Сущность поддерживающего и инновационного образования
Поддерживающее образование | Инновационное образование |
Процесс и результат учебной деятельности, направленный на поддержание и воспроизводство существующей культуры, социальной системы, социального опыта, его сохранение и наследование. Носит репродуктивный характер, обеспечивает преемственность социокультурного опыта, а не его развитие и трансформацию. | Процесс и результат учебной деятельности, направленный на обучение личности прогнозировать принципиально новую ситуацию в условиях, допускающих неопределенность. Носит исследовательский характер. Предполагает междисциплинарные связи, системность знаний, характеризуется проблемноориентированностью и практикоориентированностью. |
Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» (2007) определяет, что система высшего образования должна развивать возможности активного участия каждого специалиста в развитии общества. Инновационная составляющая высшего образования нацелена на внедрение инновационных методов и технологий преподавания, адаптивных к условиям страны. Качество высшего образования должно отвечать потребностям и ожиданиям белорусского общества с учетом его развития и интересам и потребностям студентов, обеспечивать их развитие как специалиста и как личности. Студент с первого курса должен видеть себя в реальном секторе экономики.
Образование можно рассматриваться как педагогический процесс, то есть способ организации отношений «педагог – обучающийся», который заключается в целенаправленном отборе и использовании наиболее важных факторов развития его участников. Педагогический процесс – это решение взаимосвязанных вопросов: для чего учить? чему учить? как учить?
Структура педагогического процесса: цель(отражает конечный результат педагогического взаимодействия)→принципы(определяют основные направления достижения цели)→содержание(часть опыта поколений, которая передается обучаемым для достижения поставленной цели в соответствии с выбранными направлениями)→методы(действия, при помощи которых передается и принимается содержание)→средства(материализованные предметные способы работы с содержанием в единстве с методами)→формы (придают педагогическому процессу логическую завершенность и законченность).
Теории содержания образования: теория формального образования, теория материального образования и теория развития личности (табл. 15.2.):
Таблица 15.2
Теории содержания образования
Теория формального образования | Теория материального образования | Теория развития личности | |
Период развития | ХVIII – ХIХ в.в. | ХIХ – ХХ в.в. | Конец ХХ в.- н.в. |
Цель | развитие ума, способностей, познавательных интересов | передача и усвоение большого объема знаний с целью их использования в жизни и практической деятельности | целостное развитие личности с целью самоопределения и самореализации в обществе |
Тип образования | гимназическое | политехническое | вариативное |
Приоритет | математика, древние языки, гуманитарные дисциплины | прикладные и естественно-научные дисциплины | баланс гуманитарных и естественно-математических дисциплин с последующей профилизацией |
Деятельностный подход в образовании основывается на активности и мотивации воспитанника в данном процессе.
15.2 Примерный перечень вопросов, рассматриваемых на семинарских (практических) занятиях
1. Образование как общечеловеческая ценность.
2. Образование как важнейшее средство решения глобальных проблем человечества.
3. Образование как педагогический процесс.
4. Традиционное и инновационное образование.
Вопросы для обсуждения, задания, тест
1. Какое влияние оказала педагогическая деятельность учебного заведения, в котором Вы учились до поступления в вуз?
2. Чем определяются требования к современному образованию?
3. Обоснуйте связь образования с развитием общества.
4. Объясните взаимосвязь компонентов схемы:социальная система → педагогическая парадигма → педагогический процесс → социальная система.
5. Сформулируйте и обоснуйте наиболее важные задачи образования в ХХI веке.
6. Определите содержание образовательной программы по учебной дисциплине «Основы психологии и педагогики». Чем бы Вы дополнили программу, что Вы считаете избыточным?
Тест
Укажите, какие черты относятся к поддерживающему обучению (1), а какие - к инновационному (2):
Черты моделей | ||
Готовит специалистов, способными к управлению инновационным процессом с целью повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций | ||
Поддерживает существующие традиции | ||
Формирует ориентацию студентов на решение проблемных ситуаций, возникающих как перед отдельным человеком, так и перед обществом | ||
Акцентация на формирование социально активной и профессионально востребованной личности | ||
Носит репродуктивный характер и обеспечивает преемственность социокультурного опыта, а не развитие и трансформацию | ||
Стимулирует стремление внести изменения в существующую культуру, социальную сферу, экономику с целью улучшения качества жизни |
Темы докладов и рефератов
1. Роль белорусских педагогов-просветителей в становлении педагогики Беларуси.
2. Информатизация высшего образования в Республике Беларусь.
3. Сущность и основные направления гуманизацию высшего образования в нашей стране.
4. Актуальность проблемы стандартизации высшего образования в Республике Беларусь и пути ее решения.
Литература: 5, 30, 31, 38, 14, 45, 54, 75