Примерная схема анализа героя кинофильма – учителя

Пояснительная записка: Анализируя личность учителя, как героя кинофильма, важно помнить, что основным методом, который будете использовать Вы, является наблюдение.

Это старейший метод психодиагностики, который относится к малоформализованным методам. Под ним понимается научно-целенаправленное, организованное и определённым образом фиксированное восприятие исследуемого объекта.

Предметом наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы или нескольких групп в определённой социальной среде и ситуации. В данном случае, учителя, как оного из главных действующих лиц художественного фильма. Наблюдая за личностью учителя, обратите внимание на:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частоту, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики, т.е. что, кому, о чём и каким образом говорит учитель;

б) выразительные движения, жесты, экспрессию лица, мимику, физические воздействия (касания, толчки, удары, совместные усилия, передача, отнятие, задержки, дистанция между людьми);

в) обстановку (фон).

В ходе наблюдения фиксируйте максимально возможные внешние проявления, непрерывный процесс, а не отдельные моменты.

Примечание: Описывая свои наблюдения и мысли в виде отчета, сочинения или эссе, постарайтесь отойти от механического описания проявлений личности и деятельности героя фильма. Стремитесь к собственно психологическому анализу психологических фактов и закономерностей, которые Вам удалось отметить. Как можно чаще прибегайте к примерам, взятых из просмотренного Вами фильма. Старайтесь как можно подробнее и последовательнее описывать чувства, которые появились у Вас после увиденного в кинокартине. Используйте в качестве опоры конспекты лекций по педагогической психологии. Проявите максимум психологического, творческого и личностного подхода.

Анализируя особенности личности учителя, обратите внимание на:

  1. Время и место, где работает учитель. Психологический климат и атмосфера, возможные реалии прошлого педагога, приведшие к нынешней ситуации и особенностям личности и поведению учителя. Здесь наиболее важным представляются мотивы профессиональной деятельности педагога, его отношение к себе, профессии, детям.
  2. Основные события, произошедшие с героем фильма, проявления его личности во время этих событий. Мотивы, чувства, переживания, мечты и планы на будущее.
  3. Особенности взаимоотношений с администрацией школы, особенности взаимоотношений с учениками. Особенности контингента учеников школы, их возрастные и психологические особенности.
  4. Выберите одного из учеников педагога, с которым, по Вашему мнению, у него сложились наиболее близкие, или интересные отношения. Проанализируйте ход их развертывания, напишите мини характеристику на этого ученика. В не так же отмечайте особенности типа темперамента, поведения, характера этого ученика. Как Вам кажется, почему именно с этим учеником у педагога сложились наиболее доверительные отношения? Аргументируйте свой ответ.

Анализируя особенности психолого-педагогической компетентности и профессионально-педагогической культуры учителя, обратите внимание на:

  1. Педагогический аспект профессиональной деятельности учителя:

- Какие педагогические задачи ставит учитель? (развивающие, воспитательные, обучающие);

- Каким образом делает выбор методических решений? (Владеет вариативной методикой или использует однообразные методические решения в обучении);

- Умеет ли анализировать свой педагогический опыт? (Стремится и умеет анализировать свой опыт или уходит от самоанализа под разными предлогами).

2. Особенности педагогического общения и такта учителя:

- Планирует ли коммуникативные задачи? (Специально планирует, коммуникативные задачи или задачи общения в ходе урока не планирует, полагаясь на стихийно возникающие ситуации);

- Какой социально-психологический климат учитель создает в классе? (Создает в классе обстановку доверия, психологической безопасности; дети открыты для общения и развития или в общении использует жестокие методы, исходит из непререкаемого авторитета учителя; дети напряжены);

- Реализует ли учитель личностно-ориентированный подход? (Исходит из ценности личности каждого ученика, уважает их достоинство, ориентирован на поддержку или ученики воспринимаются как объект, средство, помеха. Не дифференцирует своего общения, ориентирован на формальные оценки).

3. Психологические особенности личности учителя:

- Имеет ли устойчивую профессионально-педагогическую направленность? (Имеет устойчивую профессионально-педагогическую направленность или считает, что недолго задержится в учительской профессии);

- Какими особенностями характеризуется «Я-концепция» учителя? (Имеет позитивную «Я-концепцию», спокоен и уверен или очень неуверен в себе, тревожен, мнителен, проявляет агрессивные тенденции. Есть тенденция к аутоагрессии).

- Уровень и проявления креативности личности и деятельности учителя. (Работает творчески, применяет оригинальные приемы или работает главным образом по типовым методическим разработкам).

4. Психологические аспекты педагогической деятельности:

- Может ли поставить себя на место ученика, взглянуть на проблему его глазами? (Обладает развитой эмпатией, личностной или интеллектуальной рефлексией или не может поставить себя на место ученика, не способен увидеть происходящее глазами ученика, почувствовать его эмоции, умеет погрузиться внутрь себя, взглянуть на себя и свой жизненный опыт со стороны);

- Насколько открыт и откровенен перед учениками и самим собой? (Откровенно и искренне выражает свои мысли и чувства в общении с учениками или держится за роль учителя, ориентирован на формально-деловые отношения и поддержание своего авторитета);

-Насколько гибок, динамичен в своей работе? (Динамичен, и гибок в общении, легко в общении, легко замещает и разрешает проблемы или не гибок, не замечает возникающих конфликтов, не способен к их конструктивному разрешению).

Наши рекомендации