ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Цель: развивать фонематический слух, учить различать голоса по тембру, воспитывать слуховое внимание
1.«Угадай, кто позвал»
Цель: развивать фонематический слух, учить различать голоса по тембру, воспитывать слуховое внимание.
Ход: из группы детей выбирают ребенка, который встает спиной ко всем играющим. Педагог молча дотрагивается до одного из детей, который произносит заранее обговоренную фразу или слово. Ребенок, который с стоял спиной к детям, поворачивается и называет имя (как он думает) говорившего. Если ребенок отгадывает того кто его позвал, то дети меняются местами и игра продолжается. Если ребенок не угадывает, то опять поворачивается спиной и угадывает голос следующего ребенка.
2. «Семейка»
Цель: развивать фонематический слух, учить различать голоса по высоте,
закрепить звукоподражание голосам животных.
Материал: игрушки или картинки с изображением знакомых детям животных
(мама, папа, детеныш).
Ход: на столе стоят игрушки (на мольберте - картинки). Дети располагаются
полукругом, закрывают глаза. Педагог (или один из детей) произносят звукоподражание голоса задуманного животного. Дети, открыв глаза должны отгадать, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса (низкий, высокий), кто из животных «говорил».
3. «Далеко- близко»
Цель: развивать фонематический слух, учить различать силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.
Ход: дети стоят спиной к ведущему. Ведущий - ребенок произносит заранее обговоренное слово (звук, звукосочетание) с той силой голоса, которая соответствует установки педагога - «далеко» или «близко». Дети поворачиваются и отгадывают, какая была установка педагога. Ведущий меняется.
4. «Вороны»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать и произносить звукоподражания, меняя силу голоса; закреплять умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука Р.
Ход: дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» ( Громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (Громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (Тихо)
5.«День-ночь»
Цель: развивать фонематический слух, учить различать голоса по тембру, воспитывать слуховое внимание.
Ход: По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей читает строчку из знакомого стихотворения. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.
6.«Пародисты»
Цель: развивать фонематический слух, учить подражать тембру голоса литературного героя.
Материал: карточки с изображением литературных героев (Баба-Яга, Царевна - лебедь, Кот Матроскин, Волк, Черепаха и др.), магнитофон и кассета с записью фраз с голосом литературных персонажей.
Ход: детям включают запись с голосами литературных героев, дети должны
отгадать кто из героев говорит, поднимая карточку с его изображением. После этого детям раздаются по одному из изображений литературных персонажей и ребята по очереди пытаются сказать, заранее обговоренную, фразу голосом своего героя. Дети отгадывают, кто из персонажей кому достался.
Примерные записи на кассете:
Баба-Яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел молодец? Дело
пытаешь или от дела лытаешъ?»
Царевна-лебедь: « Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как
день ненасный?»
Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем».
Волк: «Ну, заяц, погоди!»
7. «Лесенка»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать звуки по высоте,
упражнять в произношении изолированных звуков и звукокомплексов.
Материал: Карточки с изображением лесенок с тремя ступеньками; предметы или карточки с изображением (3 самолета разного размера, 3 жука разного размера, 3 кораблика разного размера и т.п.)
Ход: Детям раздаются карточки с изображением лесенок и предметы (карточки). Педагог или ребенок произносит звук или звукокомпелекс, а дети ставят на лесенку предмет (картинку): на нижнюю ступеньку - если звук низкий, на вторую ступеньку - звук средний по высоте, на верхнюю – звук высокий.
8. «Правильно - неправильно»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать слова близкие по звуковому составу; развивать внимательность.
Материал: картинки с изображением каких-либо предметов.
Ход: педагог ставит на мольберт карточку с изображением предмета. Инструкция: «я буду называть эту картинку, то правильно, то нет. Вы внимательно слушайте, когда я ошибусь - хлопайте в ладоши». Затем педагог произносит ряд слов, сходных по звучанию, среди которых есть правильное название предмета: (лак) лук-мак-рак-лак-лик-люк-сок-лак-лаз-ляк...
9. «Подними картинку»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать слова близкие по звуковому составу; развивать внимательность.
Материал: картинки с изображением предметов, названия которых звучат похоже (лак, рак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом; коза, коса, лиса, оса, усы; лужи, лыжи, уши, усы, ложа...)
Ход: педагог называет предметы, а дети по очереди выставляют картинки с их изображением на фланелеграфе.
10.« Рифмы»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать слова близкие по звуковому составу; развивать внимательность.
Материал: картинки с изображением предметов, названия которых звучат похоже.
Ход: детям раздаются картинки. Педагог выставляет парные им по звучанию картинки на фланелеграфе. Задание: найти к своим картинкам пары, названия предметов изображенных на них, звучат похоже с названиями предметов на их картинках, (ком - дом - том - лом - сом, бак - рак - лак - мак, сук - лук ~ жук - бук, каток - платок - листок - моток - замок - носок, горка - порка - корка...). Если ребенок правильно выбирает карточку, то забирает ее себе.