Методы работы в технологии РКЧМП
Норина Е.Э.
К.пед. наук, доцент кафедры педагогики
Планы семинарских занятий для студентов 2 курса ЕГФ
по дисциплине «Педагогические технологии. Социальная педагогика.
Управление образовательными системами»
Практическое занятие 1.
Тема: Технология конструирования и осуществления педагогического процесса.
План:
1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.
2.Планирование как результат конструктивной деятельности педагога. Планирование работы классного руководителя.
3. Планирование в деятельности учителя-предметника.
4. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.
7. Структура организаторской деятельности и ее особенности.
8. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.
Литература
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2002.
2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. – Серия педагогическое образование. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
Практическое занятие 2.
Тема: Технология постановки целей педагогического процесса.
Вопросы семинара:
1. Классификация целей.
2. Последовательность формирования педагогических целей.
3. Содержание педагогических целей.
Литература
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2002.
2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. – Серия педагогическое образование. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
Практическое занятие 3.
Тема: Проектирование взаимодействия участников педагогического процесса.
План
1. Организация взаимодействия.
2. Пути организации взаимодействия.
3. Проектирование новых форм взаимодействия участников педагогического процесса.
Литература
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2002.
2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина. – Серия педагогическое образование. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
Ход занятия:
Разработка воспитательного мероприятия. Защита в группе.
Практическое занятие 4.
Тема: Технологии воспитания
План:
1. Нужны ли технологии воспитания (постановка проблемы).
2. Характеристика технологий воспитания:
· коллективное творческое дело;
· тренинг общения;
· шоу технологии;
· групповая проблемная работа;
· диалог «педагог – воспитанник»;
· «информационное зеркало».
Литература:
1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
2. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2002.
3. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М., 2002.
4. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
5. Хрестоматия по педагогике. // Сост. Морозова В.П.- Барнаул, 1999. – 2 часть – Ч. 2.
Конспект
Составить краткий конспект по указанным в плане технологиям воспитания (см. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - С.14-82 с.).
Практическое занятие 5.
Тема: Критическое мышление и его роль в интеллектуальном и нравственном развитии личности
Вопросы для обсуждения:
Методы работы в технологии РКЧМП
- Характеристика основных приемов РКМЧП с точки зрения преподавания географии и биологии (подобрать примеры из опыта учителей предметников).
- Понятие «умение работать с информацией» - ключевое в технологии РКМЧП, обоснуйте различные точки зрения авторов технологии.
- Различные позиции относительно значимости самостоятельного мышления для образования.
- Современный опыт использования технологии критического мышления в образовательном процессе.
Литература:
1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
2. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаракина. М.: Академия, 2007. – 368 с.
3. Критическое мышление - углубленная методика: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мьшления”. IIoc.lV. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
4.“Технология, которая позволяет нам стать другими”, газета “Первое сентября” от 16 января 2001 года/ А.Фонтанова.
5. “Портрет на фоне профессии”, газета “Первое сентября” от 15 мая 2001 года/ Е. Генике.
6. Загашев И.О., Заир-бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 284с.
7. Загашев И.О., Заир-бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003.- 192с.
Практическое занятие 6.
Тема: Технология «Дебаты»
Вопросы для обсуждения:
- Основные педагогические цели технологии.
- Особенности содержания (основные этапы «классических дебатов»)
- Обязанности спикеров
- Тематическое содержание «дебатов»
Литература:
1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
2. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаракина. М.: Академия, 2007. – 368 с.
Практическое занятие 7.
Тема: Проектное обучение
Вопросы семинара
1. Метод проектов в истории и теории педагогики.
2. Цели и исходные теоретические позиции проектного обучения.
3. Признаки технологии проектов.
4. Организация проектной деятельности. (Деятельность учителя и деятельность ученика)
5. Основные требования к использованию технологии.
6. Типология проектов.
Литература:
1. Андреев Г.П., Бугаев Н.И., Михалева О.И., Романов Н.Н. К столетию метода проектов. // Школьные технологии. - 2005. - № 4. - С. 28-31.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты в экономической подготовке школьников // Школьные технологии. - 2005. - № 4. - С. 85-93.
3. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования. // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 59-64.
4. Миронычева В.Ф. Метод проектов на уроке литературы // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 100-110.
5. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? // Школьные технологии. - 2004. - № 4. - 93-97.
6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия педагогическое образование. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
7. Свадковский И.Ф. Метод проектов в системе Дальтон-плана. // Школьные технологии. - 2004. - № 4. - С. 177-184.
8. Щепакина Т.Е. Проектный метод на уроках информатики. // Школьные технологии. - 2004. - № 4. - С. 140-148.
Практическое занятие 8.
Тема: Технология кейс-стади.
Вопросы для обсуждения:
1.Основное содержание понятия «кейс-стади».
2.Принципы и условия организации метода.
3.Специфика использования метода в современных условиях.
4.Критерии эффективности применения метода.
Литература:
1. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых // Новые знания, 2001, №2.
2. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
3. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
4. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
6. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/ Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
7. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаракина. М.: Академия, 2007. – 368 с.
Практическое занятие 9.
Тема: Характеристика современных технологий обучения
Вопросы для обсуждения:
1. Коллективные способы обучения.
2. Активные методы обучения
3. Технологии модульного обучения.
4. Технологии интегративного обучения.
1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. / Под общей ред. В.С. Кукушина. – Серия педагогическое образование. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаракина. М.: Академия, 2007. – 368 с.