Федеральное агентство по физической культуре и спорту
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ,
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ
ШКОЛ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
ХОККЕЙ
ПРОГРАММА
Допущено Федеральным агентством
по физической культуре и спорту
УДК 796/799
ББК 75.579
x68
Программа подготовлена авторским коллективом в составе:
В.П. Савин, докторпед. наук, профессор кафедры теории и методики хоккея РГУФК, заслуженный работник физической культуры РФ;
Г.Г. Удилов,кандидат пед. наук, доцент, заведующий кафедрой теории методики хоккея РГУФК, заслуженный тренер России;
Ю.В. Королев,доцент, руководитель научно-методического центра Федерации хоккея России;
В. С. Львов, кандидат пед. наук, доцент кафедры теории и методики хоккея РГУФК;
А.П.Давыдов,старший преподаватель кафедры теории и методики хоккея РГУФК;
В.В. Крутских, кандидат пед. наук, старший преподаватель кафедры теории и методики хоккея РГУФК;
ЕЛ. Щербаковупреподаватель кафедры теории и методики хоккея РГУФК.
Рецензенты:
В.С. Давыдов, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, вице-президент хоккейного клуба «Динамо»;
Н.Н. Урюпин, кандидат пед. наук, директор Профессиональной хоккейной лиги.
Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, Х68 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / М.: Советский спорт, 2009. - 101 с.
ISBN 978-5-9718-0356-0
В программе определяется структура многолетней подготовки детей в ДЮСШ и СДЮШОР по хоккею, основные требования, предъявляемые к ней, а также раскрывается содержание подготовки (организационные формы, средства и методы) юных хоккеистов на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки, учебно-тренировочном и по годам обучения. Авторы делают акцент на вопросах планирования, особенностях методики построения учебно-тренировочного процесса с юными хоккеистами разного возраста, педагогического и медико-биологического контроля и воспитательной работы.
Программа отвечает требованиям подготовки квалифицированного резерва хоккеистов и предназначена для тренеров ДЮСШ и СДЮШОР, атакже преподавателей спортивных вузов.
УДК 796/799
ББК 75.579
© Коллектив авторов, 2009
ISBN 978-5-9718-0356-0 © Оформление. ОАО «Издательство
"Советский спорт"», 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва (СДЮШОР) разработана на основе нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивных школ, основополагающих принципов и положений теории и методики спортивной тренировки, результатов научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ. Среди ряда методических принципов целесообразно выделить следующие:
• Принцип комплектностипредполагает тесную взаимосвязь
всех сторон учебно-тренировочного процесса (все виды подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий и комплексного контроля) в оптимальном соотношении.
• Принцип преемственностиопределяет системность изложения программного материала по этапам годичного и многолетнего циклов и его соответствия требованиям высшего спортивного мастерства, при обеспечении преемственности задач, методов и средств подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей уровня подготовленности.
• Принцип вариативностипредусматривает вариативность программного материала в зависимости от этапа многолетней подготовки, возрастных индивидуальных особенностей юных хоккеистов.
Программа является основным регламентирующим документом
обеспечивающим эффективное построение многолетней подготовки резервов и содействует успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Структурно программа состоит из двух основных частей (нормативной и методической) и следующих разделов:
• пояснительная записка;
• организационно-методические указания;
• учебный план и план-схема годичного цикла;
• контрольно-нормативные требования;
• программный материал для практических занятий;
• воспитательная работа;
• психологическая подготовка;
• теоретическая подготовка;
• восстановительные мероприятия;
• комплексный контроль;
• инструкторская и судейская практика.
Материал по физической и технико-тактической подготовке представлен в программе по годам обучения. Приводятся примеры объединения упражнений в тренировочные задания. А также тренировочные занятия и микроциклы по принципу их преимущественной направленности, на развитие физических качеств, на обучение техники и тактики, на совершенствование технико-тактического мастерства.
Целью многолетней подготовки юных хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах является подготовка хоккеиста высокой квалификации.
Основными задачами многолетней подготовки являются:
• привлечение большого количества детей и подростков к занятиям по хоккею;
• обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;
• формирование высокого уровня технико-тактического мастерства;
• воспитание волевых, морально-стойких личностей;
• подготовка резерва в сборные команды России.
Основные показатели работы спортивных школ по хоккею – стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей по выполнению программных требований по уровню подготовленности занимающихся физической, технической, тактической, игровой и теоретической подготовки), вклад в подготовку и выступление сборных команд страны; результаты выступления в соревнованиях.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Нормативная часть программы определяет основные требования по ее структуре и содержанию: по возрасту, численному составу занимающихся, объему отдельных видов подготовки (физической, технико-тактической, игровой) и нагрузок разной направленности, а также по структуре многолетней подготовки юных хоккеистов. Многолетняя подготовка юных хоккеистов включает в себя следующие этапы: спортивно-оздоровительный (предварительный); начальной подготовки, учебно-тренировочный и спортивного совершенствования (табл. 1-3).
Спортивно-оздоровительный (предварительный этап). К занятиям на этом этапе допускаются дети младшего возраста, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная
работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовку, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение основами техники хоккея.
Этап начальной подготовки. На этот этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься хоккеем и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики хоккея, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап. На этом этапе формируется группа учащихся на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, прошедших необходимую подготовку в течение 1 года
и более и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимся контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке (табл. 4).
Таблица 1
Режимы учебно-тренировочной работы
и требования по видам подготовленности
(ОФП, СФП, ТТП и игровой подготовки)
Этапы подготовки | Год обучения | Примерный возраст для зачисления | Кол-во часов в педелю | Требования ПО спортивной подготовке | |
Спортивно- оздоровительный | весь этап | 5-7 лет | Выполнение нормативов по ОФП | ||
Начальной подготовки | до 1 года | 8 лет | 6 | Выполнение нормативов по ОФП и СФП | |
свыше 1 года | 9-10 лет | Выполнение нормативов по ОФП и СФП и технике | |||
Учебно-тренировочный | Начальной специализации | до 2-х лет | 11-12 лет | Выполнение нормативов по ОФП и СФП и технике | |
Углубленной специализации | до 2-х лет | 13-14 лет | Выполнение нормативов по ОФП, технической подготовке | ||
3-й и 4-й год | 15-16 лет | 14-15 | Выполнение нормативов по ОФП и СФП и ТТЛ и игровой | ||
Спортивное совершенствование | 1-й год 2-й год | 17-18 лет | 16-18 | Выполнение первого спортивного разряда и КМС |
Таблица 2
Соотношение видов подготовки по этапам и годам (%)
Этапы многолетней подготовки | Общая физическая | Специальная физическая | Техническая | Тактическая | Игровая | Соревновательная | Всего | |
Спортивно- оздоровительный (5-7 лет) | - | |||||||
Этап начальной подготовки (8-9-10 лет) | ||||||||
Учебно-тренировочный этап | Начальная специализация (11-12 лет) | |||||||
Углубленная специализация (13-14 лет) | ||||||||
Углубленная специализация (15-16 лет) |
Таблица 3
Показатели соревновательной нагрузки
(количество встреч-игр)
Виды соревнований | Организационно- оздоровительный этап | Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап | |||||||
Начальная специализация | Углубленная специализация | |||||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | |
Учебно-тренировочные | - | - | - | |||||||
Контрольные | - | - | - | - | ||||||
Основные | - | - | - | |||||||
ВСЕГО | - | - |
Таблица 4
Приемные нормативы для зачисления в группу
учебно-тренировочного этапа
№п/п | Контрольные упражнения | Нормативные показатели |
Общая физическая подготовка (на земле) | ||
1. | Бег 30 м (с) | 5,2 |
2. | Тройной прыжок (м) | 5,20 |
3. | Отжимание (кол-во) | |
4. | Бег 20 м спиной вперед (с) | 6,5 |
5. | Челночный бег 6x9 (с) | 14,8 |
Специальная физическая подготовка (на льду) | ||
1. | Бег 30 м (с) | 5,20 |
2. | Бег спиной вперед 30 м (с) | 7,1 |
3. | Челночный бег 6x9 (с) | 16,8 |
4. | Бег по кругу (с) | 19,2 |
Техническая подготовка (на льду) | ||
1. | Бег по малой восьмерке лицом и спиной вперед (с) | 22,0 |
2. | Бег с шайбой спиной вперед 30 м (с) | 8,2 |
3. | Броски шайбы в ворота (балл) | |
4. | Обводка 5-ти стоек с последующим броском шайбы и ворота (с) | 7,6 |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методическая часть программы определяет содержание учебного материала по основным видам подготовки, его преемственность и последовательность по годам обучения и в годичном цикле, включает рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения, а также организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы.
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
Основной целью многолетней подготовки юных хоккеистов является подготовка высококвалифицированных хоккеистов, способных показывать высокие спортивные результаты на соревнованиях самого высокого уровня.
В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществляться на основе следующих факторов: специфики игры «хоккей», основных концепции теории и методике хоккея, модельных характеристик высококвалифицированных хоккеистов и
возрастных особенностей юных хоккеистов.
Специализированные занятия по хоккею начинаются с 11-12 лет. После окончания курса обучения в ДЮСШ и СДЮШОР юноши переходят в команды высших разрядов. Первых значительных успехов в хоккее хоккеисты достигают в возрасте 18—20 лет, а наивысших результатов достигают в возрасте 25—28 лет.
Многолетняя подготовка юных хоккеистов - это единый педагогический процесс, состоящий из следующих этапов:
• спортивно-оздоровительный (предварительной подготовки);
• начальной подготовки;
•учебно-тренировочный, подразделяется на 2 раздела: начальной специализации и углубленной специализации.
Каждый этап имеет определенную педагогическую направленность и на нем решаются определенные, свойственные ему задачи.
На предварительном этапе это:
• формирование у детей интереса к спорту и хоккею;
• Всестороннее гармоничное развитие физических способностей укрепление здоровья, закаливание организма;
• овладение основами техники и тактики хоккея.
На этапе начальной подготовки, решаются следующие задачи:
• выявление детей способных к занятиям похоккею;
• формирование стойкого интереса к занятиям по хоккею;
• всестороннее гармоничное развитие двигательных способностей, укрепление здоровья, закаливание организма:
• воспитание физических качеств: быстроты, гибкости и координационных качеств;
• разучивание основных приемов техники, а также индивидуальных и групповых тактических действий;
• овладение основамисоревновательной деятельности по хоккею.
На учебно-тренировочном этапе целесообразно рассмотреть задачи, решаемые на этапе начальной и углубленной специализации отдельно.