Темы, выносимые на самостоятельное изучение
ТЕМА | ФОРМА КОНТРОЛЯ |
Степени сравнения прилагательных (Gradus comparationis). Синтаксис падежей при степенях сравнения. | Тренировочная самостоятельная работа. Предполагает: образование положительной (gradus positivus), превосходной (gradus superlativus), сравнительной степени прилагательных (gradus comparativus); образование супплетивных степеней сравнения. |
Самостоятельные и производные наречия в латинском языке. | Контрольное тестирование. Предполагает: умение отличить формы прилагательных от наречий, образованных от прилагательных; переводить самостоятельные и производные от прилагательных наречия; знание форм сравнительной и превосходной степеней наречий. |
Местоимения в латинском языке. Разряды латинских местоимений. | Тренировочная самостоятельная работа. Предполагает: различение разрядов местоимений, их склонение и перевод на русский язык. Сопоставление местоимений в латинском языке и в новых западноевропейских языках. |
Числительные в латинском языке. | Реконструктивная самостоятельная работа. Предполагает: самостоятельную работу с латинско-русским словарём; определение латинских дериватов в русском языке. |
Основные формы латинского глагола. | Контрольная работа. Предполагает: вычленение основных форм глагола (основа инфекта, перфекта, основа супина, основа инфекта), умение образовывать основу перфекта. |
Отложительные и полуотложительные глаголы в латинском языке. | Самостоятельная работа. Предполагает: анализ глагольных форм, отличие полуотложительных от отложительных глаголов, образование временных глагольных форм и их перевод. |
Глаголы, сложные с ESSE. Неправильные глаголы в латинском языке. | Самостоятельная работа. Предполагает: работу со словарем, перевод латинского текста. |
Синтаксис страдательной конструкции. ablativus instrumenti и ablativus auctoris. | Творческая самостоятельная работа. Предполагает: преобразование действительной конструкции в страдательную; перевод с русского на латинский язык передложений, содержащих конструкции ablativus instrumenti и ablativus auctoris. |
Употребление латинских падежей. | Перевод текста, содержащего важнейшие случаи употребления падежей в латинском языке. |
Темы, вызывающие наибольшее затруднение
Perfectum indicativi activi.
Причастия.
Ablativus absolutus.
Perfectum indicativi passivi.
Плюсквамперфект и будущее II.
Accusativus cum infinitivo.
Основные формы латинского глагола
ПЕРФЕКТ
В латинских словарях глаголы, как правило, представлены в четырёх формах:
1. 1 лицо единственного числа Praesens indicativi activi.
2. 1 лицо единственного числа Perfectum indicativi activi.
3. Супин.
4. Infinitivus praesentis activi.
Например:
praesens | perfectum | supinum | infinitivus |
orno | ornavi | ornatum | ornare |
украшаю | я украсил | чтобы украсить | украшать |
video | vidi | visum | videre |
вижу | я увидел | чтобы видеть | видеть |
scribo | scripsi | scriptum | scribere |
пишу | я написал | чтобы писать | писать |
Перфект – одно из прошедших времён латинского глагола, в большинстве случаев соответствует прошедшему времени совершенного вида в русском языке (подробнее о значениях перфекта в следующем разделе).
Примечание.Так как в русском языкев прошедшем времени лица не различаются, при переводе перфекта необходимо добавлять личное местоимение: так, scripsi следует переводить как “я написал” ( или “я написала”), а не просто “написал(а)”.
Супин – это неизменяемая глагольная форма, имеющая значение цели; на русский язык переводится чтобы + инфинитив соответствующего глагола: ornatum - “чтобы украсить”.
Четыре словарные формы глагола называются основными, так как от их основ образуются все остальные глагольные формы. Основу перфекта можно получить, отбросив от второй словарной формы окончание –i:
ornavi – основа ornav-;
scripsi –основа scrips-.
Основу супина можно получить, отбросив –um от третьей основной формы:
ornatum – основа ornat-;
scriptum – основа script-.
Супин оканчивается на -tum или -sum.
Наиболее распространённые способы образования перфекта.
Так, для глаголов I и IV спряжений характерен суффикс -v- (ornavi, amavi, audivi). Если формы стандартны, они не перечисляются в словаре, а указывается только первая форма (т.е. Praesens) и номер спряжения: amo,1 (или amo, āre) , что расшифровывается как amo, amāvi, amātum, amāre.
Глаголы II спряжения часто образуют перфект при помощи суффикса -u-:
doceo,docui, doctum, docere;
habeo, habui, habĭtum, habēre.
Для глаголов III спряжения в перфекте характерен суффикс -s:
scribo, scripsi, scriptum,3;
dico, dixi(=dic-si), dictum,3.
Примечание. Прибавление суффикса часто сопровождается фонетическими изменениями:
tego, texi, tectum, 3 – покрывать;
traho, traxi, tractum, 3 - тащить;
divĭdo, divīsi, divīsum, 3 - делить;
mitto, misi, missum, 3 – посылать.
Примечание. Приведённые выше суффиксы перфекта не закреплены за определённым спряжением и могут встречаться и в глаголах других спряжений.
Существуют и другие способы образования перфекта, менее распространённые:
1. Редупликация - удвоение части корня:
mordeo, momordi, morsum, 2 - кусать;
curro, cucurri, cursum, 3 - бежать;
credo, credidi, credĭtum, 3 – верить.
Редупликация может сопровождаться изменением качества гласного:
cado, cecĭdi, casum, 3 - падать;
do, dedi, datum, dare – давать.
2. Удлинение корневого гласного:
lĕgo, lēgi, lectum, 3 - читать;
vĕnio, vēni, ventum, 4 – приходить.
3. Изменение корневого гласного:
ago, ēgi, actum, agĕre - делать; гнать;
facio, fēci, factum, facĕre - делать;
capio, cēpi, captum, capĕre – брать.
4. Утрата инфикса -n-:
vinco, vici, victum, 3 - побеждать;
rumpo, rupi, ruptum, 3 – ломать.
5. Супплетивизм, т.е. образование от разных корней:
fero, tuli, latum, ferre - нести;
sum, fui, - , esse – быть.
(Прочерк обозначает, что данная форма отсутствует).
Основа перфекта также может совпадать с основой настоящего времени (называемой также основой инфекта):
defendo, defendi, defensum, 3 - защищать;
bibo, bibi, - , 3 – пить.
Примечание. В словарях формы глагола часто даются в сокращённом виде:
defendo, fendi, fensum,3 или defendo, ndi, nsum,3.
Perfectum indicatīvi actīvi
Перфект – одно из трёх прошедших времён в латинском языке. Латинские имперфект и перфект в целом соответствуют совершенному и несовершенному виду глагола в русском языке. Основное значение перфекта – законченное действие в прошлом: scripsi – “я написал”, laudavit – “он похвалил” (в отличие от имперфекта scribebam –“я писал”, laudabat – “он хвалил”). Историческое значение индоевропейского перфекта: состояние в момент речи, являющееся результатом прошлого действия. Латинский перфект может обозначать повторяющееся действие в предложениях сентенциального характера – так называемый пословичный перфект: Nil sine magno vita labore dedit mortalĭbus (Horatius) – жизнь ничего не даёт (букв. “дала”) смертным без большого труда.
Perfectum indicativi activi | |
Singularis | Pluralis |
-i | -ĭmus |
-isti | -istis |
-it | -ērunt |
Окончания присоединяются к основе перфекта (вторая словарная форма глагола).
Образцы спряжения Perfectum indicativi activi
orno, ornavi, ornatum, 1 - украшать
оrnavi – я украсил(а) | оrnavĭmus – мы украсили |
оrnavisti – ты украсил(а) | оrnavistis – вы украсили |
оrnavit – он(а) украсил(а) | оrnavērunt – они украсили |
doceo, docui, doctum, 2 - обучать
Docui | docuĭmus |
Docuisti | docuistis |
Docuit | docuērunt |
scribo, scripsi, scriptum, 3 - писать
scripsi | Scripsĭmus |
scripsisti | Scripsistis |
scripsit | Scripsērunt |
do, dedi, datum, 1 - давать
dedi | dedĭmus |
dedisti | dedistis |
dedit | dedērunt |
Perfectum indicativisum,fui,-, esse - быть