Характеристика содержания основного общего образования по обществознанию
Отбор учебного материала для содержания примерной программы по обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов, особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности, получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала. В школьном курсе по обществознанию нет принципа «неодолимой силы», такого, как принцип хронологии в истории, который диктовал бы лишь одну последовательность построения курса. Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.
Последовательность, предложенная в примерной программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе обучения. При распределении тем примерной программы по обществознанию в основной школе следует иметь в виду, что каждый класс рассматривается как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и относительно завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира.
Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко
и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5 классе.
Следующая логическая ступень — формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотичес-ких чувств, общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собст-венного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры — происходит в 8—9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества.
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока
и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.
( Из ФГОС II поколения, примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ru)
Вопросы к теме:В предложенной стандартом характеристике содержания выделите возможные уровни в формировании компетенций и продумайте, как будут меняться усложняться приемы и способы работы на предметном и метапредметном уровне.
Литература:1.ФГОС II поколения, примерные программ 5-9 классы: http://standart.edu.ru
2. Формирование предметных компетенций в обучении и преподавании истории и обществознания/ Материалы V научно-практической конференции , Омск 2011
3.Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. — М : Издательский центр «Академия», 2007
Практический блок
Занятие 1. Сравнительный анализ стандартов I и II поколения
Задание:Проведите сравнительный анализ стандартов в группе: определите основные аспекты для сравнения. Выделите существенные проблемы современного обществоведческого образования, связанные с переходом на стандарты II поколения. Представьте результат в виде аналитического рисунка в символическом виде представляющего изменения обществоведческого образования и его основных субъектов.
Занятие 2. Анализ современной цели обществоведческого образования
Задание:Проанализируйте цели обществоведческого образования. Объясните изменение смысла обществоведческого образования с точки зрения необходимости формировании общероссийской идентичности. Свяжите выполнение этой цели с реализацией компетентностного подхода. Как личностный, метапредметный и личностный результат, заявленный в стандарте, могут повлиять на реализацию общей цели образования?
Занятие 3. Определение предметных компетенций
Задание:Проанализируйте перечень предметных компетенций в стандарте, попробуйте сгруппировать их в соответствии с основными компонентами обществоведческого знания (эмпирический и теоретический уровни). Какой еще элемент появляется в перечне предметных компетенций и какова его связь с предыдущими. Перечислите основные приемы учебной деятельности, работа с которыми направлена на формирование выделенных вами предметных компетенций.
Занятие 4. Моделирование программ по стандартам II поколения
Задание:Разделите в группе между собой элементы программы по основным образовательным ступеням с 5-го по 9 класс. Разработайте программу формирования предметных компетенций, с учетом поэтапного развития приемов деятельности в рамках основных предметных компетенций. Свяжите основные способы деятельности (основной компонент программы) с содержательным компонентом (второстепенный). Результаты отразите в таблице. Подготовьте выступление с презентацией результатов.
Титул: ИФО, Моделирование фрагмента программы, класс, курс истории
Уровень сформированности предметных компетенций | Приемы преподавания | Приемы учения | Дидактические единицы содержания |
Занятие 5. Блочно-тематическое планирование по стандартам II поколения.
Задание:На основании проделанной в предыдущем задании работы выберете раздел, в котором выделите несколько блоков(3-4) для последовательной проработки формирования компетенций. В каждом выделенном блоке определите предметный, метапредметный и личностный результат, так чтобы они имели горизонтальную и вертикальную взаимосвязь. Продумайте способы деятельности учителя и ученика в соответствии с планом формирования компетенций.
Титул: ИФО. Блочно-тематическое планирование. Название раздела (содержит несколько блоков). Класс.
№ | Название блока | Предметный | Метапредметный | Личностный | Формы деятельности | Оценка |
Занятие 6. Постановка целей урока в технологии, отвечающей требованиям стандарта II поколения
Задание:Определите тему урока в рамках проработанного выше раздела. Проведите СФА темы, определив основные компоненты содержания. Определите предметный, метапредметный и личностный результат урока и его общую идею. Используйте таксономию Блума для постановки предметного результата. Попробуйте осуществить интеграцию предметного метапредметного результата на уровне целей урока.
Занятие 7. Разработка групповых проектов по обоснованию проблем обществоведческого образования и поиску путей их решения
Задание:Обсудите в группе основные проблемы современного обществоведческого образования. Предложите для обсуждения и изучения определенную проблему. Разработайте план решения данной проблемы в рамках исследовательского проекта.
Занятие 8. Подготовка программы педагогической практики на основе индивидуальной проблемы в группах и индивидуально.
Задание: Предложите индивидуальную программу педагогической практики, направленную на подтверждение гипотезы вашего проекта и апробацию исследовательской модели. Определите этапы практики, основные методы исследования и предполагаемый результат. Составьте программу и тематический план занятий. Проект защитите публично.