Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
Метод в переводе с греческого языка означает «способ», «путь». В философии метод рассматривается как способ достижения целей, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом обучения понимается «способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств, практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта» (И. Я. Лернер).
В составе методов выявляются приемы.
Прием – это элемент действия, его структурная часть, разовое действие определенный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательных задач (В. А. Сластенин).
По мере развития дидактики как науки, менялось определение понятия «метод». Вот некоторые из них:
Я. А. Коменский, говоря об естественном методе подчеркивает, что он представляет собой применение идеи природосообразности к процессу обучения и предполагает построение обучения так, как это требует природа самого процесса обучения, его закономерности, в частности природа ребенка и особенности его возрастного развития.
Д. Дьюи (1859-1870) считал, что в процессе обучения следует опираться на метод эксперимента. Он должен приводить детей к открытию новых истин посредством пяти последовательных этапов: 1) ощущения проблемы (затруднения); 2) ее обнаружение и определение; 3) представление возможного решения; 4) выявление путем умозаключения следствий вероятного решения; 5) дальнейшее наблюдение и эксперименты, ведущие к окончательному решению.
А. В. Луначарский писал, что от метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской жизни, класс будет спаян единой, интересной работой и проникнут благодарной дружбой к своему руководителю (А. В. Луначарский «О воспитании и образовании». – М., 1976.).
И. Т. Огородников методом обучения называет то средство или тот путь, при помощи которого учитель, опираясь на сознательность и активность учащихся, вооружает их знаниями, умениями и навыками.
Ю. К. Бабанский, определяя характерные особенности метода обучения, указывает его специфические признаки:
ü определенная форма движения познавательной деятельности учащихся: а) определенный логический путь освоения знаний, умений и навыков учащимися; б) определенный вид и уровень познавательной деятельности учащихся (репродукция, эвристика, поиск, исследование);
ü специфическое движение раскрытия усваиваемого учащимися содержания знаний в школе;
ü определенный способ обмена информацией между учащимися и учителями (словесным, наглядным, практическим);
ü определенный способ управления познавательной деятельностью учащихся (непосредственного, опосредованного управления или самоуправления);
ü характеризуется некоторыми способами общения учителя с учащимися;
ü определенный способ стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся;
ü характеризует определенный способ контроля и эффективность учения.
Из приведенных определений следует, что метод обучения выполняет важнейшие функции в процессе обучения, с его помощью осуществляется:
a передача ученикам содержания изучаемых предметов (обучающая функция)
a управление познавательной деятельностью учащихся
a интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств (развивающая и воспитывающая функции)
a обеспечивается стимулирование и мотивация учебной деятельности (побуждающая функция)
a позволяет учителю, учащимся обмениваться учебной информацией, учиться взаимопониманию и взаимопомощи (коммуникативная функция).
a диагностировать и корректировать результаты обучения (диагностико-корректирующая функция).
Метод обучения – сложное многомерное образование. В нем есть объективная и субъективная части. Первая не зависит от педагогов и отражает закономерности, принципы обучения. Вторая обусловлена личностью педагога, конкретными условиями использования того или иного метода. Именно субъективная часть открывает простор для педагогического творчества.
С учетом многомерного характера методов обучения существует множество их классификаций. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система.
Одна из первых классификаций методов обучения была предложена Е. В. Перовским и Е. Я. Голант. Эта классификация отражает в основном виды деятельности учителя. Кроме того, она была ориентирована на «золотое правило» дидактики.
В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены три группы методов:
Æ словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой);
Æ наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов, гербариев и т.д. в последние десятилетия видео в сочетании с новейшими компьютерными системами);
Æ практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторная работа, наблюдения, выполнение измерений на местности и др.).
Достаточно широкое распространение получила классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый (эвристический); исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный. Это наиболее экономичный метод, дающий возможность учителю передавать школьникам накопленный человечеством обобщенный и систематизированный опыт. С помощью этого метода актуализируется восприятие, память, формируется эмпирическое мышление.
Репродуктивный метод. Он ориентирован на запоминание, воспроизведение и повторение способа деятельности по конкретному заданию учителя.
Задача учителя разработать эффективную систему упражнений, программированные материалы, составить определенный алгоритм, т.е. правила и порядок выполнения действий. При этом обеспечить обратную связь о выполненных заданиях, самоконтроль.
Проблемное изложение. Сущность состоит в постановке проблемы учителем, определения путей, этапы ее разрешения. Ученик не только воспринимает определенные знания, но и усваивает способ и логику решения поставленной проблемы.
Частично-поисковый метод. Этот метод позволяет учителю включить школьников в поиск решения поставленной проблемы.
Для этого учителю необходимо конструировать задание с учетом знаний, возможностей, чтобы в полной мере обеспечить им самостоятельный поиск.
Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
Классификация методов обучения по дидактическим целям (дидактическим задачам) (Г. И. Щукина, И. Т. Огородников и др.):
Дидактические задачи | Методы обучения |
1. Сообщение и разъяснение знаний с целью их восприятия и запоминания | устное изложение показ самостоятельная работа |
2. Закрепление полученных знаний | обсуждение изученного самостоятельная работа |
3. Закрепление навыков и умений | показ упражнения (игра, самостоятельная работа) |
4. Применение знаний, навыков и умений на практике | метод практических работ самостоятельная работа |
Классификация методов обучения, предложенная М. И. Махмутовым, исходит из различения понятий «преподавание» и «учение», а, следовательно, и понятий «метод преподавания» и «метод учения», которые в совокупности составляют «бинарные методы обучения».
Метод преподавания | Метод учения |
1. Информационно-сообщающий (сообщение знаний) | a исполнительский метод учения (заучивание) |
2. Объяснительный метод (раскрытие сущности явления) | a репродуктивный метод учения (осознанное усвоение знаний) |
3. Объяснительно-побуждающий метод преподавания (частичное объяснение учебного материала, частично-проблемно-познавательная задача для школьников) | a частично-поисковый метод учения (сочетание восприятия объяснений учителя с его поисковой деятельностью) |
4. Побуждающий метод преподавания (постановка проблемных вопросов и задач перед школьниками) | a поисковый метод учения (самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы) |
Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов обучения Ю. К. Бабанского, в которой выделяются три группы методов обучения:
û методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,
û методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности,
û методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Существуют и иные подходы к классификации методов обучения.
Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую задачу деятельности педагога. Опираясь на исследования Ю. К. Бабанского, М. И. Махмутова и других ученых, при выборе методов следует учитывать следующие критерии:
Æ их соответствие целям и задачам обучения и развития;
Æ соответствие содержанию урока;
Æ соответствие реальным возможностям школьников;
Æ соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
Æ соответствие возможностям самих учителей, уровню их квалификации.
Успешному выбору методов обучения способствует сравнительный анализ их эффективности для реализации разных целей обучения. К примеру, наглядные методы обучения наиболее способствуют развитию наблюдательности и повышению внимания к изучаемым вопросам. Их использование возможно, если само содержание материала может быть представлено в наглядном виде, и в наличии имеются наглядные пособия. Словесные методы эффективны для формирования теоретических и фактических знаний и используются, если материал носит преимущественно теоретико-информационный характер, если учитель владеет ими лучше, чем другими.
Также успешному выбору методов обучения способствует оптимальное сочетание разнообразных методов обучения. На базе сочетания различных методов обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьников, обеспечивается активное восприятие учебного материала, позволяет учащимся раскрыть свои возможности и способности.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятиям «метод обучения», «методический прием»?
2. Раскройте принципы классификации методов обучения
3. Покажите как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.
4. Какие условия определяют выбор методов обучения?
Методы устного изложения
Слово учителя – самый доступный и распространенный инструмент обучения.
Рассказ − монологический способ, представляющий собой связное, последовательное, устное изложение нового учебного материала, используется при отсутствии у учащихся сведений по изучаемому вопросу.
Рассказ всегда связан с личностью учителя (эмоциональностью, уровнем подготовки и осведомленности в изучаемом вопросе, умением создать образ и т.д.). Возможности его использования на уроке достаточно широки; в процессе подготовки к наблюдению, проведению опыта, во время экскурсии, прогулки и т.д., когда необходимо в сжатой форме сообщить малоизвестный ребенку, значительный по объему материал.
Общие требования:
Ø научность (использование справочников и энциклопедий);
Ø воспитывающий характер;
Ø простота (доступность, но не упрощенность);
Ø интересный, яркий (красочно-эмоциональный, образный),
Ø сопровождающийся иллюстрированием и создающий у ребенка положительный эмоциональный фон,
Ø формирующий умение слушать;
Ø стилистически грамотный;
Ø лимитированный по продолжительности (краткий — за 5—10 мин. максимум информации; I, II классы — 8 — 10 мин, III —IV классы — не более 15 мин.).
Различают следующие виды рассказов:
1) по способу мышления:
а) индуктивный (на основе фактов делается обобщение);
б) дедуктивный (общее положение подтверждается конкретными сведениями);
2) по дидактическим целям:
а) рассказ-вступление (цель — подготовка детей к изучению нового материала);
б) рассказ-повествование (детальное изложение намеченного содержания);
в) рассказ-заключение (обобщение изученного);
3) по характеру изложения учебного материала:
а) рассказ-повествование, представляющий собой сообщение сведений от лица очевидца;
б) рассказ-описание, нацеленный па создание образного представления предмета, явления природы (это характеристика конкретного природного объекта в сумме его существенных и второстепенных признаков для создании его образа; различают художественное описание, создаваемое в опоре на эмоционально-образный мир ребенка при помощи иллюстраций, репродукций и т.п. (с использованием эпитетов, метафор, сравнений, иносказаний), и деловое — выделение фактических знаний на основе проведенного научного исследования (наблюдения, эксперимента), например в процессе изучения состояния водоемов края);
в) рассказ-характеристика (предполагает выделение наиболее существенных признаков);
г) рассказ-обьяснение нацелен на изучение сущности явлений, выявление причинно-следственных связей и закономерностей;
д) рассказ-рассуждение (последовательное развитие положений и доказательств, приводящих к выводам, например при выявлении влияния погоды на состояние растительного мира. На этом фоне выделяется разновидность-объяснение как инструкция, которое в силу сжатости, информативности, программированного характера нередко рассматривается как самостоятельный словесный метод.
Предварительная подготовка к рассказу предполагает:
1) определение цели, тематики и места рассказа на уроке;
2) сбор информации из различных первоисточников, проверка текстов по справочникам;
3) подбор отрывков из художественной литературы, рассмотрение возможности использования сведений из личного опыта учителя;
4) продумывание зрительного ряда — использование фотографий, репродукций, иллюстраций из книг, энциклопедических словарей, раскрасок, детских книг со стихотворениями и т.д.;
5) запись плана рассказа, продумывание методических приемов, способствующих наиболее эффективному запоминанию информации (сравнения, ассоциации, сопоставления, выделения главного, аналогии; постановки проблемных вопросов), сочетания с различными методами обучения: беседой, демонстрацией наглядных пособий, фрагментов учебных фильмов;
6) составление конспекта.
Строение рассказа:
I) создание проблемной ситуации (завязки);
2) раскрытие основного содержания (кульминационный момент);
3) разрешение проблемы (развязка).
Объяснение — это стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдениями учащихся. В объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений, доказательств.
Наиболее важные вопросы методики объяснения:
• ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися,
• последовательное изложение материала.
Успех объяснения во многом зависит также и от того, насколько удачно учитель сумеет привлечь конкретные данные. Объяснение всегда предполагает обращение с вопросами к детям и заставляет их следить за ходом объяснения, высказывать свои соображения, догадки, делать выводы. В конце объяснения учитель дает точную формулировку вывода, правила. Обязательным элементом урока, на котором использовалось объяснение, является проверка качества усвоения материала, анализ фактов и примеров, приведенных детьми.
Инструктаж — вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, наглядных пособий и т.д. По содержанию инструктаж подразделяется на
• вводный,
• текущий,
• заключительный.
Одним из противоречивых моментов современной дидактики является использование лекции в начальной школе. Лекция — систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера. Часто методисты осуществляют подмену, обозначая данным понятием традиционный рассказ учителя.
Беседа. Суть метода — посредством четко структурированной системы вопросов вызвать у детей интерес к усвоению и дополнению определенных знаний путем самостоятельных рассуждений, обобщений и выводов.
Стержнем данного диалогического метода являются базовая тема и четко формулируемые вопросы учителя, удовлетворяющие требованиям:
· нацеленность на выявление полного содержания и подведение к выводу; активизация мысли ребенка и его самостоятельность в подходе к формулированию определенных заключений;
· точность, краткость, доступность;
· адресованность всему классу (а не выборочная) с предоставлением времени на продумывание, поощрением дополнительных, уточняющих ответов и исправлением, комментированием неточных (неполных);
· определенная логическая последовательность в построении;
· отказ от элементарной (простой, содержащей готовый ответ), неопределенной формы вопроса («Что можно сделать?..»).
Основные функции — информационная и поисково-эвристическая.
Выделяют следующие виды бесед:
1) по дидактическим целям:
а) вводная, нацеленная на актуализацию, систематизацию и обобщение опорных знаний и представлений, полученных ребенком самостоятельно, стимулирование интереса к изучаемому явлению (предваряет изучение нового курса, раздела, темы);
б) сообщающая, предполагающая ознакомление детей с новыми сведениями, с параллельной конкретизацией и расширением имеющихся у них знаний (например, при изучении сезонных изменений в жизни природы, на экскурсиях и прогулках);
в) повторительно-обобщающая, связанная с необходимостью первичного закрепления полученной информации, се систематизацией и установления связей с последующим материалом (проводится л конце изучения темы, раздела, курса);
2) по характеру познавательной деятельности учащихся:
а) репродуктивная (воспроизведение и оперирование известными сведениями и приемами);
б) поисковая (эвристическая), нацеленная на организацию поисково-исследователъской деятельности детей (использование проблемных вопросов, ситуаций, поисковых заданий на сравнение, выявление причинно-следственных связей, доказательство, поиск альтернативного решения задачи и т.д,);
3) по способу мышления:
а) индуктивная (вывод на основе суммирования знаний близких природных предметов и явлений);
б) дедуктивная (конкретизация известного исходного материала в виде иллюстрирующих его примеров);
4) по форме ведения:
а) катехизическая (вопрос — ответ);
б) развернутая (эвристическая).
К положительным чертам данного метода относится повышенная активность класса, развитие речи; недочетам — длительностью времени и дробность полученного знания из-за вопросоответной формы его получения.
Беседа проводится при наличии у детей определенного минимума исходных сведений по изучаемому вопросу (и том числе на основе рассказа учителя, работы с учебной Литературой, изучения иллюстраций, просмотра кинофильма и т.д.) и предполагает дробное сообщение информации (по частям) с периодическим переключением внимания.
Этапы подготовки к проведению беседы:
1) подготовительный: четкое определение темы и цели беседы, составление плана (В том числе возможностей чередования с другими методами, приемами, например иллюстрирования); формулирование основных и вспомогательных вопросов (четких, кратких, конкретных; тщательное продумывание их последовательности, логической связи друг с другом, нацеленной на установление причинно-следственных связей); продумывание методики организации, подбор наглядных пособии;
2) беседа;
3) итог.
Дискуссия.Суть метода учебного полилога, активно используемого в системе развивающего обучения, — целенаправленный, упорядоченный обмен мнениями и идеями по конкретной проблеме с целью принятия единого решения, т.е. на уроках естествознания учебная дискуссия имеет характер управляемого, целенаправленного, тематического, познавательного спора, требующего обязательной предварительной установки единого кодекса правил вежливого поведения, в том числе в процессе обсуждения, и его оттачивания с помощью игровых приемов, тренинга. Его организационной основой является самоорганизация учащихся.
Различают формы дискуссии:
1) круглые столы — обсуждение проблемы небольшой группой учащихся, во время которого происходит обмен мнениями с остальной частью класса;
2) дебаты — обсуждение проблемы участниками двух соперничающих команд, представляющих альтернативные точки зрения;
3) судебное заседание — дискуссия, носящая характер и форму судебного разбирательства (экологическое, естественно-историческое и другое судейство) (по М.И. Кларину). В процессе планирования работы необходимо предвидеть спонтанный характер возникновения такого рода обсуждения при выполнении элементарных заданий, связанных с аргументацией учащимися своей точки зрения.
К положительным чертам метода относятся повышенная активность класса, развитие речи и образных репрезентантов, умения доказательно отстаивать свою позицию, развитие коммуникативных способностей (слышать и слушать, инициативности, познавательного интереса, критически-рефлексивного мышления), высокая эффективность при закреплении изученного материала и его творческого осмысления; к недочетам — менее эффективен, по сравнению с рассказом, по передаче информации, требует высокой самоорганизации учащихся.
Этапы проведения учебной дискуссии:
1) подготовительный: обнаружение проблемы и уточнение учебной задачи (сравнение различных теорий образования Вселенной, представления формы Земли и т.д.); определение цели и идеального результата обсуждения, выбор его формы; планирование хода обсуждения (тематика выступлений, рассматриваемые вопросы, подбор справочного материала); отбор участников (4—6 чел.) и распределение ролей, например, по М.И.Кларину: «ведущий, генератор идей, аналитик, протоколист, эксперт». На данном этапе важно продумать возможности введения управляющих вопросов на стимулирование мышления («Как... почему... зачем... отчего?», «Что было бы, если?..»), вариативность хода дискуссии («Какие сведения (методы, приемы, доказательства) можно использовать?»), уточнение формулировок («Что вы имеете в виду?») и идей («Какие факты в защиту вашей теории можно привести?»), оценку («Ваша оценка представленной теории?»);
2) проведение: формулировка проблемы и цели обсуждения (достигается через изложение проблемы, описание случая, инсценировку, демонстрацию фрагмента кинофильма); анализ проблемы в малых группах (цель — выявить связанные с ней факты и обстоятельства, раскрытие темы, детализация, выявление позиций участников); представление результатов перед всем классом (межгрупповое обсуждение, принятие единого решения), формулировка выводов и проверка, оценка результатов обсуждения (высказывание своего мнения, анализ хода дискуссии с акцентом на конструктивные решения);
3) закрепление (использование полученных результатов в новой ситуации)
Словесные методы обучения естествознанию были и остаются самыми тиражируемыми в начальной школе в силу возрастных особенностей учащихся и обилия информации для ознакомления. Вместе с тем слово не является единственно возможным источником информации, поэтому использование словесных методов неизменно предполагает сочетание в работе и других разновидностей наглядно-практического уровня.
Вопросы и задания
1. В чем сущность каждого вида словесных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.
2. Почему словесные методы были и остаются самыми популярными в начальной школе?