Образовательные технологии. Отбор учебного материала в рамках модуля «Введение в педагогическую деятельность

Отбор учебного материала в рамках модуля «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли» обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального педагогического образования и связями данной дисциплины с другими педагогическими дисциплинами:

· личностной ориентацииобразования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);

· гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и обосновании ценностных основ теоретических построений, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);

· фундаментализации (принцип определяет концентрацию учебного материала вокруг «ядра» научной дисциплины как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);

· практико-ориентированности (технологичности) (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);

· принципа дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство));

· вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда).

· историзма (ориентирует на научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития педагогической науки).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: организация лекций с использованием презентаций, выполненных с использованием мультимедийных технологий; обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса; использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода; разбор конкретных педагогических ситуаций [кейс-технологии], учебные дискуссии, конференции, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, рефлексивные технологии. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля.

Тема 1.

Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики

Цель: формирование у студентов целостного представления о педагогической деятельности, ее целях, структуре, видах и разнообразии содержания; проанализировать, сравнить, сопоставить различные подходы к сущности профессионально-педагогической деятельности учителя современной школы.

Задачи:студенты должны знать особенности педагогической деятельности, нормативные и законодательные основы профессиональной педагогической деятельности; уметь раскрывать гуманистическую природу педагогической деятельности, ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем; овладевать основными информационно-познавательными умениями, связанными с получением, переработкой и освоением информации, приобретенной в процессе изучения различных источников (монографии, учебники, научно-популярная литература, художественные и публицистические произведения, СМИ, электронные средства массовой информации и др.).

Основные понятия: педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, педагогическое мастерство, профессия, профессионализм учителя, компетентность, профессиограмма, профессионально-значимые ценностные ориентации, знания, умения и навыки, гуманистическая направленность педагогической профессии.

Форма изучения:семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дисскусия), самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Сущностные характеристики педагогической деятельности и педагогической профессии.

2. Специфика педагогической деятельности (ее цель, содержание, результат, сфера применения, значение в жизни современного человека).

3. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье.

4. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности

5. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Ценностные характеристики, условия, средства осуществления педагогической деятельности учителем.

Основная литература

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009. – 432 с.

Дополнительная литература

1. Бандурка A. M., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие.- М., 2009. - 250 с.

2. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А. С. Роботовой - М., 2007.

3. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008. - 300 с.

4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010) www.consultant.ru›Востребованные законы›Об образовании

5. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

6. Карпович Т. Е. Основы педагогики: Практикум. - М., 2007. - 176 с.

7. Конвенция о правах ребенка. 1989 г. / Гуманитарная сфера и права человека.- М., 1992.-С. 98-112.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Профессиональное образование.-2002.- № 5. - С. 17-20; № 6. - С. 17-20.

9. Кукушин B. C. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - М., 2006. - 224 с.

10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4 февраля 2010 г. mon.gov.ru›Документы›Наша новая школа

11. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008.

12. Образ учителя в научной и художественной литературе: Учебно-методическое пособие (хрестоматия) / Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 168 с.

13. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов; под ред. А. А. Орлова - М., 2008.

14. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki

II. Практическая часть

1. Используя справочную психолого-педагогическую литературу или учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую деятельность» (А.А. Орлов, А.С. Агафонова), выпишите в тетрадь определения основных понятий темы.

2. Подготовьте доклады и сообщения на следующие темы:

1) «Общая характеристика педагогической профессии»

2) «Возникновение и становление педагогической профессии»

3) «Педагогическая деятельность: в чем ее уникальность?»

4) «Современные социально-педагогические проблемы учительского труда»

5) «Гуманистическая направленность профессии учителя: что это значит?»

6) «Цели педагогической деятельности»

7) «Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе»

8) «Деятельность современного учителя: ремесло или творчество?»

9) «Как будет развиваться педагогическая профессия в XXI веке?»

10) «Современный учитель: развитие или выживание?»

11) «Профессиональный идеал современного учителя: каков он?»

12) «Какого учителя можно назвать мастером?»

13) «Учитель новой школы: каков он?»

При подготовке докладов и сообщений желательно привлечение результатов собственного микроисследования, использование современных документов о школе («Наша новая школа», проект нового Закона РФ Об образовании).

Методические рекомендации по подготовке выступления на семинаре

Прежде всего, выберите тему, которая Вас интересует. Если это основной доклад, то обратитесь к преподавателю, чтобы ввел Вас в число основных докладчиков на семинаре. Если вы готовите содоклад или дополнительное сообщение, попросите слова при обсуждении основного вопроса и выступите.

Как правило, время выступления - 5-7 минут. За это время необходимо сказать о самом главном, не тратя время на ненужные детали и подробности.

Запомните несколько несложных правил:

1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться слушать других.

2. Готовя выступление, не только вникайте в смысл написанного, но и постарайтесь увидеть, услышать, понять и записать художественные особенности языка, речевые обороты.

3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведите словарь для записи новых слов, тренируйте себя в запоминании и произнесении, подбирайте к словам антонимы, синонимы, изучайте слова, употребляемые в переносном смысле.

4. Стремитесь не только записать смысл предстоящего выступления, но и продумайте приемы его построения – вступление, риторические вопросы, тезисы и антитезисы и т. д.

5. Следите за тем, чтобы в Вашем выступлении не встречались слова-паразиты, не допускайте ненужных повторов: это обедняет.

6. Следите за построением предложений, избегайте сложных конструкций.

Постарайтесь при выступлении не читать заготовленный текст, а изложить его основные положения в живой и убедительной форме. Ни в коем случае не излагайте текст, который Вы не понимаете, написанный сухим, скучным, казенным языком. Такое выступление обречено на неудачу. Во время семинарского занятия внимательно слушайте выступающих и фиксируйте в тетради основные моменты их докладов. Если у Вас возникли вопросы, запишите их и задайте выступающему после того, как тот закончит свою речь.

Задавая вопросы и делая замечания выступающему, всегда приводите убедительные доводы и аргументы в пользу Вашего мнения.

Если Вы являетесь выпускником лицея при ТГПУ им. Л.Н. Толстого или педагогического колледжа, то при подготовке к семинару старайтесь широко использовать тот опыт, который Вы накопили в ходе довузовской подготовки, приводите в выступлении факты, анализируйте положительные и отрицательные стороны и т. д.

Тема 2.

Образование как сфера педагогической деятельности

Цель:раскрыть сущность образования как сферы педагогической деятельности; познакомить со структурой педагогического вуза, основными формами организации образовательного процесса, нормативно-правовыми документами, регулирующими жизнедеятельность вуза.

Задачи:студенты должны знать основные подходы к определению понятия «образование»; основные периоды истории образования и типы образовательных учреждений; уметь характеризовать образование как процесс и результат педагогической деятельности; вычленять общие тенденции и закономерности развития школы и педагогической мысли в контексте культурно-исторических типов цивилизаций; осознавать ценностно-смысловую природу педагогической деятельности, ее гуманистическую направленность и востребованность в современном обществе; оценивать важность педагогической деятельности в современном обществе и использования ее возможностей в других профессиях.

Основные понятия: образование, система образования РФ, основные принципы государственной политики в области образования, социализация, индивидуализация, самообразование; непрерывность, интеграция, гуманизация и демократизация образования; единое образовательное пространство; образование как многоуровневое явление; современная образовательная парадигма; глобализация и интеграция мирового образовательного процесса; стандартизация и модернизация образования; поликультурное образование; ЮНЕСКО, образовательная среда учебного заведения; типы образовательных учреждений (школа, гимназия, лицей, колледж, училище, институт, университет, академия).

Основные документы: Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010); «Конвенция о правах ребенка. 1989 г.»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа 2010 г.».

Персоналии: Конфуций; Цицерон; М.Ф.К. Квинтилиан, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский.

Форма изучения:семинарское занятие с использованием диалоговых технологий (дисскусия); самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Образование как процесс и результат педагогической деятельности.

2. Образование как отражение экономического, социокультурного, духовного развития общества. Образование как приобщение к ценностям культуры.

3. Основные периоды истории образования.

4. Типы образовательных учреждений.

5. Педагогические учебные заведения.

Основная литература

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009.

Дополнительная литература

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

4. Хрестоматия по истории педагогики. Т.1. Античность. Средневековье/ Под ред. А. И. Пискунов.– М.: Сфера, 2006.

5. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

6. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. www.pedl.b.ru /Books/istoriya_pedagogiki/

II. Практическая часть

1. Используя учебно-методическое пособие Введение в педагогическую деятельность [Текст]/под. ред. А.С. Роботовой. - М.: Академия, 2007, ознакомьтесь со структурой системы образования в России. Схематически зафиксируйте ее в тетради.

2. Ответьте на вопросы:

1) Какие существуют подходы к пониманию гуманизации и демократизации образования?

2) Каковы основные признаки (черты) демократизации образования?

3) Какие направления демократизации образования были провозглашены в России в начале 1990-х гг.?

4) В чем заключается сущность проблемы гарантии права на образование?

5) Как Вы понимаете идею непрерывного образования?

6) Какие изменения произошли в системе профессионального образования в начале ХХI века? Как Вы думаете, с чем это связано?

3. Раскройте связь демократизации образования с идеей его гуманизации, которая является одной из ведущих в истории мировой педагогической мысли. Для конкретизации этого аспекта рекомендуется обратиться к тексту документа «Конвенция о правах ребенка. 1989 г.».

Сделайте выписки в соответствии со следующими вопросами.

- Какие права гарантируются ребенку?

- Какие гарантии созданы для подтверждения права ребенка на образование (ст. 28.1).

4. Используя Интернет-ресурсы и информацию электронной библиотеки кафедры педагогики, познакомьтесь с основными направлениями работы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», законспектируйте его основные положения.

5. Используя материалы электронной библиотеки кафедры педагогики или Интернет-ресурсы, познакомьтесь с основными положениям национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сделайте выписки в тетради.

6. Составьте мини-хрестоматию «Высказывания великих педагогов и общественных деятелей об образовании», отражающие ценностные характеристики образования в разные эпохи. Используйте труды Конфуция, Цицерона, М.Ф.К. Квинтилиана, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других.

7. Под руководством преподавателя ознакомьтесь с предложенным Вашему вниманию фрагментом текста, определите стиль, к которому принадлежит фрагмент, и ответьте на вопросы к тексту.

Что такое Болонский процесс?

«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства с целью повышения академической и профессиональной мобильности обучающихся. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации. В настоящее время Болонский процесс объединяет 40 стран, предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

Что Вам известно о Болонском процессе и реализации основных принципов Болонской декларации на территории России?

8. Ответьте на вопрос: Почему появилась потребность в школах?

9. Опишите основные типы школ в их историческом развитии.

10. Кратко охарактеризуйте педагогические учебные заведения в России (училище, колледж, институт, университет, академия). Приведите примеры по Тульской области.

Тема 3.

Возникновение и исторический генезис учительской профессии

Цель:раскрыть условия возникновения и основные этапы развития учительской профессии.

Задачи:студенты должны знать историко-педагогические факты и события, раскрывающие генезис учительской профессии; основные педагогические идеи представителей античности и эпохи Возрождения, сущность схоластического и гуманистического направлений в образовании; типы школ в странах восточной и западноевропейской цивилизаций, типы средневековых школ, цели обучения и воспитания в различных типах учебных заведений; уметь показывать культурное воздействие Византии на государства Востока, Западной и Восточной Европы; анализировать и сопоставлять основные педагогические идеи и взгляды философов, общественных деятелей и выдающихся педагогов, сыгравших особую роль в сфере образования.

Основные понятия: педагог, дидаскал; гуру; софисты; риторы; учителя-схоласты, учителя-гуманисты; «дома табличек» (эддубы), царские школы, семейные школы, лесные школы, школы вед; ученичество; конфуцианство; кастовое воспитание; эллинская культура; афинская система воспитания; мусические и гимнастические (палестры) школы; гимнасии; эфебии; римская система образования; риторическая школа; «семь свободных искусств»; «семь рыцарских добродетелей»; церковные (монастырские, соборные, приходские) школы; городские (латинские) школы; гимназии; грамматические (публичные) школы; коллеж; школы иеронимитов (братьев общей жизни); школы иезуитов; дворцовые школы; университет.

Персоналии: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Цицерон, Квинтилиан, Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Агрикола, Х. Л. Вивес, В. де Фельтре, Т. Мор, Э. Роттердамский, Т. Кампанелла, М. Лютер, И. Штурм, Ф. Меланхтон, В. Ратке.

Форма изучения:семинарское занятие с использованием мультимедийных технологий и элементов дисскусии, самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. Возникновение профессии «учитель» в странах Древнего Востока. «Ученичество» - как особый вид взаимодействия наставника и воспитанника. Этико-педагогические идеи Конфуция.

2. Эллинская культура и образование. Педагог, софисты, образовательные идеалы античности (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).

3. Идеал учителя в римской школе. Цицерон и Квинтилиан о требованиях к учителю.

4. Семейное воспитание и школьное обучение в Риме.

5. Генезис учительской профессии в эпоху средневековья. Учителя-схоласты и учителя-гуманисты.

6. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Практика обучения религиозных братств – опыт «братских школ».

7. Гимназия И. Штурма - первое учебное заведение нового типа.

Основная литература

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2009.

Дополнительная литература

1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

2. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

3. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений /Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2001.

4. Хрестоматия по истории педагогики. Т.1. Античность. Средневековье/ Под ред. А. И. Пискунов.– М.: Сфера, 2006.

5. История педагогики. Визуальный словарь. www.ped.vslovar.ru/786.html

6. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/

II. Практическая часть

1. Ответьте на вопрос: Какие факторы обусловливали специфику школ в эпоху Античности?

2. Заполните таблицу:

Наши рекомендации