Глава 3. школа и психолог: один в поле не воин
Мы подходим к обсуждению наиболее важных моментов, касающихся взаимодействия психолога и всей школьной системы.
Мы неоднократно подчеркивали: деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а потому что представляет собой целостную самостоятельную систему со своими целями и задачами. Мы хотели тем самым поставить психолога в позицию профессионала, избавив его от роли «девочки на побегушках». Однако цели и задачи психологической деятельности не только не противоречат педагогическим целям, но и, наоборот, сущностно с ними связаны. Психологическая работа — часть общего педагогического, образовательного процесса в школе. Она становится действительно значимой и эффективной, если опосредуется соответствующей педагогической практикой. Мы думаем, что идеология сопровождения как никакая другая позволяет объединить усилия педагога и психолога, поскольку сопровождение — это не только и не столько метод работы школьного психолога. Это — цель и способ организации всего педагогического процесса в школе.
Конечно, это тема другой большой работы — как технологически ввести идею сопровождения в педагогический процесс. Однако мы надеемся, что эта книга дала читателю представление о перспективности, внутренней мощи, гибкости принципа психолого-педагогического сопровождения, его большого технологического потенциала. Одно мы хотели бы подчеркнуть уже сейчас: серьезная психологическая работа неизбежно окажет огромное влияние на всю образовательную систему данной школы, вызовет к жизни мощные силы изменения, поступательного движения вперед, к новой системе, которая смогла бы органично и естественно включить в себя психологическую
• • • М. Битянова • • •
деятельность. В связи с этом замечанием мы хотим обратиться к школьным директорам и педагогам с маленьким импровизированным «открытым письмом».
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕКТИВУ ШКОЛЫ, РЕШИВШЕМУСЯ «ЗАВЕСТИ» У СЕБЯ ПСИХОЛОГА
Многоуважаемые коллеги!
Прежде всего, разрешите высказать вам искреннее уважение в связи с принятым вами решением пригласить на работу в школу психолога. Оно современно и своевременно. Однако мы просим вас перед принятием окончательного решения еще немного подумать вот над каким непраздным вопросом: «А зачем школе, каждому из вас нужен школьный психолог'?» Дело в том, что далеко не все ваша ожидания и надежды сбудутся после его появления.
Если вы надеетесь, что психолог снимет с вас наиболее тяжелый педагогический груз — неуспевающих, «ленивых», неуправляемых, недисциплинированных, короче говоря, «трудных» школьников, что он отдельно от вас поработает с ними и они вернуться к вам иными, готовыми к привычному вам стилю педагогического влияния, вашим ожиданиям не дано сбыться.
Если вы надеетесь на его профессиональную помощь, грамотный совет в вопросах, касающихся обучения и взаимодействия со школьниками, ваши представления оправданы. Но советы и рекомендации психолога будут касаться не только и даже не столько новейших психологических приемов и технологий управления ребенком, целенаправленного воздействия на его психическую активность и личность. Они прежде всего будут ориентированы на вас, анализ вашей профессиональной деятельности, выбранного вами стиля общения, установок и стереотипов, сложившихся в отношении конкретного ребенка и т. д. Психологическая помощь учителю — это помощь в профессиональном и личностном самосовершенствовании, развитии, это совместный труд педагога и психолога, позволяющий в конечном счете и решить конкретную проблему, и усовершенствовать всю профессиональную педагогическую деятельность.
Если вы заинтересованы в психологе как специалисте, способном существенно дополнить и развить существующую
------ • • • Психолог в школе: проблемы взаимодействия • • •--
школьную образовательную и воспитательную систему, серьезно подойдите к подбору нужной кандидатуры, сформулируйте психологу свои требования и ожидания и будьте готовы к серьезной, глубокой и длительной инновационной деятельности.
Подчеркнем особо: процесс слияния школьной психологической работы с существующей учебно-воспитательной системой, превращения их в единую систему психолого-педагогического сопровождения школьников — длительный. Психолог в школе — это надолго. Конечно, первые результаты его работы, если она изначально правильно спланирована и последовательно реализована, могут проявиться уже в первый год работы. Однако для того, чтобы психологическая практика стала неотъемлемой частью школьной Среды, требуются годы. И в этом вопросе вам нельзя спешить самим и нельзя торопить психолога. Достаточно длительным является период первичной адаптации в школе, за время которого педагоги и школьники должны привыкнуть к его присутствию, наладить простейшие человеческие межличностные контакты. Главное — должна сформироваться атмосфера взаимного доверия (так сказать, базового принятия) психолога всеми участниками внутришкольного взаимодействия. Затем последует еще более длительный период профессиональной адаптации, в процессе которой должен быть создан общий психолого-педагогический язык, найдены удобные и эффективные формы взаимодействия психолога и педагогов, психолога и администрации и т. д. На наш взгляд, психологическая работа в школе станет действительно эффективной лишь спустя годы целенаправленной совместной сопровождающей работы, осуществляемой всем педагогическим коллективом, когда формы и методы сопровождения традиционно закрепятся в организационной культуре данной школы, а сама сопровождающая идеология, стоящий за ней взгляд на ребенка и его школьную жизнедеятельность будут частью профессионального «Я» учителя.
Уважаемые педагоги! Психолог в школе — это возможный путь к развитию, обновлению учебно-воспитательного процесса, это новый тип школы и педагогической деятельности, для которых психология не является частью внешнего престижа школы, способом избавления от «педагогического брака» или профессиональным «костылем», а представляет
М. Битянова • • •
• • • Психолог в школе: проблемы взаимодействия
собой неотъемлемую и важную часть повседневной работы каждого педагога. Если вы именно таким образом зададите ему и себе цели вашей совместной профессиональной деятельности и приложите усилия для их осуществления, психологическая деятельность принесет школе огромную пользу.
Итак, психолог в школе — это серьезно, ответственно и надолго. Мало убедить в этом педагогический коллектив и замо-тивировать его на серьезную работу. Психологу необходимо обладать значительным серьезным профессиональным и личностным ресурсом для того, чтобы реализовать психологическую работу в ее целостной и последовательной форме. Каждый ли психолог, приходящий сегодня на работу в школу, готов к этому? Мы хотим немного остановиться на этом вопросе на последних страницах нашей книги.