Раздел2. Психология обучения

Понятия «научение», «учение», «обу­чение». Понятие обучения в различных психологических концепциях (бихевиоризм, деятельностный и гуманистический подходы). Понятия «образование», «обучение», «развитие». Зоны актуального, ближайшего развития и саморазвития личности. Реализация развивающего обучения в современных обучающих технологиях. Обучаемость и обученность. Структура учебной деятельности: содержание, операциональные и мотивационные компоненты.

Теория плано­мерного (поэтапного) формирования умственных действий и по­нятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Рефлексивное формиро­вание умственных действий (А.И. Раев). Понятия учебной задачи и учебных действий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Психологи­ческие основы организации совместной учебной деятельности.

Раздел 3. Учебная деятельность и психическое развитие ребенка.

Общая характеристика учения как самостоятельной. Соотношение понятий учебной деятельности и учения. Виды научения, их развитие в онтогенезе. Психологические факторы успешности научения. Формирование учебной мотивации. Особенности учебных задач. Психологические требования к учебным задачам. Учебные действия и их виды. Психологические характеристики усвоения.

Раздел 4. Психологии воспитания.

Общая характеристика психологии воспитания. Психолого-педагогические и социально-психологические аспекты воспитания. Психологические механизмы становления устойчивых психологических образований (свойств, качеств личности). Общие и специфические цели воспитания. Средства и методы воспитания. Институты воспитания.

Раздел5. Психология педагогической деятельности и личности учителя

Психология педагогического воздействия. Проблема управления познавательной активностью детей. Приемы и техника управления учащимися на уроке.

Управление вниманием. Возможности памяти и ее тренировка.

Проблемы активизации и управления мыслительной деятельностью учащихся. Готовность к мышлению. Критерии понимания.

Воля и особенности ее развития в учебной деятельности.

Общая характеристика педагогической деятельности. Мотивы выбора педагогической профессии.

Психо­логическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога, ее содержательные и структурные характеристики.

Мотивы и цели педагогической деятельно­сти. Особенности педагогического мышления. Психологическая культура в процессах педагогического взаимо­действия. Индивидуализация педагогической деятельности.

Психологические особенности педагогического коллектива. Взаимодействие учителей в педагогическом процессе школы. Морально-психологический климат педагогического коллектива и его роль в создании атмосферы творчества и ответственности.

Раздел 6. Педагогическое общение и его возможные трудности.

Общая характеристика общения. Общение как форма взаимодействия. Функции и характеристики общения. Педагогическое общение и его направленность. Специфика и единицы педагогического общения. Уровневая структура общения. Значение педагогического общения в развитии личности учащегося.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Виды самостоятельной работы

Таблица 2

Виды СРС Формируемые компетенции Форма контроля
         
Изучение литературы по теме ОК-1 ОПК-4   Составление доклада, реферата  
Конспектирование ОК-3 ОПК-4,5   Подготовка к ответам на контрольные вопросы  
Работа с интернет-ресурсами ОК-1,3 ОПК-4,5,6   Подготовка к ответам на контрольные вопросы  
Разработка практических рекомендаций воспитателям, родителям. ОК-1,3   ОК-4,5,6     Представление и защита рекомендаций на практических занятиях  
             

Наши рекомендации