Глава 1. здоровье и факторы его определяющие

Основы медицинских знаний

Учебное пособие

для студентов педагогических вузов

Омск 2003

ББК 5я73

М 438

Печатается по решению редакционно-

издательского совета Омского государст-

венного педагогического университета

Гуреева О.Г., Дементьева Л.В., Макаров В.А., Межов В.П., Субеева Н.А., Шиканова Н.Н. Основы медицинских знаний: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. /Под общей редакцией кандидата медицинских наук, доцента В.П.Межова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – 174 с.

ISBN

В настоящем учебном пособии в соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации для педвузов от 2000 года изложены сведения о здоровье, здоровом образе жизни и путях формирования здоровья. Даны понятия об основных заболеваниях, а также о вредных привычках и болезненных пристрастиях у детей и подростков и роли учителя в их профилактике. Описано применение лекарственных средств в домашних условиях. Изложены способы оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях.

Рецензенты: доктор медицинских наук,

зав. кафедрой медико-валеологических дисциплин

РГПУ им. И.И. Герцена Г.А. Корчагина

доктор медицинских наук, профессор

зав. кафедрой инфекционных болезней ОГМА

Дроздов В.Н.

ISBN

С Омский государственный педагогический

университет, 2003 г.

П Р Е Д И С Л О В И Е

Как известно, здоровье человека в значительной степени зависит от его образа жизни. Образ жизни – очень ёмкое понятие, которое включает в себя многие составляющие: характер питания, двигательную активность, наличие или отсутствие вредных привычек, реакции на стрессовые ситуации и умение снять их последствия и многие другие.

Среди других составляющих, прежде всего надо назвать наличие у людей необходимого минимума медицинских, гигиенических знаний и навыков.

Нередко здоровье человека страдает от его элементарной медицинской безграмотности. Это касается профилактики многих заболеваний, в том числе острых хирургических и инфекционных.

Часто люди не могут грамотно оказать первую помощь при неотложных состояниях, травмах и несчастных случаях, а от этого порой зависит даже жизнь человека.

Многие из нас оказываются несведущими в вопросах хранения и применения лекарственных средств. А чем можно объяснить то, что некоторые люди доверяют своё здоровье людям далеким от медицины, а иногда и просто шарлатанам?

Вдвойне опасно, когда медицински неосведомленным оказывается педагог, который постоянно находится в окружении детей. Поэтому педагоги должны обязательно иметь необходимые знания по вопросам, касающимся сохранения и формирования своего здоровья и здоровья своих учеников.

Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по основам медицинских знаний. В нем коллективом авторов изложены основные понятия о здоровье и этапы его формирования.

Описана роль учителя в профилактике основных заболеваний у детей и подростков. Настоящее пособие знакомит также читателей с мерами профилактики наркомании и заболеваний, передающихся половым путем.

Авторы надеются, что данное учебное пособие поможет студентам в изучении основ медицинских знаний, значительно расширит кругозор будущих педагогов, повысит их медицинскую грамотность.

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие

Большинство людей понимают здоровье как отсутствие болезней. Однако такой традиционный взгляд на здоровье довольно примитивен и не отражает многих других составляющих здоровья. Дать всеобъемлющее определение этому понятию очень сложно, а может и невозможно, поэтому в литературе существует великое множество этих определений. Так в Большой медицинской энциклопедии (БМЭ) утверждается: «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Есть и такое определение: «Здоровье - свойство человека, которое характеризуется полной гармонией всех физиологических функций в организме, реализуемой в его субъективных ощущениях, как осознание оптимального соответствия личности и окружающей среды в процессе жизнедеятельности» (Е.И.Воробьев,1986).

Но наиболее широкое распространение получило определение здоровья данное в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) еще в 1946 году: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Под уровнем здоровья понимают количественную характеристику функционального состояния организма, его резервов и социальной дееспособности человека.

Различают здоровье индивидуальное и общественное. Индивидуальное – это здоровье отдельно взятого человека. Общественное здоровье характеризуется комплексом демографических показателей – рождаемость, смертность, уровень физического развития, заболеваемость, средняя продолжительность жизни и др.

Индивидуальное здоровье слагается из соматического, физического, душевного (психического) и нравственного (социального).

Соматическое здоровье определяется функционированием органов и систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной, выделительной, репродуктивной и т.д.

Физическое здоровье относится непосредственно к телу и отражает способность человека к физическим нагрузкам.

Соматическое здоровье очень тесно взаимосвязано с физическим. Чем больше физически тренирован организм, тем больший запас прочности имеют его органы и системы. Сердце тренированного человека за одно сокращение выбрасывает почти в два раза больше крови, чем нетренированного, а значит и отдыхает оно больше, так как при этом замедляется частота сердечных сокращений. Таким образом запас его прочности увеличивается.

Душевное (психическое) здоровье человека определить труднее. Незначительные отклонения в психическом здоровье может заметить только врач. В определении душевного здоровья используют следующие характеристики: ориентация в пространстве и времени; память и внимание; контроль своего поведения, мыслей и чувств; частота и интенсивность положительных эмоций; чувства беспокойства, нервозности, депрессии и др.

Понятие социального (нравственного) здоровья человека характеризуется частотой общения с друзьями, близкими людьми, соблюдением морально-этических норм и законов общества.

Важно также различать понятия «объективное» здоровье и «субъективное». Нередко человек чувствует себя здоровым, его ничто не беспокоит, но при объективном медицинском обследовании у него в организме находят какие-то изменения. Возможно и обратное: при плохом самочувствии никакие объективные нарушения не выявляются. Значит, в организме произошли только функциональные сдвиги. В этом случае вовремя и грамотно принятые меры физического оздоровления гарантируют успех.

При оценке резервов организма выделяют понятия «статического» и «динамического» здоровья. «Статическое здоровье» – это состояние организма в период относительного мышечного покоя без пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. «Динамическое здоровье» определяется функциональным состоянием организма до и после дозированных физических, пищевых, дыхательных, нервных и других нагрузок. По динамическому здоровью можно судить о резервах органов и

функциональных систем организма.

Наши рекомендации