Преимущества тестового контроля
Если посмотреть на существующую практику контроля и оценки знаний с помощью тестов, то можно выделить следующие взаимосвязанные тенденции.
- Явный приоритет письменной формы оценки знаний перед устной. Устный экзамен, например, при всех своих достоинствах обладает рядом существенных недостатков, снижающих объективность и надежность оценивания. При устном экзамене гораздо острее экзаменационный стресс у учащихся, больше возможностей для проявлений субъективизма экзаменатора, связанного с симпатиями и антипатиями, возможностью наказать студента баллом за различные проступки. Утомляемость экзаменатора резко возрастает во второй половине экзамена, что приводит к ошибкам в оценивании. Кроме того, устный экзамен не оставляет «Следов» в виде письменной работы, что рождает проблемы в спорных ситуациях. Из-за дефицита времени преподаватели нередко формулируют некорректные вопросы.
- Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке. Акцент только на экзаменационный контроль, как это сложилось в нашей практике, неизбежно рождает «штурмовщину» у значительной части учащихся, что приводит к низкому качеству знаний. Если же учащийся заранее знает, что баллы полученные им в семестре, составят 50% итоговой оценки, то это стимулирует его к систематической работе в течение года.
- Использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении. Рейтинговая система контроля обучения рождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся, сводит до минимума случайность в оценивании и т.п.
- Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы. Многобалльные шкалы обладают большими дифференцирующими, возможностями, позволяют преподавателю отображать нюансы оценки.
- Возможность проведения традиционного («бумажного»)и компьютеризованного (в локальной сети) тестирования.
- Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства, освобождающего экзаменатора от рутинной части его работы.
- Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля над работой каждого студента, его личной учебной деятельностью.
- Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.
- Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.
- Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков студентов.
- Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы преподавателя, основанные на недостаточном изучении уровня подготовки студентов или предвзятом отношении к некоторым из них.
- Учет специфических особенностей учебного предмета и отдельных его разделов за счет применения современных технологий и многообразия форм тестовых заданий.
- Учет индивидуальных особенностей специфической выборки испытуемых, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики разработки теста и тестовых заданий.
- Единство требований ко всем испытуемым вне зависимости отих прошлых учебных достижений.
- Дифференцированность шкалы тестовых баллов, позволяющая в широком диапазоне ранжировать уровень учебных достижений студентов.
- Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности.
- Высокая содержательная валидность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.
- Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых за короткое время с минимальными затратами.
- При правильной организации проведения тестирования и применении методов информационной безопасности можно исключить недобросовестное отношение/некоторых студентов к выполнению письменных контрольных испытаний (списывание использование подсказок, шпаргалок и т.п.).
- Тестовый контроль стимулирует постоянную работу всех студентов, и это в известной степени достигается проведением широкомасштабного неожиданного для испытуемых тестирования.
Итак, для того чтобы контроль уровня обученности по курсу «Педагогическая психология» организовать наиболее оптимально, следует использовать:
· задания разного уровня сложности;
· устные и письменные формы контроля;
· комплексную оценку знания теоретического материала и практических умений и навыков;
· рейтинговую форму оценки уровня обученности;
· мониторинг обученности;
· новые обучающие технологии, имеющие ярко выраженную контрольную функцию (технология «портфолио», технология проекта, модульная технология).
Таким образом, будут реализовываться на практике основные принципы контроля: принцип объективности, принцип систематичности, принцип наглядности (гласности). Кроме того, необходимыми условиями успешности проведения процедур контроля качества обученности являются следующие психологические требования:
· соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
· соблюдение принципа коллегиальности при разработке рейтинговой шкалы оценок;
· организация сотрудничества педагогов и учащихся;
· организация целеприятия (принятие учащимися целей контроля);
· создание для учащихся ситуации успеха и уверенности;
· создание для учащихся условий, в которых они могут выбрать
уровень сложности и трудности контрольного задания;
· предоставление возможности выбора учащимся формы контрольной процедуры;
· учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся;
· предоставление и гарантирование учащимся права на повышение оценки;
· использование на начальных этапах обучения самоконтроля.
Литература
1. Аванесов В. С. Контроль за знаниями студентов: метод валидных тестов. М., 1983.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М, 1980.
3. Ананьев Б.Г. Психологическая ситуация опроса на уроке: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.М. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.
4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки./В кн.: Труды Института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева. IV. Л., 1935.
5. Армутлийска Д. Количественные оценки успеваемости//Советская педагогика. 1986. Ms 10.
6. Битинас Б.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии. Вильнюс, 1971.
7. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Пед. диагностика: Сущность, функции, перспективы//Педагогика. 1993. № 2.
8. Бобков Н.Е. Контроль за усвоением учебного материала//Советская педагогика. 1984. № 9,1984, с. 53-56.1985. № 8.
9. Вройенстийн А.И. Внешняя оценка качества образования: некоторые вопросы и ответы //Высшее образование в Европе. Т. XVII. 1993. № 3.
10. Горбатов Д. С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход//Педагогика. 1995. № 4.
11. Евсигнеев А.Е. Проектирование информационных технологий//Ин-формационный бюллетень № 1. Самарский государственный технический университет, факультет повышения квалификации преподавателей. Самара, 2000.
12. Зайцева Ж.Н., Солдатин ВМ. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы. М.: ИЦПКПС, 1998.
13. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.
14. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: ЛГУ, 1991.
15. Касьяненко МД. Комплексный контроль учебной деятельности//Советская педагогика. 1986. № 10.
16. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред.М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. М.: Педагогика, 1978.
17. Кобардин О.Ф., Земляков А.Н. Тестирование знаний и умений учащихся//Советская педагогика. 1991. N* 12.
18. Майоров А.Н. и др. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб., 1992.
19. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987.
20. Рыжаков М. Стандарты образования и современная российская школа//Народное образование. 1995. № 8-9.
21. Симонов В.Л., Черненко Е.Г. Образовательный минимум: Измерения, достоверность, надежность//Педагогика. 1994. № 4.
22. Стрюков Т.А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся//Педагогика. 1995. М» 6.
23. Усанов В., Кузнецова А., Красновский Э., Проверка и оценка знаний и умений школьников//Народное образование. 1985. № 6.1985.
24. Христовский С.А. Методические основы проектирования электронного учебника. Проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий. Сб. докладов и сообщений. М.:ИЦПКПС,1998.
25. Якиманская И..С. Развивающее обучение. М., 1979.
Контрольные задания по курсу «Педагогическая психология»
В соответствии с теорией Л.С. Выготского выделим три уровня развития, достигаемого в процессе обучения: зону актуального разрытия, зону ближайшего развития и зону творческой самостоятельности.
Под зоной актуального развития понимается все то, чем учащийсявладеет на данный момент, что он может выполнять самостоятельно. Этот уровень в дидактике и методике преподавания называют уровнем обученности. Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнёйшего развития. Для этого используют тесты обученности. Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает испытание, проверку. Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения.
Под зоной ближайшего развития понимается тот уровень, на который может перейти учащийся в процессе совместной деятельности с преподавателем при условии уменьшения степени руководства и увеличения доли самостоятельности со стороны учащегося.
Зона творческой самостоятельности предполагает самостоятельную экстраполяцию усвоенных знаний и умений в творческой учебной ситуации. Выделяют три уровня познавательной самостоятельности. Наиболее сложный, но и наиболее привлекательный — творческий уровень познавательной деятельности. Он характеризуется самостоятельным исследовательским поиском новых знаний и способов деятельности. Существуют и другие подходы к выбору уровней усвоения
Уро- вень | Тип учебной деятельности по Л.С. Выготскому | Уровень усвоения учебного материала по П.Я. Гальперину | Группы умений, формируемые в обучении по Н.Ф. Талызиной | Тип решаемой задачи по С.В. Власовой |
1. | Репродуктивная деятельность, то есть запоминание и воспроизведение фактов | 1-й тип ООД — ориентировка на единичные признаки. Психологический механизм — узнавание, припоминание | Решение типовых учебных задач | Шаблонные задачи, решаемые на подсознательном уровне, по образцам |
2. | Реконструктивная деятельность (воспроизведение способов получения фактов) | 2-й тип — ориентировка на локальные признаки. Психологический механизм — анализ | Использование логических приемов на материале знаний по предмету | Задачи, представляющие собой комбинацию подзадач с явными ассоциативными связями типа ассоциации сходства |
3. | Вариативная деятельность (перенос способов получения фактов одной области в другую) | 3-й тип ориентировки. Психологический механизм — инсайт | Решение нестандартных задач, осуществление общих приемов учебной деятельности | Решение нестандартных задач, осуществление общих приемов учебной деятельности |
Итак, исходная теоретическая позиция для составления контрольных заданий разного уровня сложности состоит в том, что познавательная деятельность в обучении содержит три взаимосвязанных компонента: репродуктивный, репродуктивно-преобразовательный (конструктивный) и продуктивный (творческий).
Все три уровня заложены в данном варианте контрольных заданий. При этом предполагается, что результаты контроля, самоконтроля и продукты творческой деятельности обучаемых будут накапливаться и оцениваться в конечном итоге в русле технологии «портфолио».