Развивающие игры из бросового материала
Дидактическая игра «Собери бусы» (по различной тематике – «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Посуда» и т.д.)
Цель: автоматизация звуков в словах, развитие мелкой моторики рук.
Описание игры: педагог предлагает ребенку собрать бусы из ячеек киндер-сюрпизов, на которых наклеены картинки по теме, проговаривая название слова из картинки вслух, выделяя определенный звук и подобрав обобщающее понятие.
Дидактическая игра «Солнышко»
Цель: автоматизация, дифференциация звуков в словах, развитие мелкой моторики рук.
Описание игры: педагог предлагает ребёнку на шнурок (лучик солнышка) нанизывать бусинки, нарезанные из колпачков фломастеров, при этом каждое нанизывание сопровождать проговариванием слова с определённым звуком, проблемным для ребенка. Звук определяет педагог, а ребенок называет слово с данным звуком.
Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»
Задачи: Учить описывать животных по характерным признакам, определять среду обитания каждого животного, соотносить с определенной картинкой
Ход.На обозрение выставляются картинки- крышки с изображением животных домашних и диких, изображения леса и дома, ребенок описывает животного и расселяет в определенную среду, (лиса живет в лесу, кошка дома и т.д.).
2 вариант: «Отгадай загадку– угадай животное»
Задачи: Приучать детей внимательно слушать речь, развивать память, воображение, учить отгадывать загадки.
3 вариант: «Назови детёнышей »
Задачи: формировать у детей умение различать диких, домашних
животных, называть животное и его детёныша, ориентируясь на его основные признаки, описание, развивать внимание, наблюдательность.
4 вариант: «Кто чем питается?»
Задачи: Закрепить знания детей о животном, среде обитания, и чем оно питается.
Дидактическая игра «Звуковой телефон»
Цель: автоматизация, дифференциация звука, развитие мелкой моторики рук
Описание игры: педагог предлагает ребёнку заполнить пустые цифровые ячейки телефона картинками со словами на определенный звук в названии (первый вариант) или со звуком, находящимся в начале, середине или конце слова (второй вариант), наклеенными на крышки, назвать слово и определить место звука в слове.
1 вариант: игра «Что за предмет?»
Задача: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из «чудесного» мешочка крышечку с картинкой и называет её (это мяч). Вначале игрушку описывает ребенок: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» (если ребенок затрудняется взрослый помогает наводящими вопросами).
2 вариант: «Скажи одним словом»
Задача: Учить подбирать обобщающее слово.
Ход: Ребенок расставляет картинки в ряд, и подбирает обобщающее слово например: мяч, юла, кубик, мишка- это игрушки и т.д.
3 вариант: «Третий лишний»
Задача:Учить находить ошибку, подбирать обобщающее слово.
Ход:Ребенок должен выбрать крышку- картинку которая лишняя, например: слон, лошадь, кошка, собака.
4 вариант: «Найди звук в слове».
Задача: Учить определять место звука в слове (в начале, середине, в конце).
Взрослый показывает картинку, ребенок определяет где находится заданный звук, например звук [р] в слове- рак.
Игра: «Обувь»
Задачи: Закрепить знания детей о том, что такое обувь, для чего она предназначена, учить сравнивать, обобщать, называть предмет.
Ход: Подробно опишите любой предмет, нарисованный на картинках, не называя его. Предложите ребенку догадаться, о чем идет речь, и подобрать соответствующую крышку- картинку. Обсудите с ребенком, какую обувь, когда надевают; разделить обувь на группы: мужскую, женскую, детскую; назвать части обуви.
Если изготовить по этому принципу несколько наборов, например: «Одежда», «Головные уборы», «Посуда» и т.д., то можно играть в разные логические игры:
- «Четвертый лишний»
- «Для чего нужны вещи, обувь ?»
- «Что из чего?»
- «Один- много»
- «Разложи по группам» и т.д.