Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
Характеристика нарушений письма и чтения
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения и письма называют дислексией и дисграфией. У детей с нарушением письма отмечается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи.
К специфическим ошибкам в письменных работах следует отнести:
Искаженное написание букв:
-неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов;
-зеркальное написание букв;
-недописывание или добавление лишних элементов.
Замены рукописных букв:
-графически сходных (и-ш, п-т, ц-щ, о-а, в-д, т-ш, д-з, у-д, д-б, с-э, и-у);
-обозначающих фонетически сходные звуки (ч-ть, ч-щ, ц- т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к, о-у, ё-ю, ё-я, и-е).
Искажения звуко-слоговой структуры слова:
-пропуски, перестановки и добавления букв и слогов.
Искажения структуры предложения:
-нарушение слитности написания отдельных слов в предложении или неправомерно слитное их написание;
-необозначение или произвольное обозначение границ предложений.
Аграмматизмы на письме:
-слов и словосочетаний (неправильное словоизменение и словообразование);
-предложения (пропуск или неоправданный повтор членов предложения, нарушение порядка слов);
-связного текста (искажение смысла текста, нарушение его структуры).
Специфическими ошибками при чтении считаются, если ребенок:
-заменяет и смешивает графически сходные буквы;
-заменяет и смешивает фонетически сходные звуки;
-искажает звуко-слоговую структуру слов;
-не сливает буквы в слоги;
-допускает аграмматизмы при чтении;
-не понимает или плохо понимает прочитанное на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения.
Рассматриваемый аспектВарианты ответовДанные о ходе речевого развития
· Речевое развитие по возрасту;
· без особенностей;
· доречевое развитие с задержкой;
· раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;
· в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
· поздно начал говорить;
· до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
· ранее психомоторное развитие с задержкой;
· фразовая речь – с 3 лет.
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата
· Анатомическое строение без аномалий;
· не удерживает позу закрытого рта;
· может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
· движение языка замедленные, с затруднениями;
· основные движения языком, губами выполняет;
· губы толстые, малоподвижные;
· наблюдается замена движений и синкенезии;
· язык вялый, массивный, объем движений неполный;
· переключаемость движений нарушена;
· тонус нормальный, активность движений достаточная;
· кончик языка малоактивный;
· при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
· прикус – прогения;
· отмечается повышенная соливация;
· твердое небо – высокое, имеет готическую форму;
· точность выполнения движений сохранна;
· зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда;
· мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы.
Состояние мелкой моторики
· Движение рук неточное;
· пробы Хеда выполняет выборочно;
· с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д)
· навыками самообслуживания не владеет;
· недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
· произвольная моторика не сформирована;
· ведущая рука - правая;
· предпочитает работать левой рукой;
· все движения выполняет правильно;
· мышечный тонус повышен;
· неправильно держит карандаш;
· моторная неловкость при работе с пластилином;
· испытывает трудности при овладении графическими навыками;
· наблюдается замедленный темп письма;
Состояние общей моторики
· Двигательно неловок, медлителен;
· ограничен объем активных движений;
· отстает в темпе, ритме, переключаемости движений;
· испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.;
· мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках;
· отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
· замен движений и синкенезий не наблюдается;
Понимание речи
· Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта;
· понимание речи затруднено;
· выполняет задания по словесной инструкции;
· нуждается в неоднократном повторении задания;
· с опозданием реагирует на обращение учителя;
· речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
· понимание речи связано с незнанием русского языка.
Звукопроизношение
· Имеются недостатки произношения;
· нарушено произношение звуков …;
· дефектно произносит оппозиционные звуки;
· недостатки произношения звонких согласных (оглушение);
· изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи;
· отсутствие, замена, искажение, смешение звуков;
· полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
Фонематические процессы
· Фонематический слух недостаточно сформирован;
· фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков;
· фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки;
· затрудняется придумать слово на заданный звук;
· слабо дифференцирует оппозиционные фонемы;
· неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
· фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
· при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности;
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом
· Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
· допускает ошибки при определении количества звуков в слове;
· имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков;
· определение места звука в слове сформировано;
· место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно;
· имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале;