Сегментирование туристического рынка

Есть разделение потребителей на гомогенные составные части, члены которых относительно схожи, но отличаются от членов других групп или сегментов. То есть, говоря другими словами, это выделение групп потребителей рынка, туристические потреб­ности которых отличны, уникальны и идентичны для всех по­требителей этой группы. Элементы будущего тура (тур-продукт, цена, способы и инструменты продвижения, классы обслужива­ния) в основном зависят от специфичности потребностей сегмен­та, на который он ориентирован. Однако сегментирование турис­тического рынка было бы бесполезным, если бы оно проводилось без параллельного определения основных потребностей членов выделяемого сегмента рынка, а также без определения требова­ний к возможностям туроператора для качественного и эффек­тивного удовлетворения дефинированных для каждого сегмента потребностей. Возможности туристического оператора условно можно разбить на следующие категории:

• базовые (прежде всего это наличие офиса и его внешний и внутренний вид, наличие у оператора лицензии и срок ее действия, уровень качества оргтехники и средств связи);

• финансовые (наличие у собственников оператора источни­ков финансирования грядущих рекламных кампаний, ту­ристических кредитов и т.д.);

• деловые (наличие у оператора связей и договорных отноше­ний с перевозчиками, хотельерами, экскурсионными бюро и т.д., наличие личных связей с другими операторами и агентствами, в органах власти);

• информационные (наличие у оператора информации или доступа к источникам информации, информационная осна­щенность);

• возможности персонала (внешний вид, возраст, коммуни­кабельность, обаятельность, профессионализм, эрудиция, знание иностранных языков, ПК);

• технологические (наличие у оператора «ноу-хау» приме­няемых в постоянной работе технологий: технологии веде­ния переговоров, телефонных продаж, нейролингвистического программирования и т.д.).

Таким образом, сегментирование туристического рынка про­водится не только с целью разбивания всех потребителей на оп­ределенные категории и сегменты, но и для определения потреб­ностей каждого выделенного сегмента и возможностей туристи­ческого оператора для их качественного и эффективного удовлет­ворения. Если какая-то из возможностей туристического опера­тора не удовлетворяет требованиям, выполнение которых необ­ходимо для работы с определенным сегментом, оператор может либо довести свои возможности до определенного высокого уров­ня, либо просто отказаться от дальнейшей работы с представите­лями данной группы потребителей. Например, для работы с VIP-клиентами обязателен солидный офис с хорошим месторасполо­жением, если оператор его не имеет, он может либо приобрести соответствующий офис, либо отказаться от проектирования VIP-туров и дальнейшей работы с представителями этого сегмента.

На практике туроперейтинга сегментирование туристического рынка проводится на основании ряда принципов, среди которых наиболее важными являются: географический, экономический, групповых предпочтений, демографический и принцип туристи­ческих предпочтений. Рассмотрим их более подробно.

Наши рекомендации