследований в области педагогики и психологии;
- современными технологиями педагогической деятельности;
7.Результаты летней психолого-педагогической практики:
1. Гностические – умение ориентироваться в методической литературе, умение квалифицированно решать педагогические задачи, умение эффективно применять предлагаемые формы и приемы работы в практической деятельности.
2. Конструктивные – умение определять цели и задачи деятельности отрядного вожатого, умение составлять план деятельности отряда на сезон, на день с учетом контингента детей, их интересов и возможностей, возможностей вожатого, общего плана работы смены, специфики детского оздоровительного лагеря.
3. Коммуникативные – умение общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; умение управлять коллективом детей; умение проявлять чуткость, заботу, душевное отношение к детям; умение выстраивать деловые и конструктивные отношения с коллегами, с руководством лагеря.
4. Организаторские – умение создавать оптимальные условия для активного отдыха детей в условиях детского оздоровительного лагеря; умение организовать свой труд; умение организовать коллективно-творческое дело любой направленности, в зависимости от возраста детей, их интересов; умение организовать (спланировать и провести) отрядные и общелагерные мероприятия интеллектуального, развлекательного, спортивного характера.
5. Информационные – умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение чётко предъявлять педагогические требования.
8. Содержание практики:
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые в педагогической практике:
Интерактивные образовательные технологии, технологии развивающего обучения и воспитания, технология проблемного обучения.
Программа летней психолого-педагогической практики предполагает выполнение студентами следующих видов работ: организационная, методическая, диагностическая, аналитическая.
8.1.Темы и их краткое содержание
Тема 1. Знакомство с руководством лагеря, с материально-технической базой отдыха детей.
Уточнение основных вопросов организации воспитательной работы, ознакомление с тематикой воспитательной программы лагеря.
Тема 2. Планирование.
План на смену. Перспективный и календарный план. Планирование в течение дня.
Тема 3. Развитие детского коллектива в условиях ДОЛ.
Периоды формирования коллектива. Как познакомить детей с лагерем. Работа по формированию самоуправления в отряде. Особенности работы с активом отряда. Игры на знакомство. Игры на сплочение. Методика проведения спортивно-досуговых мероприятий: назначение, правила и принципы. Разновидности спортивно-досуговых мероприятий.
Тема 4. Тематические дни.
Необходимые условия и требования. Разновидности тематических дней. Предполагаемый результат успешной деятельности. Организация игр с залом. Песни и музыкальные занятия в лагере.
Тема 5. Коллективно-творческие дела.
Общелагерные и отрядные мероприятия. Методика подготовки, организации и проведения коллективно-творческих дел в отряде и лагере. Особенности организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Тема 6. Оформительская работа вожатого.
Отрядный уголок. Формы и виды оформления. Оформление дневника практики.
Тема 7. Педагогический анализ.
Анализ дня в организационный период. Анализ дня в основной и заключительный период. Анализ смены.
Тема 8. Исследование личности воспитанников.
Методы психологической диагностики. Анкетирование. Тестирование. Методы социометрии.
9.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на летней психолого-педагогической практике:
1) Должностные обязанности воспитателя (вожатого) детского летнего лагеря, общие положения: должностные обязанности воспитателя( вожатого); права воспитателя (вожатого); ответственность воспитателя (вожатого); заповеди и табу воспитателя (вожатого).
2) Что следует помнить воспитателю (вожатому) о нормах практической работы с детьми.
3) Санитарно-гигиенические нормы и требования: гигиенические процедуры; внешний вид детей; порядок в комнатах.
4) Проведение туристических походов, экскурсий, выходов в лес, за пределы лагеря: до начала туристского путешествия; при готовности к туристскому путешествию; на маршруте; после похода.
5) Правила поведения в лесу.
6) Организация купания в водоёмах: правила во время купания.
7) Правила организации спортивных мероприятий, на игровых площадках, при массовых сборах.
8) Комплекс игры на знакомство и сплочение группы.