Раздел2. Психология обучения
Понятия «научение», «учение», «обучение». Понятие обучения в различных психологических концепциях (бихевиоризм, деятельностный и гуманистический подходы). Понятия «образование», «обучение», «развитие». Зоны актуального, ближайшего развития и саморазвития личности. Реализация развивающего обучения в современных обучающих технологиях. Обучаемость и обученность. Структура учебной деятельности: содержание, операциональные и мотивационные компоненты.
Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Рефлексивное формирование умственных действий (А.И. Раев). Понятия учебной задачи и учебных действий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Психологические основы организации совместной учебной деятельности.
Раздел 3. Учебная деятельность и психическое развитие ребенка.
Общая характеристика учения как самостоятельной. Соотношение понятий учебной деятельности и учения. Виды научения, их развитие в онтогенезе. Психологические факторы успешности научения. Формирование учебной мотивации. Особенности учебных задач. Психологические требования к учебным задачам. Учебные действия и их виды. Психологические характеристики усвоения.
Раздел 4. Психологии воспитания.
Общая характеристика психологии воспитания. Психолого-педагогические и социально-психологические аспекты воспитания. Психологические механизмы становления устойчивых психологических образований (свойств, качеств личности). Общие и специфические цели воспитания. Средства и методы воспитания. Институты воспитания.
Раздел5. Психология педагогической деятельности и личности учителя
Психология педагогического воздействия. Проблема управления познавательной активностью детей. Приемы и техника управления учащимися на уроке.
Управление вниманием. Возможности памяти и ее тренировка.
Проблемы активизации и управления мыслительной деятельностью учащихся. Готовность к мышлению. Критерии понимания.
Воля и особенности ее развития в учебной деятельности.
Общая характеристика педагогической деятельности. Мотивы выбора педагогической профессии.
Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога, ее содержательные и структурные характеристики.
Мотивы и цели педагогической деятельности. Особенности педагогического мышления. Психологическая культура в процессах педагогического взаимодействия. Индивидуализация педагогической деятельности.
Психологические особенности педагогического коллектива. Взаимодействие учителей в педагогическом процессе школы. Морально-психологический климат педагогического коллектива и его роль в создании атмосферы творчества и ответственности.
Раздел 6. Педагогическое общение и его возможные трудности.
Общая характеристика общения. Общение как форма взаимодействия. Функции и характеристики общения. Педагогическое общение и его направленность. Специфика и единицы педагогического общения. Уровневая структура общения. Значение педагогического общения в развитии личности учащегося.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Виды самостоятельной работы
Таблица 2
Виды СРС | Формируемые компетенции | Форма контроля | ||||
Изучение литературы по теме | ОК-1 | ОПК-4 | Составление доклада, реферата | |||
Конспектирование | ОК-3 | ОПК-4,5 | Подготовка к ответам на контрольные вопросы | |||
Работа с интернет-ресурсами | ОК-1,3 | ОПК-4,5,6 | Подготовка к ответам на контрольные вопросы | |||
Разработка практических рекомендаций воспитателям, родителям. | ОК-1,3 | ОК-4,5,6 | Представление и защита рекомендаций на практических занятиях | |||