Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения
КСР № 15
Цель: закрепить представления студентов об организации общения как вида деятельности, его средствах и формах. Сформировать представления о педагогическом общении, критериях его эффективности, видах и стилях.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Влияние общения на развитие личности ребенка.
2. Средства общения
3. Трудности общения дошкольников.
4. Роль взрослого в организации общения между детьми в различных видах деятельности.
5. Педагогическое общение, критерии его эффективности.
Задания для самостоятельного выполнения
1. Выпишите основные понятия темы и дайте им определения.
2. Используя знания, полученные в курсе возрастной психологии, составьте тезисы ответа на вопрос: «Роль общения в развитии и социализации ребенка дошкольного возраста»
3. Составьте схему, отражающую смысловые связи между понятиями темы: формы общения, мотивы общения, средства общения.
4. Перечислите основные функции, виды и стили педагогического общения.
5. Выпишите из учебника (Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999. С-184-185) перечень основных знаний и умений, направленных на повышение эффективности педагогического общения.
6. Составьте рецензию на статью Амонашвили Ш.А. Что такое педагогическое общение? // Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999. С193-194.
Задания по свободному выбору
1. Самостоятельно разработать правила общения педагога с ребенком:
– в процессе общения с ребенком воспитатель должен…
– в общении воспитателя с ребенком недопустимо….
(выполняется индивидуально или подгруппой (не более 5 человек). Если выполняется подгруппой, то необходимо оформить как наглядность).
Список литературы
1. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое общение в работе учителей новаторов // Учителю о педагогической технике. /под ред. Л.И. Рувинского. М.,1987. С.14-62.
2. Панько Е.А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования. Мн. 2005, Гл.3. Общение и развитие личности дошкольника. С.37-80.
3. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н Шиянов. М.,1997.
4. Амонашвили Ш.А. Что такое педагогическое общение? // Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999. С193-194.
5. Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999.
6. Галигузова Л.И., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.,1996.
Дошкольная дидактика
КСР № 16
Цель –закрепить знания о формах обучения дошкольников, формировать конструктивные умения составления конспекта занятия в детском саду.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Понятие организационных формах обучения дошкольников.
2. Типы и виды занятий в детском саду.
3. Экскурсия как форма организации обучения
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите основные понятия.
2. Составьте схему: Типы и виды занятий в детском саду»
3. Заполните таблицу «Специфика форм обучения дошкольников»
Форма организации обучения | Специфика | |||
Дидактическая цель | Степень самостоятельности | Соотношение индивидуальной и коллективной работы | Особенности педагогического руководства | |
Индивидуальная | ||||
Групповая | ||||
Фронтальная |
4. Составьте подробный конспект проведения занятия для детей среднего (старшего) дошкольного возраста, используя следующую схему:
· Цель и задачи занятия (программное содержание)
· Оборудование
· Ход занятия
- организация начала занятия
- основная часть занятия
- окончание занятия.
5. Подготовьте тезисы ответа на вопрос «Экскурсия как форма обучения».
Список литературы
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика . – М., 1998. – С.133-140.
2. Васильева А.В. Совершенствование обучения в детском саду. – МН., 1980.
- Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой . –М., 1988. – Ч.2.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.,2007. – С.205-225.
- Пасюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – М.2009. – С.116-121.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1987.
Форма контроля – Конспект, контрольная работа
Воспитание гуманности
КСР 17
Цель –систематизировать знания и представления о методике воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста, формировать умения решать педагогические ситуации.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Основные понятия темы
2. Роль различных видов деятельности в формировании гуманности
3. Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп детского сада.
4. Программа «Дружные ребята» о воспитании гуманности у детей дошкольного возраста, ее структура и содержание.