И. Е. Репин, портрет Головиной Н. П.

Для копирования я выбрал работу Репина И. Е. «Портрет Головиной». Предварительно я посоветовался с педагогами нашей мастерской и с Г. В. Орловым.

До копирования я читал «Далекое и близкое» Репина. Несколько позднее – переписку Репина. Затем «Новое о Репине» и др.

Поверхностно глядя на работу Репина, многие говорят, что это довольно легко скопировать. Но я убедился к концу работы, что это обманчивая простота, за которой кроется темперамент художника, его абсолютное попадание, ремесло, поднятое до виртуозности. Мазок быстрый, широкий, чего мне явно не хватало. Тут надо было сразу попадать, не переделывая и не «мучая» работу, сохранить свежесть письма. И рисовать цветом сразу, чего я-то и не умею делать. А без рисунка Репин уже не Репин. Поэтому мне пришлось долго рисовать, предварительно на маленьком этюде, где я попытался разложить палитру, а потом уже приступил к самой (в натуральную величину) копии размером 90 на 60 см.

Холст я взял мелкозернистый. Грунт синтетический, после двухразовой проклейки. Грунт наносил дважды, разровнял, чтобы поверхность была удобной для письма. Холст получился белый. В подрамнике поставил клинья для натяжения ткани холста.

1. 06.

В первый день присматривался и сделал набросок, пытался выяснить состав палитры. Выбрал следующие краски: охра светлая, сиена натуральная, английская красная, марс коричневый темный, ультрамарин, кость жженая, изумрудная зеленая, белила цинковые.

Дома делал рисунок с фотографии, после передавил его на холст. Сделал еще и рисунок на кальке, чтобы сверять.

2. 06.

Принес холстик 30 на 40 – начал писать фрагмент. Самое сложное – голова. Смотрел структуру красочного слоя, а также технику письма, на подсолнечном масле – протер сначала, лишнее убрал. Писать хотелось быстрей, но рисунок держал.

3. 06.

На подсолнечном масле краска долго не сохнет, трудно создать фактуру.

4. 06.

Снова мучился над фактурой, краска скользит. Хотя холстик мал, но двигается с трудом, кажется, что беспомощен, а в оригинале голова «горит». Михаил Михайлович посоветовал добавить темперу поливинилацетатную.

5. 06.

Писал окружение, подмешивал в масляные белила поливинилацетатную темперу. Сохнет быстрей.

6. 06.

В музее не был. Переносил рисунок на большой холст.

7. 06.

Приступил к большому холсту. Рисунок получился неточный. М. М. сказал, что нарисовано неверно. Поправил кистью с оригинала.

9. 06.

Протер маслом то место, которое собирался писать. Лишнее масло убрал.

Начал с темного – волосы, сразу же старался списать касания с фоном. Писал без белил.

10. 06.

Писал все окружение, что рядом с волосами, пока сырое. Писать трудно, потому что стекло. Поставил бумажный фон темный – стало яснее, но все равно бликует в зависимости от движения солнца.

Пожухшие места вспрыскивал ретушным лаком.

13. 06.

Не работал.

14. 06.

Рисунок сбился. Положил кальку, поправил.

Все несколько темнеет, поэтому необходимо настроить палитру чуть светлее и контрастнее.

М. М.: «Четче холодное, мягко касания лица и волос».

Плохо с фоном еще одежда. Снова вернулся широкой кистью.

15. 06.

Старался схватить тот неподдающийся мазок, которым писано платье.

16. 06.

Все пишется отдельно, от куска не получается, решил взять общее.

17. 06.

Фон все еще торчит из-за платья. А платье выпадает розовым пятном, пришлось успокаивать.

18. 06.

Вернулся к волосам и мягче сделал висок. Невозможно сделать плотнее волосы. Еще хорошо, что сначала жидко проложил, иначе бы не добрал глубины.

19. 06.

Прописывал шубу жидко. Заметно, что и в оригинале там прозрачно, а поверху быстро, мазками.

М. М.: «Фон очень холоден».

20. 06.

Поджухшие места взбрызнул ретушным лаком из пульверизатора. Стало появляться, наконец, что-то более определенное из месива. Но очень плох еще рисунок.

21. 06.

Уточнял сбившийся рисунок. Пытался довести колонковой кистью детали лица.

22. 06.

Скоблил поверхность фона, но едва, едва, чтобы фактура осталась неразрушенной. Переписал широкой кистью фон. Краска несколько потемнела, хотя брал вначале светлее.

М. М.: «Сбился рисунок, тепло-холодность утеряна».

23. 06.

Не работал.

24. 06.

Доводил холодное до более сильного контраста.

25. 06.

Спрыснул ретушным лаком. Писал грудь и бусы - старался по засохшему попасть сразу, чтобы играли.

26. 06.

Правил рисунок и писал руки – трудно сделать так, чтобы не было заметно обреза, а у Репина не обращаешь на это внимания.

27. 06.

Не работал. Смотрел как в Эрмитаже копируют.

28. 06.

Переписал фон, и золотистые, вкрапленные в фон мазки старался довести до звучания.

29. 06.

Понял, что долгая возня на холсте дальше невозможна. Нужно чтобы высохло.

И. Е. Репин, портрет Головиной Н. П. - student2.ru
И. Е. Репин. Потрет С. М. Драгомировой. 1889 г. 98,5/78,5 см. Государственный Русский музей.

Портрет Драгомировой.

1. 07.

Перешел в другой зал. Писал «портрет Драгомировой» - маленький картон.

2. 07.

Настроил палитру, старался не допустить ошибок, которые были с Головиной, то есть сразу определил: теплое – холодное.

3. 07.

В целом, работа более сухая. Поэтому руки как-то невольно тянутся у нее к более широкой манере предыдущего портрета, а надо другое.

4. 07.

Писал голову, темный платок и сразу фон.

5. 07.

Не работал.

6. 06.

Сразу же взял фон весь, чтобы лицо проявилось, невозможно без него писать. А фон хотя и прост, но писано с растяжкой - не получается.

7. 07.

Снова мучил фон. Спрыснул ретушным лаком, так как провалился левый угол.

8. 07.

Писал голову. Холоднее чем в оригинале.

9. 07.

Скоблил голову и рисовал глаза.

10. 07.

Не дается касание с фоном. Писал жидко, сверху белил (уже подсохших).

11. 07.

Краска утрачивает звучание, когда много жидкости.

12. 07.

Не работал.

13. 07.

Писал детали. Колонком доводил на масле (подсолнечном).

М. М.: «Фон холоднее нужно».

14. 07.

Прошелся по всему холсту широкой кистью.

15. 07.

Детали написал плохо, особенно глаза. Уточняю рисунок.

16. 07.

Рукава и драгоценности не даются, набираю фактуру.

17. 07.

Рисунок здесь дается труднее. Руки особенно плохо нарисованы.

18. 07.

Не работал – был в Эрмитаже.

19. 07.

По сухому уточнял драгоценности и жидко лессировал тени (масло с небольшим количеством разжижителя № 4).

М. М.: «Писано отдельно».

20. 07.

Добивался освещения на лице, очень вялая светотень.

21. 07.

Переписал весь холст широкой кистью.

22. 07.

Не работал.

23. 07.

Уже подсохло. Фон несколько тяжел. Вспрыснул ретушным лаком.

24. 07.

М. М.: «Белое контрастнее, холоднее».

Снял мастихином лишнее, писал рукава. Очень слабо выражена фактура.

25. 07.

Увеличивал руки по массе. Вводил теплый фон рядом, кажется холодным.

26. 07.

Писал платье. Красное писано непринужденно – не поддается.

27. 07.

Соединил с фоном мягкой кистью на подсолнечном масле – несколько злоупотребил, кажется, жидкостью.

28. 07.

Вернувшись к Головиной, пастозно проложил платье.

И. Е. Репин, портрет Головиной Н. П. - student2.ru
В. Серов. Портрет Симонович.

Серов. Портрет Симонович.

29. 07.

Делал копию с Серовской «Симонович». Пытался понять разницу с Репиным.

30. 07.

В целом, Серов мягче, поверхность более спокойная, но и утонченнее в цвете, нюансах пленэра.

На всем протяжении практики чувствовалось, что публика мешает сосредоточиться. Хотя это мой недостаток, наверное, надо привыкнуть.

А вообще, условия были хорошие. Жалею, что не все время рационально использовано. Думаю, еще закончить позднее «Симонович».

***

1973 год.

Дневник копирования

студента III курса

Лукашенок А. Д.

Рецензия М. М. Девятова: «Ясный, деловой отчет, но ни слова о палитре.

+ + -

М. Девятов».

И. Е. Репин, портрет Головиной Н. П. - student2.ru
И. Е. Репин. Портрет адвоката В. Н. Герарда. 1893. Холст, масло. 126 х 90. Государственный Русский музей.

Как выяснилось на практике, предупреждения руководителя о том, что начинать подготовку нужно заранее, не были простой формальностью. (Ред. – Подчеркнуто и отмечено М. М. Девятовым: «!»). Несмотря на то, что прислушался к этому совету, все же к началу практики оставалось много нерешенных вопросов.

Во-первых, конечно же это выбор произведения. То, что я начну копировать в Репинском зале, я уяснил давно. Но вот какую работу взять для копирования, искал довольно долго. Я ставил перед собой цель не просто выполнить задание в кратчайший срок и написать «точно, как Репин». Для меня цель была в том, чтобы познакомиться поближе с творчеством мастера, впитать то ценное, лучшее, что может быть мною использовано в дальнейшей работе. Поэтому я выбрал более длительный и, как мне кажется, более серьезный портрет адвоката Герарда.

Заказал подрамник 108 / 85 – несколько меньше оригинала. Холст взял готовый. М. М. Девятов: «Холст зачистить шкуркой и нанести эмульсионный грунт». По совету руководителя, я соответственно подготовил его шкуркой и покрыл один раз эмульсионным грунтом.

В литературе о творчестве И. Е. Репина сказано, что писал он преимущественно на белых грунтах. Часто пользовался масляным и полумасляным грунтом, особенно в ранний период. Впоследствии это увлечение отрицательно сказалось на сохранности холстов, на адгезии. (Ред. – Дело тут не в свойствах масляных грунтов как таковых, а в качестве их производства и в использовании (см. лекции М. М. Девятова). Поэтому я решил писать на готовом белом холсте, выданном в институте, предварительно его обработав.

Палитру приготовил из обыкновенной фанеры, тщательно отшлифовал и покрыл четырьмя – пятью слоями лака. Расположение красок: (Ред. – Слева направо). Черная, ультрамарин, изумрудная зеленая, белила цинковые, стронциановая желтая, охра, марс коричневый, английская красная, краплак красный.

И. Е. Репин, портрет Головиной Н. П. - student2.ru
Дневник-отчет А. Д. Лукашенок.

Непривычным на первых порах оказалось держание палитры на руке. В начале казалось, что краски слишком близко к глазам. Постепенно привыкаю.

Начал писать небольшой этюд на картоне. Решил попробовать краски. Может что добавить или убрать с палитры.

В конце рабочего времени пришел руководитель и посоветовал взять размер в 2 – 3 раза больше и написать фрагмент портрета. Делать же такого рода эскизы как у меня, считал пустым занятием. М. М. Девятов: «Писать в таком размере – баловство. Нужно взять побольше и написать фрагмент».

Принес картон побольше и решил написать лицо и часть фона «в лоб». Для этого поднял картон на уровень холста, так как отражение мешало видеть истинный цвет. Пришлось почти в упор списывать с холста, но цвет у меня казался гораздо краснее, чем нужно. Пришлось каждую секунду слезать с табурета и смотреть издали. М. М. Девятов: «Посмотрите, какое лицо серебристо-желтое, а у вас оно красное и фон жесткий. Это далеко от живописи. Почаще отходите».

И еще одно обстоятельство мешало нормальному ходу работы. Я боялся нарушить рисунок и поэтому работал лишь в середине. Подходя к краям, терял чувство уверенности и начинал зарисовывать.

Длительный этюд я решил выполнить для того, чтобы в течении последующих переписок, прийти к более свободному обращению с красками.

Сегодня переписал фон в более серебристых тонах. И сразу же почувствовал, где была «зарыта собака». Именно фон и потащил за собой все остальное. Поэтому-то и лицо было красным и одежда слишком теплая.

Хочу написать глаза, но пока из этого ничего не выходит. В портрете именно взгляд притягивает больше всего. Кажется, что за стеклом – живой человек, со всеми достоинствами и недостатками. Начинаешь точно срисовывать – и тоже не то. Вероятно, постижение тайн человеческой психологии приходит с годами, с большим опытом, мастерством.

В этюде я ограничился тем, что стал находить более-менее верные отношения к оригиналу. Игра тепло-холодных, акцент темных и светлых пятен, живописность, насыщенность цвета, более-менее уверенная лепка кистью – вот задачи, которые я себе поставил в длительном этюде.

М. М. Девятов: «Иметь кистемойку, чтобы не получилось того, что у вас сейчас: красные от фона перешли на одежду, черные от одежды - на лицо». Замечание насчет кистемойки вполне справедливое. Я привык писать двумя – тремя кистями и поэтому часто пользовался одной и той же кистью для лица, одежды и для фона. (Ред. – У некоторых художников существуют отдельные кисти для каждого цвета). Кистемойку сделал из простой банки из-под кофе. Налил разбавитель №2.

Решил пока оставить голову и по совету М. М. Девятова буду писать фрагмент с рукой. Эта часть работы идет значительно легче. Сказалась все-таки длительная штудировка головы. По своим расчетам, напишу дня за два – три. Сейчас сделал рисунок.

После того, как я оставил голову в покое, начал замечать, что те места, где я писал жидко с добавлением разбавителя – потемнели и стали похожи на черные дыры. (Ред. – Подчеркнуто и отмечено Девятовым: «+++»). Руку начал писать на масляном разбавителе.

Сегодня закончил фрагмент с рукой и прошелся последний раз по всей работе. Краски почти не разбавлял, чтобы опять не вызвать пожухлости.

Вот и подошло то время, когда этюды были отложены в сторону и работа началась как бы сначала. Рисунок делал по фотографии. (Ред. – Подчеркнуто Девятовым). М. М. Девятов: «Эпидиаскопом ни в коем случае не пользоваться, чтобы не исказить рисунок. Рисунок лучше делать по фотографии или с хорошей репродукции». Потом тонкой кистью поправлял некоторые места прямо с оригинала. На все это ушло два дня.

Писать начал на масляном разбавителе без подмалевка. Краски наносил то жидко, то корпусно. В некоторых местах просто протирал полусухой кистью. Все это делалось для того, чтобы при последующих прописках нижние слои просвечивали и вызывали иллюзию глубины пространства.

Занялся головой. Масляный разбавитель все же понемногу жухнет, оставляя неприятные темные пятна, точки. (Ред. - Состав современного масляного разбавителя, выпускаемого заводом Невская палитра: льняное масло, уайт-спирит, сиккатив. (Свойства составляющих (уайт-спирит, сиккатив) – см. Лекции М. М. Девятова). Перешел на масло с добавлением бальзамно-масляного лака. (Ред. – подчеркнуто и отмечено Девятовым: «+»). Перед каждым сеансом покрываю холст ретушным лаком. В работе стараюсь не спешить и класть цвет наверняка, чтобы не переписывать по нескольку раз одно и то же место.

М. М. Девятов: «Репин, как и все художники имел свои недостатки. Ваша задача не повторять их. Недостаток в том, что Репин иногда зарисовывал и терял живописность. Почаще смотрите Врубеля. У него вы найдете более аналитический разбор цвета».

Стараюсь не «записывать» холст, а более разбирать, находить интенсивность пятна, контрастность освещения. Более законченно буду делать голову и руку. Остальное постараюсь написать посвободнее.

Голову оставил. Начал писать фон и одежду. Тени почти не различимы из-за стекла. Работаю ощупью. В масло добавил бальзамного лака. (Ред. – Лак (смолы) снижают перепады тона при высыхании и делают высыхание более равномерным по глубине (см. Лекции Девятова).

М. М. Девятов: «В костюме недобор в тенях. Нужно повесить черную тряпку, чтобы увидеть истинную силу цвета. И еще: ищите в полутонах холод. Если свет теплый, то полутон обязательно будет холодный, и тень теплая. Это школа, известная еще от Джотто». (Ред. – Джотто не был художником-реалистом. По современной теории Д. А. Шувалова, при пасмурном освещении: свет холодный, полутон еще более холодный, тень теплая, а рефлекс в тени холодный (так как он отражает холодный свет). При солнечном и электрическом освещении: свет теплый, полутон холодный и тень холодная. А рефлекс в тени теплый, так как он отражает теплый свет (рефлекс может одновременно быть и холодным, если тень обращена к голубому небу).

Завтра сделаю черную тряпку. (Ред. – Имеется ввиду черный экран перед подлинником, позволяющий снизить блики от стекла). Посмотреть касания головы с фоном.

М. М. Девятов: «Разобрать черные места по интенсивности. В голове посмотреть касания и убрать лишние нажимы, мешающие целостному восприятию формы. Прочистить лезвием и напитать маслом с лаком. После опять снять лишнее масло и работать по этой подготовленной поверхности. Черные тоже снять до холста, протереть бальзамным лаком и решительно потом пройтись по теням».

Снял черные места бритвой, протер лаком. Буду писать от куска и более законченно.

М. М. Девятов: «Посмотреть силуэт, сделать рисунок более острым. В руке не хватает холодного полутона. Взять активно синее в обшлаге, это даст возможность увидеть отблески на галстуке, рукаве и т. д. После того, как вы пройдетесь по контуру, сразу же берите темные места в полную силу».

Пишу касания головы с фоном. Жеванность потихоньку исчезает, но еще много темных ударов, разрушающих форму. Стараюсь от них избавиться. В голове посмотреть рисунок нижней челюсти, сделать более упругий силуэт. Взять активно цвет обшлага, чтобы увидеть синие в галстуке.

М. М. Девятов: «Тени пережимать не следует. Надо снять темные пятна. Заняться касаниями, а не нажимать в средине. Синие взять более интенсивно. «Мелкотравчатую» палитру убрать. Писать, как в первый раз».

Потихоньку начал «присматриваться» к портрету. Поэтому законченность вылилась в мелкое копирование темных и светлых пятен. Снял все перегруженные места до прежнего состояния.

М. М. Девятов: «Лицо стало коричневым. Снять все до холста и пройтись более холодными, серебристыми. (Ред. – Вот тебе и Джотто). В фоне тоже убрать темные места».

Снял до основания. Стало лучше. Коричневое исчезло. Холст поставил против холста. Пишу «как с натуры». Поменьше коричневых. Ценить холодные места. Вблизи цвет кажется неточным, а на расстоянии – в самый раз. Думаю, так и заканчивать, то есть буду стараться работать до конца в таком же ключе.

М. М. Девятов: «Пройтись по светам. Не хватает света в голове. Не набивать складок. Рисовать конструктивно. Свет можно взять с помощью подкладки белил, а сверху прописать цветом».

На лице теневую часть после прописки не трогаю. Работаю над светами.

Занялся подставкой и некоторыми мелкими деталями.

В одежде сделал нужный контраст светлого и темного. Закончил подставку, часть фона. Последний раз просмотрел все касания. Кажется, все.

***

И. Е. Репин, портрет Головиной Н. П. - student2.ru
И. Е. Репин. Портрет певицы А. Н. Молас. 1883 г. Государственный Русский музей.

1974 год.

Копия с работы И. Е. Репина «Портрет певицы Молас».

студента III курса

Позлевич В. А.

Смотрел экспозицию картин Репина, изучал технику письма. Предварительно читал книги о Репине и его творчестве.

«Портрет певицы Молас» выбрал потому что понравилась портретная сделанность, точность рисунка и живописный строй работы.

По картинам на выставке убедился, что Репин пользовался ограниченной цветовой палитрой с присутствием главных цветов. Писал пастозно, скорее рисовал, чем писал, так как переходы цветовые осуществлял за счет тона.

Начал рисовать картон углем и карандашом. Три дня рисовал картон. Перевел рисунок на холст углем и закрепил его фиксативом для угля. (Ред. – Некоторые художники считают, что фиксатив (в зависимости от состава) может ухудшать сцепление между красочным слоем и грунтом, поэтому закрепляют рисунок акварелью или темперой).

Уточнил рисунок на холсте, более детально прорисовал голову и руки.

Сделал цветовой эскиз для определения необходимых красок на палитру (белила, охра светлая, стронциановая, умбра жженая, кость жженая, окись хрома, кадмий красный и охра золотистая).

Повторил рисунок на холсте по контуру краской на пинене (костью жженой и умброй) без белил.

Делал прописку цветом без белил на пинене.

Написал фон. Так как вместо окиси хрома пользовался изумрудкой, то фон (особенно вокруг головы) перезеленил. В конце работы снял его мастихином.

Прожухший фон размягчил ретушным лаком и написал его на основе окиси хрома, добавляя умбру натуральную.

Тонко проложил основные цветовые пятна лица, шеи, груди. Лишнюю краску снял мастихином.

Каждый день перед работой протирал ретушным лаком.

Написал руки и платье пастозно. Лишнюю краску снял. Уточнял рисунок рук.

Рисовал узоры и рисунок медальона.

Писал голову и руки. Перед работой сбрызнул прожухшие места ретушным лаком.

Дополнял цветовую плотность платья. Руки уменьшил в толщине.

Нарисовал цветом голову, шею, медальон. Пролессировал волосы и фон вокруг. Уточнил рисунок головы.

Протерев работу ретушным лаком, писал детали по всему холсту.

***

И. Е. Репин, портрет Головиной Н. П. - student2.ru
И. Е. Репин. Портрет общественной деятельницы П. С. Стасовой, жены Д. В. Стасова. 1879 г.

1975 год.

Летняя практика, копия в Русском музее

студента III курса живописного факультета

Резчиков Владислав

Репин. Портрет Стасовой.

Выбирая объект для копии, я остановил свой выбор на этом портрете, исходя из собственных недостатков в этом жанре (столь важном для нас, живописцев) и именно на этом портрете Репина, потому что он мастерски написан и здесь есть чему поучиться и потом он мне просто нравится.

Приготовил холст мелкозернистый, такой же как у Репина.

Портрет написан на полумасляном грунте. Я делаю тоже самое.

Холст (величиной меньше оригинала на 1 см.) готов. На отличном подрамнике с клинышками. Имприматуры нет, холст белый.

Два сеанса делаю рисунок.

Пишу этюд. Платье написано а ля прима, чистой костью, кое-где с волконскоитом и с белилами.

Палитра:

Краски для рук и лица: охра (красная, золотистая, светлая), марс коричневый темный, умбра жженая, умбра натуральная. Кадмий желтый кое-где в смесях в лице.

Для фона: краплак и кадмий красный.

Для кресла: охры и золотисто-желтая, ультрамарин.

Три сеанса. Приготавливаю палитру для лица от светлых до темных и от холодных к теплым, раскладываю все по палитре. Подбираю и рядом на палитре кладу цвета окружения, то есть кресла, красного фона, одежды с белым воротничком. Начинаю писать. Очень удобно, на палитре все готово. Остается класть по рисунку на нужное место. Окружение – а ля прима, жидко, на масле.

Сложность – писать лицо, переписываю. Не удается. С этюдом покончено. Разобрался в палитре. Такого колорита как у Репина не добился. Колорит сложнее.

Начал писать на холсте. Начал с лица и взял отношения окружения. Лицо опять писать трудно. Оставляю и начинаю писать окружение. Одежду – костью с белилами.

Несколько сеансов пишу окружение. Лицо – жду пока подсохнет, чтобы потом не было перепадов в красочных слоях. (Ред. – Прожухание происходит, когда новый слой масляной краски ложится на недостаточно просохший предыдущий слой. А при прожухании наблюдается изменение тона (см. Лекции М. М. Девятова).

Пишу руки. Оставляю.

Пишу кресло. Трудоемкое занятие – писать кресло со всеми точками.

Лицо просохло. Набираю в цвете. Получилось слишком белесое. Кое-где – лессировочно.

Кресло не такое. Нужно набрать в тоне. Лессирую.

Фон выпал. Тоже нужно набрать в цвете и в тоне. Набираю лессировочно.

Одежда получилась. Оставляю.

Руки тоже почему-то белесые. Начинаю переписывать, дописывать.

На лице нет холодных из-за лессировки, видно из-за того, что плохо подобрал цвет. Переписываю лицо.

Все окружение, кроме кресла, кажется соответствует подлиннику. Довожу до конца портретное сходство.

Для межслойной обработки использую ретушный лак и чуть-чуть масла.

Дописываю руки.

***

И. Е. Репин, портрет Головиной Н. П. - student2.ru
И. Е. Репин. Портрет Репиной, дочери художника. 1898. (Ред. – Какой именно портрет копировался точно установить не удалось).

Технологический отчет по копийной практике

студента III курса живописного факультета

института им. Репина

Альмаков Василий В.

Я копировал работу Репина «Портрет дочери» 1898 года, хранящейся в ГРМ. (Ред. – Государственный Русский музей).

Сначала я точно определил размеры оригинала (68 /134 см.), затем заказал подрамник размером 72 / 137 см.

Перед тем, как приступить к работе, я очень долго всматривался в работу, прикинул примерно какими цветами я буду писать. Палитра состояла из таких красок: кость, охра светлая, марс коричневый темный, английская красная, стронциановая желтая, белила цинковые.

Холст – бортовка.

Грунт клеевой, из нашей грунтовочной. Сделал две проклейки и три слоя грунтовки. Фактура холста примерно такая же, как у Репинской работы.

Прежде чем приступить к копированию, я сделал этюд с головы дочери, тем самым я старался понять, примерно какими цветами можно написать этот портрет.

Затем, с фотографии, по клеткам перевел рисунок портрета, зафиксировал фиксативом и начал писать. Писал по кускам, взяв сначала основные отношения в цвете. Голова получилась быстро, но никак не мог брать фон, на котором стоит дочь Репина. Как взял фон, то портрет будто бы и получился. Между сеансами побрызгивал ретушным лаком. Писал на пинене и уплотненном масле.

***

В. И. Суриков.

И. Е. Репин, портрет Головиной Н. П. - student2.ru
В. Суриков. Портрет неизвестной на желтом фоне. 1911 г. Холст, масло. 51 x 44 см. Государственный Русский музей, С.-Петербург  

1970 год.

Тетрадь для практики по Русскому музею

Студента III курса

Иннокентьев Николай

10. 06. 1970 г.

Начал копировать работу В. И. Сурикова «Портрет неизвестной».

Перед тем, как начать работу нал копированием, долго искал подходящий холст для работы, соответствующий холсту для данного портрета В. И. Сурикова.

Холст.

Холст для данной работы нашел с более соответствующей фактурой, плотный, льняной, ткань среднезернистую с прямым переплетением нитей. Именно на таком холсте выполнена работа В. И. Сурикова. На холсте не было никаких ткацких дефектов.

Подрамник.

Подрамник для работы заказал в мастерскую. Подрамник с поперечной перекладиной, сделан из сухой древесины (типа сосна). Подрамник был тщательно отделан в столярке.

Наши рекомендации