Сущность инновационного предпринимательства

Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с го­товностью предпринимателя брать на себя весь риск по осу­ществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и со­циальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и тех­нологий путем практического использования нововведений.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1)инновация продукции:

2)инновация технологии;

3)социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства — ин­новация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выжива­емость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, рас­ширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание но­вых рабочих мест и т. д. Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, на­правленный на повышение производительности труда и эко­номию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершен­ствовать технику безопасности, провести мероприятия по за­щите окружающей среды, эффективно использовать внутри­фирменные информационные системы. Последний вид инно­вационного предпринимательства— социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций та­кого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мо­билизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам пред­приятия перед сотрудниками и обществом в целом.

На основе способа организации инновационного процес­са в фирме можно выделить три модели инновационного пред­принимательства:

1) инновационное предпринимательство на основе внут­ренней организации, когда инновация создается и (или) осва­ивается внутри фирмы ее специализированными подразделе­ниями на базе планирования и мониторинга их взаимодейст­вия по инновационному проекту:

2) инновационное предпринимательство на основе внеш­ней организации при помощи контрактов, когда заказ на со­здание и (или) освоение инновации размещается между сто­ронними организациями:

3) инновационное предпринимательство на основе внеш­ней организации при помощи венчуров, когда фирма для реа­лизации инновационного проекта учреждает дочерние венчур­ные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние сред­ства.

Наиболее часто используемой является вторая модель ин­новационного предпринимательства — фирма размещает за­каз на разработку новшеств, а осваивает их собственными си­лами (не на основе размещения комплексных заказов типа “под ключ”). Относительная редкость использования нерпой моде­ли объясняется недостаточным потенциалом “заводской на­уки”. В Белоруссии использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множества самостоя­тельных научных организаций проблематично из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприя­тий и неблагоприятных перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций.

В основе всех видов инновационного предпринимательст­ва лежит создание и освоение новых видов продукции (това­ров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и опре­деляющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потреби­телям.

Необходимость формирования инновационного предпри­нимательства в Белоруссии обусловлена:

· усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического про­гресса во всех сферах экономической деятельности;

· определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

· необходимостью существенного сокращения сроков созда­ния, освоения новой техники: повышением технического уровня производства: необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

· спецификой процесса научно-технического производства: имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная много вариантность исследований, риск и возмож­ность отрицательных результатов:

· увеличением затрат и ухудшением экономических показа­телей предприятий при освоении новой продукции; быстрым моральным старением техники и технологии; объективной необходимостью ускоренного внедрения но­вой техники и технологии и т. д.

3. Жизненный цикл инновации

Жизненный цикл инноваций представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий:

1 – зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема НИОКР, разработкой и созданием опытной партии новшества;

2 - рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукции на рынок);

3 - зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличения объема продаж);

4 - насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);

5 - упадок (свертывание производства и уход продукции с рынка).

На первой стадии жизненного цикла новой техники и технологии производительность труда низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательная. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость продукции, окупаются первоначальные затраты. На третьей и четвертой стадии предприятие получает устойчивую прибыль. На пятой стадии предприятие переходит на новую технику и осваивает новые технологические процессы, что ведет к снижению эффективности производства.

Наши рекомендации